В материале фактические данные о клиенте завуалированы и все сходства с конкретным человеком исключены, если только опосредованно вы не узнали самого себя в общении и поведении с ребёнком.
Запрос клиентки звучал так: "Моей дочке 7 лет, у нас понимание и полное принятие, да, и в принципе, как таковых проблем нет. Но иногда замечаю, что она меня не слышит и поэтому не выполняет просьб, как будто бы в этот момент действительно физиологически не слышит. Даже пришло ощущение, что нужно проверить слух перед школой"
Диагностика девочки подтвердила положительные качества, о которых говорила мама на консультации (это кстати, было без преувеличения) и при этом меня, как психолога, она слышала с первого раза на протяжении 40 минут.
Вроде бы тупичок, но загадку нельзя оставлять неразгаданной, так как она периодами создаёт напряжение у мамы, как и поднимает тревожность, а значит, в любом случае будет накапливать негативные реакции и может выразиться в конфликтах, а значит, в том или ином отчуждении двух любящих людей.
Поэтому мы зашли в эксперимент - провести консультацию по скайпу из квартиры, где проживает данная семья, чтобы максимально приблизиться в реальным коммуникациям мамы и дочки на своей территории.
Сессия проводилась с мамой по её запросу о работе, а дочка была неподалёку.
При выполнении проективных тестов и психологических упражнений клиентке нужны были то лист бумаги, то цветные карандаши, то ручка, то ножницы и она обращалась к дочери с деликатными просьбами, так как та в этот момент как раз рисовала за письменным столом.
И вот тут всё разрешилось... хотя клиентка этого даже не заметила, но при пересмотре видеозаписи со скайпа была шокирована от того, что всё было настолько явным, в прямом смысле - лежало на поверхности, но она не замечала.
Сейчас представьте для себя и вы данную ситуацию.
Мама: "Светочка, принеси, пожалуйста, МАМЕ лист бумаги со стола и несколько карандашей".
Дочка в одну секунду берёт то, что попросили и со словами: "Вот, мамочка, возьми!" - передаёт маме то, о чём она просила.
Проходит 10 минут.
Мама: Доча, принеси ещё, пожалуйста, МНЕ ножницы.
Ответа нет, снова обратилась - и снова ответа нет. Мама встаёт со стула и идёт за ножницами со словами: "Мама просит, просит, а ты даже и не слышишь!"
Дочка резко поворачивается и недоумённо спрашивает: "А что ты мне говорила принести?"
Потом и сама Света подходила к маме с просьбами и вопросами.
Анализ наблюдений выявил важную деталь - дочь не совмещала в своём понимании два образа воедино. Они, действительно, как будто бы существовали в её восприятии совершенно раздельно. "Мама" и "я, мне, меня" - это два разных человека. Маму нужно слушать и слышать, а ту вторую женщину - не обязательно, ведь она не такая важная и значимая, как мама.
После понимания женщиной проблемы слов, она стала постепенно и полностью исключать из просьб и обращений маму, а говорила от первого лица, т.е. от себя. Было сложно перестроиться обоим. Маме в том, что нужно было включать режим саморегуляции, а дочке привыкать к тому, что эта женщина и есть моя любимая мама.
Но всё встало на свои места и приобрело понимание и стабильность.
Кстати, эта история в разговорах мам с детьми на улицах отслеживается мною достаточно часто, а значит, требует самокоррекции.
Пусть всё получится!
©Екатерина Агафонова
Автор: Агафонова Екатерина Анатольевна
Психолог, Преподаватель вуза
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru