В истории человечества, в одной из ее важнейших областей, таких как философия, всегда существовала и проходила сквозь века тема более совершенного человека, о котором люди размышляли, мечтали и к которому все мы так или иначе, рано или поздно должны устремиться, если хотим, чтобы жизнь наша стала лучше, и мы продолжили свой путь в будущее.
Каким должен быть этот более совершенный человек, какими качествами должен обладать, как жить, как поступать, как относиться ко всему в жизни?
Философские системы всех времен содержат размышления и высказывания на этот счет, сделанные лучшими мыслителями своего времени. В Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции и в последующие эпохи освещался этот вопрос. Образ более совершенного человека, который именовался у разных философов по-разному, всегда имел один общечеловеческий смысл и отражал лучшие человеческие качества, которые, как оказалось, неизменны для всех народов и времен, всегда остаются общими для людей, показывая тем самым, что человечество едино в своей сущности и в каждом человеке заложена частичка Высшего, которая может в нем проявляться и развиваться, если он этого захочет.
Образ более совершенного человека, с которого можно и нужно брать пример всегда был необходим. Ориентируясь на этот образ, идеал – пример лучших человеческих качеств, люди воспитывали своих детей. Так уже при первобытнообщинном строе, свыше пяти тысяч лет до нашей эры, когда только зарождались организованные формы воспитания, детей воспитывали на примерах предков-героев. И в дальнейшем, когда народ был еще неграмотным, он обращался к древнему эпосу, когда создавались образы больших героев, которых все знали и почитали. Эпос народов мира играл в воспитании решающую роль.
В Древней Индии, задолго до нашей эры, у детей воспитывали такие качества, как любовь к природе, чувство прекрасного, самодисциплина, самообладание, сдержанность. Идеалом нравственного поведения считались содействие общему благу, отказ от поступков, которые идут во вред такому благу. Образцы воспитания черпались, прежде всего, в народном эпосе «Махабхарата» и «Рамаяна». Для индусов герой Рама до сих пор является образцом совершенного человека, эталоном высшей воспитанности. Вот как его описывает древнеиндийская «Рамаяна»: «Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всех превзошел Рама ученостью и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал пороков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукою и опытом мужами. Он знал Веды, законы и обычаи, был красноречив и рассудителен и никогда не уклонялся с пути долга».
Также в Древней Греции внимание к воспитанию детей было велико. В IХ – VIII вв. до н.э. идеалы воспитания отразились в эпических поэмах «Иллиада» и «Одиссея», сложился образ совершенного человека, личности развитой умственно, нравственно и физически. В воспитательной практике этим идеалом руководствовались как педагогической целью. Гомер характеризовал идеального героя как «способного мыслить, мудрого».
В демократических Афинах того времени до 7 лет дети получали традиционное семейное воспитание, целью которого было развитие у ребенка физических сил, чувства красоты и формирование традиционных нравственных установок. Огромное влияние на формирование нравственных идеалов и ценностей у древних греков оказали такие великие греческие философы как Пифагор, Сократ, Платон и др.
В VI веке до н.э. в Древнем Китае наибольшее воздействие на развитие воспитания и педагогической мысли оказало учение Конфуция (551 – 479 гг. до н.э.). Особое внимание Конфуций обращал на нравственное совершенствование человека. По Конфуцию прочность и жизненность общества покоятся на правильном воспитании его членов, которое он считал главным фактором человеческого существования. По мнению Конфуция, природное в человеке – это материал, из которого при правильном воспитании можно создать идеальную личность. Идеального человека, сформированного воспитанием, Конфуций наделял такими высокими качествами как благородство, стремление к истине, правдивость, почтительность, богатая духовная культура. Он высказывал идею разностороннего развития личности, отдавая при этом преимущество нравственному началу.
Идеалы человека и его воспитания в Древнем Риме нашли отражение в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана. Сущность совершенного человека Цицерон определял понятием «гуманность», «человечность» и на первое место ставил освоение общей культуры и получение универсального образования. Лишь таким путем, считал Цицерон, можно стать совершенным человеком. Основным недостатком, пороком личности Цицерон считал эгоизм.
Сенека (ок. IV в. до н.э.) – философ и оратор эпохи императорского Рима – считал главной задачей воспитания моральное совершенствование. В его произведениях «Письма на моральные темы», «Нравственные письма к Луцилию» изложена фактически программа нравственного совершенствования человека.
В дальнейшем в разные эпохи и в разных странах, где складывались различные философские системы, уделяющие внимание идеалу, его конкретным качествам и смыслу совершенствования человека, создавались различные концепции воспитания, во многом базирующиеся на этих философских системах и развивающие их в части воспитания человека. Так сложившийся в античности идеал разносторонне развитой личности лег в основу воспитания гармонической личности гражданина – человека, действующего на благо общества, физически и духовно здорового, активного и жизнестойкого в Эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.). В то же время наследие древних рассматривалось не как образец для подражания, а как источник идей, на которые можно опереться в создании нового мировоззрения и новой культуры.
В России ХVIII века стремление Петра Великого создать сильное светское государство привело к зарождению нового для страны светски образованного, обладающего широким взглядом на мир, воспитательного идеала человека, сохраняющего в то же время национальные традиции, готового на подвиг ради Отечества. Появление нового идеала человека свидетельствовало о вступлении России в новый период истории своей духовной культуры – в век Просвещения.
Значительный вклад в определение истинных целей воспитания и идеала Человека в России в Эпоху Просвещения внес М.В. Ломоносов, который рассматривал природу человека в делении на «нижнюю» – чувственную, эгоистическую и «высшую» – духовную, патриотическую. По его убеждению, развивать в ребенке следовало не просто разум, а пытливый ум, ориентированный на творчество.
Во время правления Екатерины II обществу нужен был просвещенный человек, сочетающий общую образованность с профессиональной выучкой. Во многом на императрицу оказали влияние идеи западноевропейских просветителей, а трактат «Мысли о воспитании» Д.Локка стал ее настольной книгой.
Видным деятелем и реформатором в области воспитания был соратник Екатерины И.И.Бецкой, который как мыслитель сформировался под влиянием идей французских просветителей. Бецкой полностью разделял идею Екатерины II о необходимости воспитания «новой породы людей». Именно в воспитании Бецкой видел «корень всему злу и добру»; оно должно было быть сообразным природе детей, развивать в них такие качества личности, как учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой и знание «домостроительства». Образование без воспитания, по его убеждению, лишь вредит натуре ребенка, портит его, отвращает от добродетелей.
В XIX веке одним из видных деятелей в области воспитания, оставивший значительный след в российском образовании был известный хирург и педагог Н.И. Пирогов (1810 – 1881). В своей, ставшей широко известной статье «Вопросы жизни», главным содержанием которой была пропаганда идеи общечеловеческого воспитания, Пирогов выступал против ранней специализации в обучении детей. Он усматривал цель воспитания в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором.
Основоположник русской школы научной педагогики К.Д. Ушинский (1824 – 1870) видел главную цель воспитания в духовном развитии человека и достижение ее, опираясь на культурно-исторические традиции народа. В самой своей капитальной работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» Ушинский утверждал, что искусство воспитания должно опираться на данные наук о человеке, на комплексное знание о человеке.
Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889) при формулировке воспитательных идеалов вставал на позиции революционной переделки общества и человека. Новый человек, по Чернышевскому, должен быть всесторонне развитым преобразователем мира, исполненным высоких стремлений, готовым на жертвы во имя общественного блага.
После Октябрьской революции 1917 года в деле воспитания широких народных масс формируется новый идеал человека – строителя коммунизма. В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко и многие другие деятели того времени выдвигают конкретный образ человека, воспитание которого, прежде всего, осуществляется ради социалистического общества. Такие качества как воля, мужество, целеустремленность, дисциплина, долг, честь, вежливость, суровость, доброта, настойчивость, умение владеть собой и влиять на других, веселость, бодрость, подтянутость, способность любить, интернационализм и др. становятся составными коммунистического идеала человека. Исходя из этого идеала, целью воспитания советской педагогики в одном случае становится культурный советский рабочий, в другом – строитель социализма и коммунизма.
Проходя широкими шагами через историю стремления человечества к более совершенному человеку, знакомясь с различными философскими и воспитательными системами и концепциями, мы видим, что все они достаточно четко представляли и формулировали этот образ и в соответствии с ним главные задачи воспитания детей.
Насколько была продолжена эта славная традиция всех веков и народов, насколько четко был сформулирован идеал человека, к которому мы хотим стремиться и вытекающая из этого цель воспитания в постсоветской России – судить историкам будущего. Мы же постараемся определить и собрать лучшие общечеловеческие качества, которые прошли через все времена и земли и остались неизменно ценными и главными в понятии настоящего, благородного, более совершенного Человека.