Найти тему
Всё в прошлом

Мытищи. Сквозь время: от древнего торгового пути до индустриального центра

Мытищи. Издревле тут протекало две крупные реки – Клязьма и Яуза. Что такое река в старые времена? Во-первых, это рыба; во-вторых, это торговый путь, по которому из Москвы можно было попасть на восток. При этом был один нюанс. Из Москвы можно было доплыть по Яузе только до района современных Мытищ, неподалеку от которой река берет свой исток. Дальше путь на восток был возможен только по Клязьме, которая впадает в Оку. Но соединения с Яузой у Клязьмы не было. Но было подходящее место, где две реки сближались максимально близко друг к другу. Это расстояние суда тащили волоком по суше, перемещая суда с Яузы на Клязьму и наоборот. Это происходило как раз в районе Мытищ. И именно там взымалась проезжая пошлина с проходивших судов и людей – «мыт», которая и дала название поселению. При этом торговый путь проходил там задолго до образования Москвы. Сейчас точный Яузский волоковой путь, каким пользовались раньше, не известен. И как правило рассматривают всего две версии, существование которых подтверждаются теми или иными косвенными признаками.

План предполагаемого Яузского волокового пути. Взято с источник mr.moscow/babushkinskij-yauza-kak-magistral
План предполагаемого Яузского волокового пути. Взято с источник mr.moscow/babushkinskij-yauza-kak-magistral

Известно, что силились люди в районе современных Мытищ еще очень давно, более тысячи лет назад. Но вот первое упоминание о «Яузское Мытище» датировано 1460 годом. Но город так же отмечает и другую дату: 1623 – 1624 года, когда впервые Мытищи было упомянуто, как село.

Но вот к моменту первого упоминания в 1460 году водного пути по Яузе скорее всего уже не было. Как отмечает русский и советский историк в своих трудах "Подмосковье в древности: три очерка" Степан Борисович Веселовский, что «во второй половине XIV в. на Яузе было несколько запруд и стояли мельницы – верный знак того, что судоходство по Яузе уже было остановлено».

В пользу этого говорит и то, что в первом упоминании в 1460 году эта местность названа «Яузское Мытище», т.е. в данном случае окончание «ище» означает что-то прошедшее, по аналогии со словом «пожарище», означающее место, где был пожар, или "городище" - место, где был город. Только в данном случае «Мытище» говорит о том, что здесь когда-то брали мыт. Следуя логике в 15 веке данный речной торговый путь уже не использовался и мыт не взымался.

Это связано с тем, что после перехода Коломны в удел московским князьям, москвичи стали пользоваться новым более удобным путем через реку Нерскую в пределах Коломенского уезда.

Но тем не менее люди продолжали здесь жить.

В этих местах было старинное село Тонинское (ныне Тайнинское), в котором находилась наследственная вотчина великих московских князей и российских государей, служившая им загородной резиденцией. Первое упоминание о селе датировано самым началом 15 века. Сейчас от старинного парка остались фрагменты аллей и два прудика. Царский дворец и служебные здания утрачены в начале 19 века. На территории усадьбы сохранилась Благовещенская церковь конца 17 века. Храм является памятником русской архитектуры. Как отмечается на сайте azbyka.ru «В первоначальном виде храм имел богатые внешние украшения, не восстановленные вполне после современной реставрации». Но и в наши дни церковь имеет изящный вид, настоящий образец мастерства каменного зодчества.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Фотография предположительно 1890 г. Фото позаимствовано: https://pastvu.com/p/2040344
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Фотография предположительно 1890 г. Фото позаимствовано: https://pastvu.com/p/2040344

Так же стоит отметить, что через эти места пролегал сухопутный путь в Троице-Сергиеву лавру. А это значит, что вдоль дороги возводились постоялые дворы и трактиры. Там, где пролегает популярный маршрут, всегда будут кипеть жизнь.

Спустя века после того, как Яуза перестала быть судоходной, ее вода возымела новое значение для Москвы, когда в городе решили построить первый самотечный водопровод. Считается, что Яуза славилась своей ключевой водой, а ландшафт местности идеально подходил для прокладки водного канала. В 1779 году началась прокладка водопровода. Долгих четверть века понадобилось, чтобы закончить работы и пустить воду из Мытищ в Москву. В его строительстве принимали участие и военные. Так воинский гарнизон Москвы обязался ежедневно предоставлять 400 солдат для строительных работ. Но Русско-Турецкая война прервала строительство. Это и сказалось на длительности введения в эксплуатацию такого сложного инженерного объекта. Ожидания того стояли. В Москву потекла вода, которая стала считаться одной из лучших в Европе.

Но с ростом населения Москвы, а также с новыми производственными мощностями, потребность в воде росла. Благодаря реконструкциям водопровода, выдаваемая мощность увеличилась в несколько раз. Но и этого стало не хватать. Как итог Москва стала получать основной объем воды из других источников, а последняя вода по Мытищинскому водопроводу поступила в столицу в 1962 году.

С Мытищинским водопроводам связаны прекрасные архитектурные сооружения, такие как Ростокинский акведук и Крестовские водонапорные башни, украшавшие облик Москвы. Но башни были снесены во время реконструкции Ярославского шоссе, а Ростокинский акведук до сих пор радует гостей и жителей столицы.

Крестовские водонапорные башни. Фотография предположительно 1900 г. Источник фото: https://pastvu.com/p/643434
Крестовские водонапорные башни. Фотография предположительно 1900 г. Источник фото: https://pastvu.com/p/643434
Ростокинский акведук, входивший в систему Мытищенского водоканала. Наши дни. Источник фото: https://wikiway.com/russia/moskva/rostokinskiy-akveduk/photo/#gallery-1
Ростокинский акведук, входивший в систему Мытищенского водоканала. Наши дни. Источник фото: https://wikiway.com/russia/moskva/rostokinskiy-akveduk/photo/#gallery-1

В 1862 году в Мытищах прокладывается железная дорога, что поспособствовало быстрому росту промышленности в округе. Вокруг станции стал складываться пристанционный поселок. Открывались новые заводы и фабрики, а население стремительно прибывало. Так в 1897 году был представлен первый железнодорожный вагон, выпущенный Мытищинским вагоностроительным заводом. В 1903 году Вагоностроительный завод уже начал выпускать помимо железнодорожных вагонов еще и трамвайные. Его деятельность в начале 20 века оказала существенное влияние на экономическую, социальную и демографическую ситуацию в окрестностях Мытищ. При нём сформировался крупный посёлок рабочих, поглотивший пристанционный посёлок.

В Мытищах впервые в России стали выпускать искусственный шелк, а в самом городке сложился крупный индустриальный центр. Тем временем численность населения составляла порядка 10 тыс. человек.

Рост населения и высокая доля промышленности данного района не могла не сказаться на статусе населенного пункта. Так в 1925 году Мытищи становятся городом. Начинается масштабная застройка. Строится новая больница, появляется клуб, возводятся новые дома. Близлежащие села входят в состав города.

После войны город продолжает расти, строятся новые районы. С появлением новых районов растет и число жителей. И если на начало 20 века город насчитывал порядка 10 тыс. человек, то спустя век (по состоянию на 2023 год) численность составляла уже более 266 тыс. Более чем в 26 раз!

Город, как и многие города-спутники Москвы, активно развивается и благоустраивается. И если в 12 – 14 веке здесь брали плату за право пользоваться дорогой, то пока Ярославское шоссе является бесплатной трассой; лишь табличка с названием населенного пункта напоминает путешественникам, что так было не всегда.

Спасибо, что дочитали статью до конца.

Буду рад Вашему лайку 👍 или комментарию 💬.

И если статья была полезной, прошу подписаться на мой канал, что бы не пропустить что-то новое из хорошо забытого старого.

_____________________

Источники, используемые при написании статьи:

https://www.mos.ru/news/item/41649073/

https://mytyshi.ru/about/story

https://ru.wikipedia.org/

https://metrowagonmash.ru/about/history/founding/

https://bigenc.ru/c/mytishchi-cc250b

https://www.culture.ru/institutes/14175/taininskoe

https://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский_храм_(Тайнинское)

Степан Борисович Веселовский, "Подмосковье в древности: три очерка" / сост. А. Г. Макаров. — М.: АИРО-XX, 2002. — 128 с

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц