Найти тему
Всё в прошлом

Забытая Москва: Крестовские водонапортные башни

В конце 19 века началась реконструкция Мытищинско-Московского водопровода, который на тот момент являлся главным источником питьевой воды в Москве. В рамках данной реконструкции архитектором М. К. Геппенером были сооружены две водонапорные башни, которые стали именоваться Крестовскими.

Крестовские башни. Фото приблизительно 1900 - 1907 гг. Источник фотографии: pastvu.com
Крестовские башни. Фото приблизительно 1900 - 1907 гг. Источник фотографии: pastvu.com

Казалось бы, обычные водонапорные башни… Но нет, это целое архитектурное творение, построенное из красного кирпича в стиле эклетики.

Это были две круглые башни, каждая из которых в диаметре была 20 метров, а в высоту порядка 40 метров. Две башни соединялись между собой ажурным мостиком. Таким образом, помимо основных своих функций, башни своим обликом прекрасно вписывались в городскую архитектуру и украшали город.

Крестовские башни были возведены в самом начале Ярославского шоссе на площади Крестовской заставы (ныне Рижская площадь).

Рижский вокзал и Крестовские башни. Фото приблизительно 1908 - 1909 гг. Источник фотографии: pastvu.com
Рижский вокзал и Крестовские башни. Фото приблизительно 1908 - 1909 гг. Источник фотографии: pastvu.com

На верхних этажах башни располагались резервуары с водой, емкостью в 1850 кубических метров каждая. Пять нижних этажей были отданы под служебные и жилые помещения, а также там расположилась контрольная станция водомеров.

Вода из башен самотеком по магистралям поступала в центральную часть города. В свою очередь сами башни получали воду с Алексеевской насосной станции, которая располагалась в селе Алексеевское (ныне Алексеевский район Москвы).

В 1896 году в одной из башен открывается Музей московского городского хозяйства. В последующем (в 1926 году) он будет перенесен в Сухареву башню. Сейчас этот музей называется «Музей Москвы» и находится на Зубовской площади. Это старейший музей Москвы, и начинал он свою историю в стенах Крестовской башни.

В 1930-х годах в Москву приходит волжская вода из только-что построенного канала Москва-Волга. Теперь водопроводные трубы столицы получили мощный напор, а Крестовские водонапорные башни перестали выполнять свои основные функции.

К тому же началась реконструкция Ярославского шоссе, где по проекту водонапорные башни предлагалось снести.

Таким образом в 1940 году башен уже не было, оставив москвичам после себя реконструированное Ярославское шоссе, да старые фотографии архитектурного шедевра.

Спасибо, что дочитали статью до конца.

Буду рад Вашему лайку 👍 или комментарию 💬.

И если статья была полезной, прошу подписаться на мой канал, что бы не пропустить что-то новое из хорошо забытого старого.

___________________

Источники, используемые при написании статьи:

retromap.ru/forum/viewtopic.php?t=910

ruskontur.com/krestovskie-vodonapornye-bashni-v-moskve-utracheny/

ru.wikipedia.org/wiki/Крестовские_водонапорные_башни

mosmuseum.ru/about/