Медресе были первыми школами, которые имели целью систематическое образование. В Османской империи Медресе были главными учебными заведениями.
Одним из первых образовательных медресе является «Медресе Низамие». Его в 1057 году основал в Багдаде великий сельджукский визирь Низам'и-Мюльк. Затем, аналогичные «Медресе Низамие» были открыты по всему государству сельджуков. Потом, и в Османской империи.
Самое большое османское медресе было в мечети Фатих, которую построил Султан Мехмед в 1463-1470 годах. В медресе была библиотека и бесплатная столовая для обучающихся. Там преподавали теологию, право и литературу.
Во время правления султана Сулеймана основано «Медресе Сулеймание». В нем уже была система подготовки учеников от первого в мактабе (дети 5-6 лет обоих полов) до 12 классов. Причем готовили не по религиозным предметам, а в области медицины и науки. То есть, как в современности!
Также была специальная школа для военных медиков "Медресе Дарюш".
**Иерархия в медресе:**
* **Учителя** были высококвалифицированными специалистами, носившими различные титулы, отражающие их уровень знаний и опыта.
* **Профессор (мударрис)** – руководил обучением и читал лекции по своей специализации.
* **Мулазим** – помогал профессору в преподавание и руководил группами студентов.
* **Мухадди** – отвечал за дисциплину и порядок в медресе.
* **Мулла** – название применялось в отношении учителей на более низких уровнях обучения.
* **Факкаха** – ученый, специализирующийся в исламском праве.
* **Алламе** – титул, присуждаемый ученым с исключительной эрудицией и глубокими знаниями.
* **Кари** – знаток Корана, читавший его с особым навыком и красиво.
* **Факих** – мусульманский юрист, комментировавший исламские законы.
* **Студенты** также были разделены на категории:
* **Сухте (софта)** – начальные студенты, овладевающие основами арабского языка и исламских наук.
* **Данишменд** – продвинутые студенты, изучающие более сложные предметы.
* **Муид** – студенты, готовые к самостоятельной преподавательской деятельности.
**Обучение и материальная поддержка:**
* **Финансовая поддержка:** Студенты медресе получали карманные деньги на питание и необходимые расходы.
* **Аспирантура:** Лучшие студенты могли продолжить обучение в аспирантуре и впоследствии получить должность профессора.
* **Управление:** Высшим органом управления медресе был **шейх-уль-ислам**, главный исламский ученый Османской империи.
* **"Лекторы":** Профессора, назначаемые шейх-уль-исламом, также принимали участие в управлении медресе.
**Завершение обучения и получение лицензии:**
* **Экзамены:** Обучение в медресе заканчивалось экзаменом для получения лицензии на преподавательскую деятельность.
* **"Муджазом":** Лицензированные выпускники медресе назывались "муджазом".
* **"Муджиз":** Профессора, имеющие право проводить экзамены или допускать к ним студентов.
* **"Иказетнаме":** Диплом, выдаваемый выпускникам медресе.
## Дворцовые школы Османской империи: кузница талантов и лояльности
Помимо религиозных медресе, ключевую роль в формировании элиты империи играли дворцовые школы, где воспитывались будущие государственные деятели, военные, а также служители двора.
Эти учебные заведения были не просто местами получения знаний, а своеобразными "инкубаторами" лояльности, где будущие служащие империи с юных лет впитывали ценности османского общества и обретали навыки, необходимые для службы султану и государству.
## "Эндерун": колыбель будущих правителей
Самым известным и престижным учебным заведением среди дворцовых школ была "Эндерун", созданная во времена правления Мурада II и получившая дальнейшее развитие при Мехмете II. В переводе с персидского "Эндерун" означает "внутренний", что отражало ее местоположение: школу размещали в стенах дворца, где обучались будущие правители, военные лидеры, администраторы и дипломаты.
В "Эндерун" попадали не все, а только тщательно отобранные дети, в основном из христианских семей, отобранных в ходе "Девширме" - системы пополнения армии и государственного аппарата Османской империи. Эта система позволяла забирать юных христианских мальчиков из их семей, давать им образование, а затем превращать в лояльных и преданных слуг империи.
Отобранные мальчики сначала проходили подготовительный этап, получая обучение в дворцах Эдирне и Галатасарая, где их называли "мальчиками-новичками". Они изучали основы грамоты, религии, этикета, а также осваивали военное дело. По окончанию подготовительного этапа "новички" распределялись по воинским частям, а особо талантливые и отличившиеся снова попадали в "Эндерун" для получения высшего образования.
## Строгий распорядок и разностороннее образование
Жизнь в "Эндеруне" отличалась строгой дисциплиной и распорядком дня. Обучение длилось 14 лет и включало в себя изучение нескольких дисциплин:
* **Исламское право (шариат):** изучение основ исламской догмы, религиозных обрядов и законов.
* **Тюркский язык и литература:** изучение грамматики, поэзии, истории и культуры.
* **Арифметика, геометрия, астрономия:** изучение математических наук, необходимых для ведения государственных дел и военных операций.
* **Каллиграфия:** мастерство красивого письма было важным умением для чиновников.
* **Военное искусство:** будущие военные лидеры обучались стратегии и тактике, владению оружием и конной езде.
* **Музыка, театр, танцы:** изучение искусств развивало воспитание и способствовало сплочению студентов.
Обучение проводили известные профессора и квалифицированный дворцовый персонал, а также приглашенные иностранные учителя. Студенты проживали в специально отведенных зданиях, обеспечивались едой и одеждой, а также получали ежемесячное денежное пособие с первого года обучения. Все это делало обучение в "Эндеруне" престижным и желанным для многих молодых людей.
## "Шехзадеган": школа для принцев
Вторая по важности дворцовая школа - "Шехзадеган" - была предназначена для обучения сыновей султана. Эта школа отличалась от "Эндеруна" тем, что в ней обучали только принцев, и программа обучения была более ориентирована на подготовку к правления.
В "Шехзадеган" обучали будущих султанов искусству управления, дипломатии, военному искусству, а также исламскому праву и религии. Обучение в "Шехзадеган" было не менее строгим, чем в "Эндеруне", но в то же время включало в себя более индивидуальный подход, учитывая то, что будущие правители империи должны были получить особое образование.
Еще одной дворцовой школой была "Мешхане". В ней обучали музыке.
Дворцовые школы стали не только кузницей талантов, но и важным инструментом в руках султанов для укрепления своей власти и создания сильной и единой империи.
Материал подготовлен на основе статьи А.К.Оразабердиева и М.К.Батчаевой: СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ.
Будет интересно прочитать: