Найти в Дзене

Её звали Жанной

За бесстрашие магнитогорская партизанка получила подпольное имя в честь знаменитой Орлеанской девы Имя Марии Киреевны Романенко магнитогорским краеведам и исследователям темы Великой Отечественной войны знакомо хорошо. Родилась она в 1923 году на Брянщине. С 1933 года жила в Магнитке. Закончила школу, вступила в комсомол, работала токарем в основном механическом цехе металлургического комбината. В мае 1942 года по комсомольской путёвке прибыла в Москву в распоряжение ЦК ВЛКСМ. Получила распределение в Белоруссию для работы в партизанском отряде. Подпольное имя Марии Романенко – «Жанна». Была комсоргом роты. Погибла в бою под Минском в 1944 году, не дожив до освобождения три месяца. За полгода до гибели награждена медалью «Партизану Отечественной войны» первой степени. Фондовая коллекция краеведческого музея, посвящённая М. К. Романенко небольшая: фотопортрет, фотокопия разворота комсомольского билета, фото плиты с её именем на могиле да текст биографии, очень схематичной, без подробно

За бесстрашие магнитогорская партизанка получила подпольное имя в честь знаменитой Орлеанской девы

Мария Романенко (довоенное фото)
Мария Романенко (довоенное фото)

Имя Марии Киреевны Романенко магнитогорским краеведам и исследователям темы Великой Отечественной войны знакомо хорошо. Родилась она в 1923 году на Брянщине. С 1933 года жила в Магнитке. Закончила школу, вступила в комсомол, работала токарем в основном механическом цехе металлургического комбината.

В мае 1942 года по комсомольской путёвке прибыла в Москву в распоряжение ЦК ВЛКСМ. Получила распределение в Белоруссию для работы в партизанском отряде. Подпольное имя Марии Романенко – «Жанна». Была комсоргом роты. Погибла в бою под Минском в 1944 году, не дожив до освобождения три месяца. За полгода до гибели награждена медалью «Партизану Отечественной войны» первой степени.

Фондовая коллекция краеведческого музея, посвящённая М. К. Романенко небольшая: фотопортрет, фотокопия разворота комсомольского билета, фото плиты с её именем на могиле да текст биографии, очень схематичной, без подробностей. И только более углублённая работа над темой позволила узнать интересные детали партизанской жизни Жанны-Марии. Во-первых, воспоминания бывшего комиссара партизанского отряда имени Кирова – Ивана Артёменко. Он рассказывал, как в течение двух месяцев Мария добиралась до отряда по тылам врага, преодолев расстояние в тысячу километров. В условиях жесточайшего террора фашистов и большого количества полицейских гарнизонов, когда можно было и в засаду попасть, и привести за собой «хвост». Вот почему путь, преодолённый Марией, стал подвигом.

В отряде Жанна-Мария вела жизнь рядового бойца – принимала участие
в рейдах боевых групп по уничтожению мостов, участвовала в открытых боях с карателями.

Вот только один пример. В одну из ночей 1943 года партизаны проникли в деревню Покрашево. Полицейские гарнизона разбежались. Партизаны разрушили паровую мельницу, спиртзавод. Часть спирта взяли, часть вылили на землю. Забрали из откормочного пункта 55 коров и несколько лошадей. В это время на машинах подъехали немцы, завязался бой. При отходе партизаны раздали коров крестьянам, а несколько оставили для себя. И таких рейдов у Жанны было множество.

Последний для Жанны-Марии бой был в марте 1944 года. Разведка донесла, что противник численностью более пятисот человек готовится напасть на лагерь партизанского отряда имени Кирова. Мария, будучи беременной, ослушалась командира отряда Николая Макаревича – своего мужа – и пошла в бой вместе со всеми. Перестрелка длилась более получаса. Силы были неравные, потери – с обеих сторон. На поле боя обнаружили труп Жанны. Тело изуродовано – на нём было двенадцать ран. Правая щека разрезана от рта до уха. Жанну-Марию похоронили с воинскими почестями.

Интересная информация опубликована в очерке белорусской журналистки Ларисы Головановой. Все женщины в партизанских отрядах несли тяготы лесной неустроенной жизни. Но не все становились для окружающих символом женщины-матери, милосердной и исцеляющей. Лариса Голованова пишет, что связным в отряде имени Кирова был четырнадцатилетний мальчик – Иван Стасевич, которому Жанна казалась доброй феей из волшебной сказки. Делая ему, приболевшему, укол, она приговаривала: «Терпи, Ванечка, партизаном будешь».

Иван Стасевич
Иван Стасевич

Иван имел способность к рисованию, делал наброски партизанской жизни, оформлял боевые листки. Часто обращался к Жанне с просьбой: «Посиди трошки!» Эти наброски в будущем помогли уже художнику Ивану Стасевичу в создании картины «В белорусских болотах». По болотной топи группа партизан вырывается из вражеского кольца. Силы на исходе, все изнурены голодом и болезнями. В центре полотна – молодая женщина с раненым мальчиком на руках. Таков сюжет картины. Прообразом женщины послужила Мария Романенко – медицинская сестра, разведчица, подрывник, секретарь комсомольской организации роты. Именно её имя, как прототип центрального образа картины, назвал в интервью художник Иван Стасевич.

"Белорусских болотах", Иван Стасевич,  1958 год
"Белорусских болотах", Иван Стасевич, 1958 год

Репродукция картины есть и в фондах музея. Облик молодой женщины, изнурённой и страдающей, – самый светлый на полотне. Он несёт в себе высочайшую идею жертвенности и милосердия. Изображение нашей землячки имеет не только портретное сходство, но и наполнено глубоким смыслом.

Автор: Татьяна Фатина,
старший научный сотрудник Магнитогорского историко-краеведческого музея

Фото: из открытых Интернет-источников