Найти тему

Наука, искусство и религия как способы познания мира

Оглавление

Наука, искусство и религия - это способы, которые позволяют нам познавать реальность. В этом эссе мы поговорим о том, чем отличаются эти три разных подхода.

Сегодня мы рассмотрим, как наука, искусство и религия помогают нам познавать мир, окружающий нас. Психолог Кира Рустик, магистр психологии, клинический психолог о том, как наука, искусство и религия помогают нам формировать свое представление о реальности.

Наука, искусство и религия как способы познания окружающего нас мира

-2

Человек — это часть природы, создатель культуры. Он имеет идеальные, социальные и витальные потребности. В процессе воспитания перед человеком встают вопросы: “кто я?”,

“каков смысл жизни?”. Религия — главный культурообразующий феномен, а искусство и наука являются составляющими культуры. Наука отвечает на вопросы целеполагания “как?” и “почему?”. В свою очередь, результат искусства — это постановка экзистенциального вопроса.

Существует три способа познания мира:

  • научный — познание через окружающую среду;
  • религиозный — самореализация личности в вечности;
  • художественный — самопознание в художественной форме.

На какой вопрос отвечает культура

Культура отвечает на вопрос “кто я?”. Отсюда вытекает основная проблема самоидентичности в культуре. Это самоидентичность народов в разные эпохи, ответ на вопрос “кем чувствует себя народ?”. Три способа познания мира помогают ответить человеку на возникающие у него вопросы.

Стоит отметить, что есть два базовых подхода — цивилизация и культура, они различны. Цивилизация — это материальная база культуры, культура в свою очередь может быть массовой и элитарной. Массовая культура рассчитана на широкие слои без всякой подготовки, однако содержание от века к веку может меняться — в свое время Моцарт писал для масс. При том, основным триггером, культуры является религия.

Религия — это культурообразующий феномен, а поскольку искусство и наука составляющие культуры, институт опыта также важен для них, но претерпел изменения. В науке важна эмпирическая подтверждаемость, в искусстве — “опыт непрожитого” есть одна из самых ценных черт. К тому же опыт в науке от опыта в религии и искусстве отличает многократность повторения.

Роль искусства в нашей жизни

Приведем ниже характеристики искусства. В искусстве важны субъективность и индивидуальность, самовыражение и художественная выразительность. Подражание один из основных принципов эстетики — «это не Рембрандт, слишком похоже».

Искусство действует по следующему механизму — “хотел выразить, сумел выразить, выразил сам того не желая”. Искусство изменчиво, восприятие также меняется, поэтому для объектов искусства существует важность второго прочтения, по которому определяется подлинность искусства.

Искусство не отвечает на вопросы, а ставит их. По тому, какие вопросы оно ставит определяется его величие. При этом “кто?” мастера сочетается вместе с “кто?” зрителя. “Кто?” в искусстве — это и есть истина, каждый раз творимая снова. Вымысел несет смысл, а парадокс отражает степень гениальности.

Язык искусства — это метафора. Искусство — это то, что создается и потребляется человеком, оно позволяет не только познать себя, но и прожить и прочувствовать другие жизни, сравнить их со своей.

Характеристики религии и ее роль в нашей жизни

Рассмотрим характеристики религии, ее особенные черты. Морфологию религии составляет опыт, учение, культ, организация. Религия начинается как опыт, продолжается как учение — оформление опыта в интеллектуальную форму, культ отвечает на вопрос “какого содержания?”, какое организация имеет структурное оформление.

Религия трансцендентна, она всегда о чем-то по ту сторону жизни, по ту сторону уже существующего опыта. Трасцендентный опыт, который дает религия вне пространства и времени. Истина в религии неизменна, онтологична, научные теории меняются, истина для них гносеологична.

Истина в религии – это тайна, наука в это время отвечает на вопросы “как” и “почему?”, в религии таких вопросов нет. Истина непостижима и абсурдна. Важен опытный способ познания мира — религиозный опыт, это и есть основа любой религии.

При том христианство — христосоцентрично, выстроено вокруг личности Иисуса Христа, ислам кораноцентричен, здесь коран – откровения Аллаха в центре религиозного течения. Доказательства в религии не нужны, абсурдны, нужно не мир разрушать, а менять себя, начинать любить людей — головой понять это нельзя, можно лишь прочувствовать на личном опыте.

Религия как культурообразующий феномен

Религия отвечает на вопрос “для чего?” — принцип целепологания. Религия — это главный культурообразующий феномен, ровесница человека и предшественница культуры. Опыт — это основообразующее вление религии. В религии человек получает возможность дополнительного взгляда на себя. Человек через религию ищет ответ на вопрос — “кто я есть на самом деле?”, “какой я со стороны?”.

Также она рассматривает проблему смерти — каждая из религий отвечает на одни и те же вопросы по-разному. Кроме того в религии есть проблема существования зла, ответы на вопросы, связанные с этой проблемой делятся по видам религии на дуалистические и недуалистические.

Дуалистические — это ин и ян, добро и зло. Недуалистические — “Бог зла не творит”. Существует теодицея — проблема оправдания Бога. Если бог абсолютное добро, то почему умирают невинные дети? Если Бог — это абсолютное добро, от откуда зло? Зло здесь искаженное добро, это паразит — то, что не имеет собственного бытия.

В религии истинным и ложным может быть само бытие. Истина в религии — это непостижимая тайна, которая не только не познается по мере изучения, но и растет по мере углубление в ее суть. В религии, в отличии от науки нет вопроса “почему?”. Особое значение имеет в религии представление о воли, ее наличие — без воли ничего в религии не происходит.

Разные типы знания

Существуют разные типы знания — научное, ненаучное, антинаучное. Наука ставит вопросы “как?” и “почему?”. Здесь рассматриваются проблема факта и интерпретации, проблема сциентизма — концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества.

Наука отвечает за гносеологическое восприятие мира, гносеология — это концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Науки по предмету изучения делятся на гуманитарные, естественные, точные. Физика и математика возникнув в древности не пересекались, а позже были объединены и физика стала говорить языком математики, вобрала в себя систему ее знаков.

Философию в этом случае нельзя назвать полноценной наукой, поскольку она не имеет эмпирического подтверждения. Так субъективна и психология. Также, стоит отметить, что проблема же исторической неточности в науке неразрешима.

Наука не ставит перед собой задачи отвечать на вопросы целепологания. А вот искусство в этом смысле некоторыми чертами схоже с религией, только оно позволяет прожить свой опыт опосредовательно через другого человека, или объект искусства, тогда как главным и единственным участником религиозного опыта является сам человек (важна интроспекция, самонаблюдение).

Искусство тоже может быть направлено на изучение себя, на проявление разного спектра эмоций, поиск разного рода похожих черт с героями романов, фильмов. Как искусство, так и религия преследуют своей целью изучение внутреннего мира.

Роль науки в нашей жизни

Основные характеристики науки — это рациональность, обоснованность, достоверность, незавершенность, непротиворечивость, эмпатическая подтверждаемость, принцип фальсификации, универсальность, обезличенность, внеморальность, воспроизводимость, систематичность, фрагментарность, преемственность, предсказательность. Ниже мы рассмотрим некоторые ее черты в сравнении с религией и искусством.

Научная концепция внутри не должна быть противоречива, и это коренным образом отличает науку от искусства и религии, потому что в основании самого искусства лежит противоречие или парадокс, и этим оно интересно. Искусство противоречиво и это его качественно важная функция. В науке же такое невозможно — здесь все компоненты равны между собой. В искусстве же все обстоит противоположным образом, так Сонечка Мармеладова Достоевского проститутка, но одновременно святая, поэтому ее образ так важен и приводится в пример во всей мировой литературе.

Наука и в частности ее теоретическая часть должна пройти верификацию, проверку. Эмпирическая подтверждаемость — это то, что мы можем доказать опытным путем. “Опыт, эксперимент — единственный судья научной истины”. Может показаться, что религия тоже имеет опыт познания, но здесь кроется одно коренное отличие. В искусстве этот эмпирический опыт тоже важен — переживания, эмоции, которые мы получаем. Наслушанность, насмотренность — это тоже опыт.

Опыт в науке, искусстве и религии

Чем же отличается опыт в науке, искусстве и религии? Он отличается эмпирической подтверждаемостью науки — это обязательная, многократная повторяемость результатов, которая исключает любые возможные случайности.

Еще одна важная составляющая науки, которую мы рассмотрим подробнее — универсальность. Например, законы, которые выводит ученый выполняются везде, независимо от страны или континента. Искусство в свою очередь может быть “не для всех”, например это авторское кино — артхаус.

Так математические формулы не могут оказаться с такой характеристикой, не могут быть непонятыми независимо от языка говорящего, его религиозной принадлежности и так далее. Религию в этом роде сложно назвать универсальной, поскольку, во-первых, существует множество различных конфессий, а во-вторых, ни одна из них не готова включать в себя элементы другой.

Наука исключает любой фактор субъективности, выступает максимально объективно — так два ученых независимо друг от друга могут открыть один и тот же закон, это называется множественное открытие или мальтипл — от англ. multiples — “множественный”. Так в XVII в. был открыт закон Бойля-Мариотта о поведении газа в изотермическом процессе или теория эволюции видов, независимо развитая в XIX веке Ч. Дарвином и А. Уоллесом. Подобных примеров множество.

Это невозможно в искусстве

В искусстве подобное совершенно невозможно, два художника никак не могут написать одну и ту же картину, музыканты не смогут сочинить одно и тоже музыкальное произведение, и даже когда актер играет многократно одну и ту же роль в постановке — каждый из этих спектаклей не повторяет другой. Дело в том, что наука обладает таким свойством как обезличенность или интерсубъективность.

“Искусство — это всегда автопортрет”, то есть это и есть концентрация субъективного. Мало того, что каждое произведение каждый автор интерпретирует по-своему, помимо этого, тот, кто смотрит на объект искусства рассматривает через призму своих взглядов, и видит в нем, вероятно отличающееся от того, что имел ввиду автор. У каждого из нас свой Гамлет, свой “Девятый вал” и т.д.

Также важно учитывать, что предмет науки находится вне морального поля, так сам факт такого изобретения как атомная бомба нельзя рассматривать внутри субъективного поля “хорошо” или “плохо”, оно нравственно нейтрально, так как наука занимается тем, что констатирует факты.

Моральные же проблемы возникают тогда, когда есть межличностные отношения. “Так нож находится вне морального поля, если вы им режете хлеб, и находится внутри морального поля, когда вы им убиваете человека”. Нравственным или безнравственным становится использование результата научного труда и не связано с понятием внеморальности.

Воспроизводимость научного опыта также важна. Так театральное представление автоматически не позволит испытать те же чувства дважды, из-за такого свойства человека как субъективность. Таким образом, мы рассмотрели взаимосвязи между наукой, искусством и религией — тремя способами познания мира, без которых человеческое существование в том виде, в котором оно есть, немыслимо.

Читай также: