Найти тему
Шагающий экскаватор

Делия Оуэнс, «Там, где раки поют»

Страниц: 400

Оценка: 9/10

Первое издание: 2018 г.

Увлекательность: 10/10

Прописанность героев: 10/10

Сюжет: 9/10

Глубина: 9/10

Эмоции: 9/10

Идея: 10/10

Очень много я встречала упоминаний этой книги, какое-то время она, казалось, была в каждой книжной публикации. И вот наконец спустя несколько лет до неё добралась и я.

В прошлой публикации я упоминала, что в кои-то веки прочла аннотацию перед тем, как начать книгу, и пожалела. И речь идёт об этом романе, который я взяла как детектив, но детективом его назвать очень сложно.

Автор перемещает нас к болотам Северной Каролины середины прошлого века: там в маленькой халупе живёт семья. Пьющий отец, мать и несколько детишек. И вот однажды мать от них уходит, а затем уходят и все старшие дети, оставляют Кию одну с отцом. Отец пьёт, часто пропадает где-то, не покупает продукты в дом. А потом и вовсе уходит куда-то и не возвращается.

Киа учится выживать сама: учится управлять лодкой, ездит по болотам и собирает мидии и продаёт местному торговцу, который владеет мини-магазинчиком и заправкой для лодок. Тот в свою очередь берёт девочку под свою опеку, насколько это можно: они с женой отдают ей старую одежду, защищают от незнакомцев, которые зачем-то ею интересуются. При этом Киа осторожничает и не хочет, чтобы кто-то за ней ухаживал, как за маленькой.

Кие было около шести, когда мать ушла. Через какое-то время к ней приходят соцработники и уговаривают пойти в школу. Однако Киа надолго там не задерживается: другие дети смеются над ней: босоногой и в обносках, называют болотной девочкой. Так и живёт Киа, не умеющая ни читать, ни писать, одна по себе, пока к ней не начинает приплывать соседский мальчик. Он кропотливо учит её, они вместе любуются красотами болота.

Вы спросите, где же детектив: повествование в книге идёт двумя параллельными линиями: в одной маленькая девочка только осталась одна и пытается как-то жить, а в другой же мы наблюдаем за разворачивающимся через семнадцать лет расследованием в деле о смерти молодого парня, который, как мы позже узнаём, был когда-то с Кией в отношениях. Финал истории с расследованием хорошо заканчивает книгу, но сама по себе эта линия мне показалась не совсем нужной.

Автор описывает жизнь девочки обрывочно, часто перескакивая года и порой уходя в воспоминания, но у неё это получилось сделать очень аккуратно и понятно: я ни разу не запуталась в хронологии и быстро понимала, о ком и когда идёт речь.

Главная идея заключается в том, что девочка, выросшая одна в хижине на болоте, не какая-то мифическая дикарка, а человек из плоти и крови, так же способная чувствовать и мыслить, но в отличие от других у неё есть дар ощущать природу так, как не могут остальные. Она искренне восхищается красотой болот, где живёт, с удовольствием изучает местную флору и фауну, прекрасно их рисует. Причём она настолько в этом хороша, что при помощи того соседского мальчишки, что вырос затем в учёного, издаёт две книги-атласа.

Эта книга чудо как хорошо написана. К Кие быстро прикипаешь, начинаешь сопереживать, понимать её мысли и поступки несмотря на замкнутость. Но здесь герой не только она: важной частью этого романа я считаю болота Северной Каролины. Без них книга и вполовину была бы не такой атмосферной и живой. Делия Оуэнс ярко прописывает эту глушь, милее которой для Кии ничего нет, и в какой-то момент я полностью начала понимать, почему это место для девочки так дорого, и тоже захотела там побывать — несмотря на мою нелюбовь к болотам и насекомым.

Самое интересное в этом романе то, что это дебютное художественное произведение автора, которая вообще-то ни разу не писатель, а биолог. Возможно, именно поэтому ей удалось так ярко передать любовь нашей героини к окружающему её миру. Но в целом роман не выглядит как первое произведение, написанное неопытной рукой: он действительно проработанный, сюжетно чёткий, структурно правильный. Читать его — сплошное удовольствие. Думаю, если бы я не ожидала детектив, обещанный аннотацией, то было бы ещё прекраснее.