Это был наш второй приезд в Вологду, поэтому хотелось не только погулять по городу, но и побывать в музеях. Но, к сожалению, во вторник почти все музеи не работали, поэтому пришлось отправиться в ссылку, то есть в музей "Вологодская ссылка".
Удивило, что музей располагается в совсем небольшом деревянном дома, окружённом многоэтажками.
Я долго кружила на машине вокруг здания музея, пытаясь найти парковку. Но место для машины нашлось лишь в соседнем квартале, что потом сослужило мне хорошую службу⬇️
Я вернулась к музею пешком и по деревянным ступеням вошла в здание.
Оказалось, что экскурсии в музее проводятся только по записи, аудиогида нет, а информацию можно прочитать на выданном на руки листе!
Перескажу, что там было написано.
В этом здании музей располагался с 1937 года и до 1956 года был посвящён Сталину и его трудной жизни в ссылке. Но после развенчания культа личности музей преобразовали в Дом-музей революционной деятельности большевиков в вологодской ссылке. Ведь через неё прошли не только Сталин, но и Молотов, Луначарский, Ульянова и многие другие. А до 1917 года в Вологодской губернии вообще было около 10 тысяч ссыльных, и в количественном отношении она уступает только Сибири.
Именно поэтому Вологодская губерния с середины XIX века называлась "подстоличная Сибирь", так как до обеих столиц была всего ночь пути поездом. А климат в Вологде такой же суровый, как в Сибири.
К началу XIX века в губернии насчитывалось 11 тюрем, из них 4 тюрьмы находилось непосредственно в Вологде.
Но в 1967 году музей все-таки решили закрыть, а экспонаты передать в Дом-музей М. И. Ульяновой. А в этом доме разместились различные учреждения, и к началу нового века он был в крайне запущенном состоянии.
Лишь в 2006 году Вологодский государственный музей-заповедник возродил музей «Вологодская ссылка».
Второй этаж музея посвящён жизни Сталина в ссылке.
Там рассказано, что решение о ссылке Иосифа Джугашвили в Вологодскую губернию принималось 29 сентября 1908 года самим председателем Совета Министров России П.А. Столыпиным. Канцелярия вологодского губернатора, ставя в известность сольвычегодского уездного исправника о назначении местом ссылки И. В. Сталина г. Сольвычегодска, писала:
"Департамент полиции отношением 8 октября 1908 г. за N 100673 уведомил, что по рассмотрении в особом совещании, образованном согласно ст. 34 Положения о государственной охране, обстоятельств дела о крестьянине Иосифе Виссарионове Джугашвили, изобличенном в преступной деятельности, г. министр внутренних дел постановил: выслать названное лицо в Вологодскую губернию под гласный надзор полиции на два года, считая срок с 29 сентября.
Но лишь спустя почти полгода, 24 февраля 1909 года, Иосиф Джугашвили по этапу прибыл в Сольвычегодск.
Через 4 месяца ему удалось сбежать с помощью некой учительницы Мокрецовой, переодевшей его в женский сарафан и в этом одеянии проводившей до лодки, на которой он «уплыл на большую землю». Задержали его лишь в конце октября 1910 года и вновь водворили в Сольвычегодск.
«За окончанием срока ссылки» 6 июля 1911 года ему разрешили проживать в Вологде, где он пробыл до 6 сентября и вновь сбежал. После очередного задержания в Санкт-Петербурге (5 декабря) последовала новая ссылка в Вологду, откуда Сталин скрылся 28 февраля 1912 года. Таким образом, Сталин пробыл в северной ссылке в общей сложности более 18 месяцев.
Комнату эту Сталин снимал, ведь во время ссылки в Вологде он получал 7 рублей 40 копеек месячного содержания. Дело в том, что в царской России ссыльный далеко не всегда считался преступником даже с точки зрения закона. В «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 1881 года были зафиксированы правила об административной ссылке. Она, в отличие от судебной, официально считалась не наказанием, а превентивной мерой для предупреждения вероятных преступлений. Решение о применении этой меры принимал не суд, а административные органы власти. И каждому такому ссыльному было положено денежное пособие из казны от 2 руб. 40 коп. до 10 руб. 16 коп. в зависимости от социального статуса. Дополнительно к этому должны были ежегодно выделяться деньги на покупку одежды и обуви. Но даже если сумма не могла покрыть расходы, ссыльным помогали родственники и партия.
В доме Сталин не обедал, питался, вероятно, в столовых или у знакомых женщин, коих у Сталина в Вологде было множество. Ведь по сообщениям агентов охранки, давших Иосифу прозвище "Кавказец", в библиотеке ссыльный появлялся редко, часто терял книги и штрафовался за это. Вместо библиотеки «Кавказец» изо дня в день навещал своих знакомых, но к себе в дом никого не приглашал.
Самым близким знакомым Иосифа в Вологде был торговый служащий, в недавнем прошлом ссыльный, П.А.Чижиков (умерший от туберкулеза в 1919 году в Харькове в возрасте 31 года). Это с его паспортом Сталин выехал 6 сентября 1911 года в Санкт-Петербург. Незадолго до отъезда Джугашвили в Петербург к 23-летнему Петьке – так, по обыкновению, называл его Сталин – приехала симпатичная девушка Пелагея (Поля) Ануфриева, закончившая Тотемскую женскую гимназию. Судя по документам и книге Е. Громова «Сталин: власть и искусство», молодые люди собирались пожениться. Во всяком случае, девушка остановилась на квартире Чижикова. Но Сталин, судя по донесениям филеров, быстро расстроил планируемое бракосочетание. В конце августа – начале сентября он нередко надолго задерживался у Пелагеи в отсутствие жениха. Когда Пелагея вернулась в Тотьму после вологодских каникул и несостоявшегося брака с П.Чижиковым, Иосиф слал ей открытки с любопытным текстом: «Ну-с скверная Поля, я в Вологде и целуюсь с дорогим, хорошим Петенькой. Сидим за столом и пьём за здоровье умной Поли. Выпейте же и Вы за здоровье известного Вам «чудака». Иосиф».
Есть в архивах информация о связях молодого Джугашвили и с другими вологодскими женщинами. Например, ссыльного «кавказца» тепло вспоминает Софья Крюкова, 17- летняя девица, которая училась на портниху у домохозяйки.
А его внебрачного сына Константина Кузакова, в Вологде хорошо знали в конце 1920-х годов даже местные комсомольцы. Да и сам Кузаков накануне своего 90-летия в газете «Аргументы и факты» признал, что «я был ещё совсем маленьким, когда узнал, что сын Сталина».
Его мать, Мария Прокопьевна Кузакова, в Сольвычегодске была известна как гостеприимная хозяйка, принимавшая многих революционеров.
С отбытием из ссылки "Кавказец" забыл всех своих вологодских пассий, но не забыл то чудесное время. В доказательство тому можно привести следующее. Ни один труд о пребывании Сталина в северной ссылке в годы его правления не был опубликован, хотя материалы последовательно собирались сразу несколькими авторами. Один из секретарей Архангельского обкома, принявший собственное решение о подготовке к изданию работы о северной ссылке Сталина в 1937 году, был тут же репрессирован.
В конце выставки посетителям предлагают высказать свое отношение о роли Сталина в истории, бросив шарики в сосуды: оранжевый - отрицательное, белый - положительное.
А вы какой шарик бросили бы? Пишите в комментариях!
Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста👍и подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" здесь и в телеграмм, чтобы прочитать и другие статьи: