Найти в Дзене

Музей первого российского лауреата Нобелевской премии

Эта веранда и этот пейзаж, который открывается за её стёклами, знакомы миллионам людей, даже никогда не бывавших в этом месте.

Потому что именно здесь в 1935 году художником Михаилом Васильевичем Нестеровым был создан знаменитый портрет, находящийся сейчас в Третьяковской галерее.

Музей Павлова. Фото автора
Музей Павлова. Фото автора

На нём изображён Иван Петрович Павлов - один из самых известных в мире физиологов, первый российский лауреат Нобелевской премии, и возможный прототип булгаковского профессора Преображенского.

Эта неординарная личность всегда приковывала к себе внимание фотографов и художников. Известно более двадцати прижизненных живописных и скульптурных изображений Павлова, но ученый был крайне требователен и забраковал работы некоторых лучших мастеров. Например, ему не нравился портрет, написанный И.Е.Репиным, не жаловал он и бюст, выполненный С.Т.Конёнковым.

Музей Павлова. Фото автора
Музей Павлова. Фото автора

Тогда #портрет Павлова заказали художнику Нестерову. Нестеров, не считая себя портретистом, ранее не делал заказных портретов и рисовал только близких и хорошо знакомых людей. «Сперва я отказался, - пишет художник. - Я смотрел на его фотографии и не видел признаков ничего чрезвычайного, волнующего воображение».

Но всё же Нестеров согласился попробовать и приехал на квартиру к ученому в посёлок биологической станции в Колтушах, где состоялось их знакомство.

Художнику было тогда 68 лет, а академику 81 год. И с первой встречи мнение Нестерова об ученом совершенно изменилось. Он впоследствии вспоминал:

"Не успел я осмотреться, как неожиданно, стремительно, прихрамывая и громко говоря, появился откуда-то из-за рояля сам «легендарный человек». Целые вихри слов, жестов опережали друг друга. Более яркой особы я представить не мог. Он был так не похож на официальные снимки! Я был покорён сразу и навсегда.
Павлов сел за стол, раскрыл свежую книжку английского журнала. Ну, думаю, будет спокойно читать. Где там! Как ударит кулаком об стол! Страницу не листает, а рвёт! Это он гневается на автора статьи..."

Иван Петрович Павлов был действительно незаурядной личностью, а его жизнь и призвание определил случай, произошедший с ним в юности.

Портрет И.П.Павлова. Художник М.В. Нестеров. 1930 год. Общественное достояние
Портрет И.П.Павлова. Художник М.В. Нестеров. 1930 год. Общественное достояние

Иван родился 26 сентября 1849 года в Рязани. Его отец, Петр Дмитриевич Павлов, был священником. Мать, Варвара Ивановна, урожденная  Успенская, тоже происходила из семьи священнослужителей. В семье Павловых было десять детей, Иван был старшим.

И. П. Павлов, отец Пётр Дмитриевич, мать Варвара Ивановна, братья Сергей, Дмитрий, Пётр, сестра Лидия. 1870-е гг. Автор: Неизвестен, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=94105943
И. П. Павлов, отец Пётр Дмитриевич, мать Варвара Ивановна, братья Сергей, Дмитрий, Пётр, сестра Лидия. 1870-е гг. Автор: Неизвестен, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=94105943

Казалось бы, будущее Ивана определено - пойти по стопам отца. Сначала всё так и было: после духовного училища он поступил в семинарию, но всю его дальнейшую жизнь изменила книга Ивана Сеченова "Рефлексы головного мозга". После её прочтения Павлов так заинтересовался физиологией, что в 1870 поступил в Петербургский университет, правда, на юридический факультет, так как выпускники семинарии были ограничены в выборе университетских специальностей.

Фото автора
Фото автора

Но через 17 дней после поступления перешёл на естественное отделение. Специальностью Павлова стала физиология животных.

Любимым учителем Павлова был Илья Цион, одна из самых противоречивых личностей своего времени. Павлов писал о нём:

"Мы были прямо поражены его мастерски простым изложением самых сложных физиологических вопросов и его поистине артистической способностью ставить опыты. Такой учитель не забывается всю жизнь".

Однако, Цион раздражал многих коллег и студентов своей принципиальностью и неподкупностью. Он был вивисeктором, антидaрвинистом, ссорился с Сеченовым и Тургеневым. Даже однажды на художественной выставке подрaлся с художником Василием Верещагиным (Верещагин ударил его шляпой по носу, а Цион утверждал, что подсвечником). Есть мнение, что Цион был одним из составителей "Протокола сионских мудрецов".

Павлов перенял у Циона виртуозную оперативную технику и, получив звание кандидата естественных наук в университете, собирался совместить получение своего высшего медицинского образования с работой в лаборатории Циона в Медико-хирургической академии (ныне - Военно-медицинская академия). Однако, в октября 1875 года Цион был уволен с государственной службы. Он уехал во Францию, а его научная карьера в России окончилась навсегда.

Павлов же, благодаря образованию в университете, в том же, 1875 году, поступил сразу на третий курс Медико-хирургической академии. После окончания которой в 1878 году Павлов начал работать под руководством С.П.Боткина в лаборатории при его клинике в академии. Из-за интенсивной научной работы свою дипломную работу Иван Петрович защитил только в 1879 году, уже после окончания академии.

В то же время Иван Петрович познакомился со своей будущей женой - ростовчанкой Серафимой Васильевной Карчевской. Она родилась в семье военного врача. В юности закончила Высшие женские педагогические курсы, став учителем математики. В 1981 году Иван и Серафима поженились. Родители Павлова не одобрили этот брак, так как семья Серафимы Васильевны была бедна, и к тому времени они уже подобрали для сына невесту - дочь богатого петербургского чиновника. Но Иван настоял на своём и, не получив родительского согласия, с Серафимой отправился венчаться в Ростов-на-Дону, где жила её сестра. Деньги на их свадьбу дали родственники жены, так как Павлов очень мало думал о материальном благополучии и до женитьбы не обращал на житейские проблемы никакого внимания. Следующие десять лет Павловы прожили очень стеснённо. Хорошо, что младший брат Ивана Петровича, Дмитрий, работавший ассистентом у Менделеева и имевший казённую квартиру, пустил молодожёнов к себе.

В своей автобиографии Павлов об этих "отчаянных" годах своей жизни написал скупо:

"Вплоть до профессуры в 1890 году, уже женатому и имевшему сына, в денежном отношении постоянно приходилось очень туго, наконец, на 41-м году жизни я получил профессуру, получил собственную лабораторию... Таким образом, вдруг оказались и достаточные денежные средства, и широкая возможность делать в лаборатории, что хочешь".

Серафима Васильевна посвятила свою жизнь заботам о доме и воспитанию детей. Их у Павловых было четверо: Владимир, Вера, Виктор и Всеволод. Единственным ребёнком, чьё имя начиналось не на В, был Мирчик Павлов, умeрший во младенчестве.

И. П. Павлов и его будущая супруга Серафима. 1880 год. Автор: Ясвоин Абрам Ильич - https://www.liveinternet.ru/community/lj_deadokey/page22.shtml, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=94105670
И. П. Павлов и его будущая супруга Серафима. 1880 год. Автор: Ясвоин Абрам Ильич - https://www.liveinternet.ru/community/lj_deadokey/page22.shtml, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=94105670

В 1890 году Павлов был избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии Военно-медицинской академии. А с 1891 года он заведовал и физиологическим отделом Института экспериментальной медицины, организованного при его деятельном участии. После того, как сотрудники института ликвидировали в 1892 году вспышку хoлеры в Баку, Эммануил Нобель пожертвовал Институту 40000 рубле, из них 10000 рублей поступили в отдел, которым руководил Павлов. В 1894 году на эти деньги построили двухэтажное каменное здание. Здесь впервые в мире были сделаны операционные для собак и клиника для послеоперационного их содержания.

Музей Павлова. Фото автора
Музей Павлова. Фото автора

Иван Петрович отдал Военно-медицинской академии 50 лет жизни. В 1904 году по случаю 25-летия со дня окончания Медико-Хирургической академии Павлов написал свою краткую биографию и закончил ее словами: «Должен почесть мою жизнь счастливою, удавшеюся». Этими словами Павлов подытожил важный этап своей жизни, однако окончательные итоги подводить было еще рано.

В 55 лет Павлов получил Нобелевскую премию. Ему вручили золотую #медаль, диплом и чек на сумму 75000 российских золотых рублей (200000 шведских крон).

Музей Павлова. Фото автора
Музей Павлова. Фото автора

К этому времени Иван Петрович был избран почетным членом четырех Академий мира: Парижской, Римской, Лондонской и Брюссельской.

А в 1907 году он стал академиком двух академий в России: Академии наук и Военно-Медицинской академии. К 1911 году он имел высокий гражданский чин тайного советника, который по Табели о рангах соответствовал званию генерал-лейтенанта на военной службе.

Павлова усиленно приглашали на работу в самые престижные университеты мира, обещая создать наилучшие условия, но академик неизменно отвечал отказом. Отказался он переехать на работу за границу даже после революции, хотя после неё у ученого отобрали шесть золотых медалей, национализировали Нобелевскую премию, хранившуюся в одном из российских банков, несколько раз подвергали унизительным обыскам. Особенно возмущало академика отношение новых хозяев жизни к ученым.

«Революция меня застала почти в 70 лет. А в меня засело как-то твердое убеждение, что срок деятельной человеческой жизни именно 70 лет. И поэтому я смело и открыто критиковал революцию. Я говорил себе: „Черт с ними! Пусть расстреляют. Все равно жизнь кончена, я сделаю то, что требовало от меня мое достоинство“».

Только когда в Москву пришел запрос от Международного Красного креста, который просил отпустить Павлова, чтобы спасти великого ученого, коммунисты забеспокоились. В 1918 году  Павлов вместе с семьей получил квартиру в ленинградском Доме академиков (современный адрес: 7-я линия ВО 2/1, лит. А, кв. 11). А в 1921 году вышло Постановление Совнаркома о создании академику Павлову особых условий для исследовательской деятельности: была достроена "Башня молчания" в Институте экспериментальной медицины, издан научный труд  Павлова "Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных", была заложена биологическая станция в Колтушах. Она в 1933 году выросла в целый научно-исследовательский комплекс - первый наукоград в России.

Музей Павлова. Фото автора
Музей Павлова. Фото автора

Советская #власть использовала авторитет Павлова и для восстановления международных научных связей и культурных контактов. В 1934 у Павлова в Колтушах гостили нобелевский лауреат Нильс Бор с супругой и #фантаст Герберт Уэллс с сыном, зоологом Джорджем Филипом Уэллсом.

Музей Павлова. Фото автора
Музей Павлова. Фото автора

Сын писателя владел русским языком и сопровождал отца в его поездках в качестве переводчика. Свои впечатления о встрече с Павловым Герберт Уэллс опишет в автобиографии:

"Старый ученый здоров и бодр, проворной рысью водил он нас с сыном от одного здания к другому, подробно и пылко рассказывая о своей новой работе. Занимается он теперь интеллектом животных. Мой сын, который всегда пристально следил за его работами, засыпал его вопросами. Потом мы сидели у него, пили чай и часа два его слушали <… >. Сейчас ему восемьдесят пять, дожить он хочет до ста пяти, просто чтобы увидеть, что выйдет из его работы".

Тем не менее, Павлов оставался непримиримым противником коммунизма. "Вы напрасно верите в мировую революцию. Вы сеете по культурному миру не революцию, а с огромным успехом фaшизм. До Вашей революции фашизма не было", — писал он Молотову в 1934. Когда начались чистки среди интеллигенции, Павлов в ярости написал Сталину: "Сегодня мне стыдно, что я русский". Но даже за такие заявления учёного не трогали. Его защищал Николай Бухарин, а Молотов пересылал Сталину письма с подписью: "Сегодня СНК получил новое чепуховое письмо академика Павлова".

Несмотря на критику власти, Павлова ценили. В 1935 году на 15‑м Международном конгрессе физиологов Иван Петрович был даже увенчан почётным званием "старейшины физиологов мира". Ни до, ни после него ни один #биолог не удостаивался такой чести. На приёме, устроенном советским правительством для делегации этого конгресса, Павлов сказал:

" … Мы, руководители научных учреждений, находимся прямо в тревоге и беспокойстве по поводу того, будем ли мы в состоянии оправдать все те средства, которые нам представляет правительство".

От вышесказанного понятно, почему имя Павлова окружено мифами и слухами. Считалось, что он остался в России (несмотря на приглашение из Швеции) потому, что не хотел покидать родину. Но есть версия, что на самом деле Павлов просил разрешения уехать, но его не выпустили. Вопрос о его рeлигиозности остается таким же спорным, как и вопрос о его антисeмитизме. Путаница, видимо, в том, что Павлов яростно боролся с подавлением религии, будучи сам человеком нерелигиозным. Яростно боролся с диcкриминацией евреев, но мог отпустить антиcемитское замечание или шутку. Он вообще, судя по всему, был человеком очень сильных эмоций, увлечений и страстей.

Будучи любителем гимнастики, организовал "Общество врачей - любителей физических упражнений и велосипедной езды", где был председателем и самым активным членом этого общества. Он строго следил за аккуратностью других сотрудников, причем в порядке поощрения придумал целый ряд специальных чинов и званий. Наиболее почетная степень была "столп", затем шел чин несколько ниже под названием "пoдпорка", потом шли менее почетные и даже позорные чины с весьма звучными наименованиями: "зaтычка", "щепка", "хлaм". В Колтушах, несмотря на уже преклонный возраст жизни, Павлов вёл активный образ жизни. По утрам Иван Петрович работал в цветнике. В одиннадцать часов дня Павлов собирал свою компанию для игры в городки. В основную группу входили сам Павлов, профессор-технолог Д. С. Зернов, художники Р. А. Берггольц и Н. Н. Дубовской.

Музей Павлова. Фото автора
Музей Павлова. Фото автора

Днем семья уходила по ягоды или по грибы, вечером обязательны были велосипедные прогулки. В первые годы дачной жизни Павлов завел двухколесного друга фирмы "Энфильд". Он содержал его исключительно бережно, благодаря чему "железный конь" всегда блестел и сверкал.

Музей Павлова. Фото автора
Музей Павлова. Фото автора

Велосипедная компания под предводительством Ивана Петровича совершала многокилометровые #путешествия, до 25 километров в одном направлении. Велосипед Павлова был без тормозов, он считал, что человек должен управлять своим телом.

Павлов был и страстным коллекционером.

Музей Павлова. Фото автора
Музей Павлова. Фото автора

Сперва он собирал бабочек: выращивал, ловил, выпрашивал у путешествующих друзей (жемчужиной #коллекции была ярко-синяя, с металлическим блеском, бабочка с Мадагаскара).

Затем заинтересовался марками: сиамский принц однажды подарил ему #марки своего государства. На каждый день рождения кого-либо из членов семьи Павлов дарил ему очередное собрание сочинений.

У Павлова была коллекция живописи, начавшаяся с портрета сына, который выполнил Николай Ярошенко. Первой картиной в его коллекции стал великолепный портрет маленького Воли (так звали в семье старшего сына Павловых - Владимира), написанный Н.А.Ярошенко и приобретенный у вдовы художника в 1898 году. Затем в доме появилась прекрасная картина, изображающая вечернее море и берег с горящим костром в Силламяэ, - "Вечерняя заря", подарок автора - художника Н.Н.Дубовского.

Страсть к коллекционированию Павлов объяснял рефлексом цели:

"Жизнь только того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой. Вся жизнь, все её улучшения, вся её культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели".

А вот что сказал Павлов в нобелевской лекции:

"В сущности, нас интересует в жизни одно – наше психическое содержание. Его механизмы, однако, окутаны глубоким мраком. Все ресурсы человека, искусство, религия, литература, философия, историческая наука – все объединились, чтобы пролить свет в эту тьму. Но в нашем распоряжении есть еще один могучий ресурс – естествознание и его объективные методы. И эта наука делает каждый день гигантские шаги".

Но главное открытие Павлова - это "условные" и "безусловные" рефлексы. Как известно, Павлов заметил, что у пoдопытных собак слюна выделялась не только от вида и запаха еды, но даже и при виде белых халатов служащих, которые кормили собак, или от звуков, напоминавших о кормёжке. Он назвал это "условным" рефлексом – в отличие от "безусловного" рефлекса – слюноотделения при виде самой еды.

Думаю, многих волнует, что во время своих исследований Павлов экспериментировал на собаках. Но в нобелевской лекции Павлов специально отметил, что его опыты проводятся, "не проливая ни капли крови, не причиняя собакам бoли". Конечно, собаки пoгибали под нoжом Павлова, и он писал, что каждый раз чувствует стыд и сожаление, и утешается лишь тем, что делает это "в интересах истины".

Но многие четвероногие подопечные Павлова умирaли вполне естественной смeртью. При этом состарившиеся собаки не выбрaсывались на улицу — они жили у ученого на правах "пенсионеров" и получали заслуженный паек.

Музей Павлова. Фото автора
Музей Павлова. Фото автора

Поэтому в Петербурге памятник "Неизвестной собаке от благодарного человечества" стоит с 1935 года и был установлен по настоянию самого учёного.

Фото с сайта http://wikimapia.org/
Фото с сайта http://wikimapia.org/

А памятник самому академику был установлен в 1951 году. Он был создан к 100-летию со дня рождения Ивана Петровича Павлова скульптором- Всеволодом Всеволодовичем Лишевым.

Павлов отличался крепким здоровьем и никогда не болел. Мало того, он был убежден, что человеческий организм рассчитан на очень долгую жизнь. "Не расстраивайте сердце огорчением, не отравляйте себя табачным зельем, и вы проживете столько, сколько Тициан (99 лет)", – говорил академик. В возрасте 70-85 лет в течение 30 мин (как правило, с 7.30 до 8.00) ученый занимался гимнастикой. Он считал ее одним из эликсиров молодости. И однажды признался: до 75 лет не знал, что такое быть утомленным. Он вообще предлагал считать смeрть человека до 150 лет "нaсильственной". Однако сам он умeр в возрасте 87 лет, и весьма загадочной смeртью. Однажды он почувствовал недoмогание, которое посчитал "гриппoзным", и значения бoлезни не придал. Однако, поддавшись уговорам родственников, врача все-таки пригласил, и тот сделал ему какой-то укoл. Через некоторое время Павлов понял, что умирaет.  Кстати, лечил его доктор Д. Плетнёв, расстрeлянный в 1941 году за "неправильное" лечение Горького.

Говорят, перед самым кoнцом Павлов созвал учеников и попросил их фиксировать стадии его состояния. Когда руки его стали кочeнеть, в дверь квартиры позвонили, и открывший дверь ученик сказал посетителю: "Извините, но академик сейчас очень занят. Он умирaет".

Иван Петрович Павлов скончался 27 февраля 1936 года в Ленинграде. В качестве официальной причины смерти указывается пневмония. Похоронен Иван Петрович на мемориальном кладбище Литераторские Мостки.

Пoсмертно Павлов был превращён в символ советской науки, его труды называли идеологическим подвигом. А Павловские Колтуши и сегодня являются частью Института физиологии имени И.П. Павлова PAH и стали объектом наследия Юнеско. Там, в здании лаборатории на втором этаже, с 1949 года работает Музей - мемориальная квартира Академика Павлова, где можно узнать все эти другие интересные факты из жизни учёного.

А ещё в помещении музея действует очень необычная выставка современного искусства.

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" (ведь некоторые статьи доступны только подписчикам) и читайте ещё: