Найти в Дзене
идишланд

Сергей Прокофьев — увертюра на литовскую и польскую темы

Оглавление

Полина Пайлис

С. Прокофьев (1891 — 1953) — русский и советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель. Народный артист РСФСР (1947 г.), лауреат Ленинской премии (1957 г.) и шести Сталинских премий.

Один из величайших композиторов XX века. Написал восемь опер, восемь балетов, семь симфоний и других оркестровых сочинений, девять концертов для сольного инструмента с оркестром, девять фортепианных сонат, а также оратории, кантаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыку для кино и театра.

Создал собственный новаторский стиль. Новаторскими чертами отмечены сочинения как раннего, так и заграничного и советского периодов. Многие его сочинения (всего более 130 опусов) — такие, как, например, Первая, Пятая и Седьмая симфонии, балеты «Ромео и Джульетта» (1935 г.), «Золушка» (1945 г.), «Каменный цветок» (1950 г.), оперы «Любовь к трём апельсинам» (1919 г.), «Война и мир» (1942 г.), Первый, Второй и Третий фортепианные концерты, кантаты «К 20-летию Октября» (1937 г.), «Александр Невский» (1939 г.) и «Здравица» (1939 г.), симфоническая сказка «Петя и волк» (1936 г.), музыка к кинофильмам «Поручик Киже» (1934 г.), «Александр Невский» (1938 г.), «Иван Грозный» (1945 г.), Седьмая соната, «Мимолётности», «Наваждение» и другие фортепианные пьесы — вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры. С. Прокофьев принадлежит к числу наиболее значительных и репертуарных композиторов XX века.

Ознакомившись с прессой межвоенных лет и источниками последующих лет XX — XXI веков (на литовском, идише, русском и польском) я была нимало, но и приятно удивлена, в каком объёме имя С. Прокофьева присутствует в документах в Литве и Польше.

Приобщение меломанов к музыкальным творениям С. Прокофьева:.

10 октября 1924 г. в Каунасе в концерте пианиста Балиса Дварионаса был исполнен и С. Прокофьев:

-2

Lietuva [летува, в переводе: Литва], 1924, 9 октября.

-3

Эхо, 1924, 10 октября.

20 сентября 1925 г. в Вильно речитал играл пианист Zbigniew Drzewiecki, наряду с другими композиторами в программу концерта он включил и С. Прокофьева:

-4

Kurier Wilenski [куриер виленски, в переводе: курьер виленский], 1925, 17 сентября.

-5

Z. Drzewiecki.

21 мая 1927 г. пианист Григорий Гинсбург играл свой последний концерт в Вильно, в котором звучал и С. Прокофьев (в этом году он был участником Первого Международного конкурса пианистов имени Фр. Шопена, стал лауренатом четвёртой премии):

-6

Kurier Wilenski [куриер виленски], 1927, 20 мая.

-7

Г. Гинсбург.

13 декабря 1927 г. в Вильно речитал играл пианист Александр Боровский, в его программе присутствовал и С. Прокофьев:

-8

Kurier Wilenski [куриер виленски], 1927, 21 декабря.

25 февраля 1929 г. в Каунасе в Государственном театре состоялся симфонический концерт Литовского филармонического общества, дирижировал Николай Малько. Были исполнены также скерцо и марш из оперы С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам». По радиофону шла и трансляция этого концерта:

-9

Lietuvos aidas [летувос айдас, в переводе: эхо Литвы], 1929, 24 февраля.

-10

Эхо, 1929, 24 февраля.

-11

Эхо, 1929, 25 марта.

-12

Эхо, 1929, 10 июня.

-13

Эхо, 1929, 5 ноября.

29 декабря 1929 г. в Каунасе в зале Консерватории пианист Балис Дварионас выступил с камерным концертом, включавшим и произведения С. Прокофьева:

-14

Rytas [ритас, в переводе: утро], 1929, 28 декабря.

В июне 1930 г. Татьяна Васильева и Асаф Мессерер приехали на гастроли в Каунас. Журналист газеты «Эхо» Диэзъ писал следующее: « Пластическое воплощение за последнее время получают крупнейшие композиторы нашей эпохи: Скрябин, Прокофьев, Равель, Дебюсси. Мессерер танцует 12-ый этюд Скрябина, «Мимолётность» Прокофьева».

13 марта 1932 г. в Каунасе в зале Консерватории состоялся публичный концерт учащихся. Выступали пианисты и скрипачи. В заключение секстет исполнил «Увертюру на еврейские темы» С. Прокофьева:

-15

פאלקסבלאט

[фолксблат, в переводе: народная газета[, 1932, 17 марта.

С. Прокофьев. Увертюра на еврейские темы – «Гнесинские виртуозы» https://www.youtube.com/watch?v=l2D6bko0jwE

5 июля 1932 г. в Каунасе дал концерт пианист Александр Боровский, включив в него и произведения С. Прокофьева:

-16

Lietuvos aidas [летувос айдас, в переводе: эхо Литвы], 1932, 5 июля.

-17

די אידישע שטימע

[ди идише штиме, в переводе: идишский голос], 1932, 4 июля.

-18

Ал. Боровский.

-19

Эхо, 1932, 4 июля.

18 декабря 1932 г. из зала Общества литераторов в Вильно транслировалась передача, посвящённая современной музыке, исполнялись и произведения С. Прокофьева:

-20

Kurier Wilenski [куриер виленски], 1932, 18 декабря.

14 мая 1933 г.в Каунасе в зале Консерватории прошёл концерт камерной музыки, исполнялся и С. Прокофьев:

-21

Lietuvos žinios [летувос жинёс], 1933, 13 мая.

-22

Эхо, 1933, 13 мая.

31 октября 1936 г. в Каунасе в Государственном театре выступал фортепианный дуэт Виктор Бабин и Витя Вронски, впервые С. Прокофьева исполняли на двух инструментах:

-23

XX amžius [двидяшимтас амжюс, в переводе: XX век], 1936, 30 октября.

-24

Эхо, 1936, 31 октября.

-25

Эхо, 1936, 30 октября.

Объявление на идише о концерте В. Бабина и В. Вронски:

-26

די אידישע שטימע

[ди идише штиме], 1936, 31 октября.

-27

В. Бабин и В. Вронски.

22 мая 1937 г. в Каунасе прошёл ХХ симфонический концерт Государственного театра при участии солистки-пианистки Галины Леонене, дирижировал М. Штейман:

-28

Эхо, 1937, 26 мая.

-29

Эхо, 1939, 6 ноября.

В середине июня 1940 г. в Литву вошла Красная армия. После отставки президента А. Сметоны 14 – 15 июля прошли выборы в Народный сейм, явка избирателей достигла 95 %. 21 июля Литва была инкорпорирована в СССР. Собравшийся новый Сейм объявил, что Литва проявляет своё желание войти в состав СССР. 3 августа в Москву для подписания соглашения о вступлении Литвы в состав СССР была отправлена литовская делегация, в которую входили известные общественные деятели. Подписав этот документ, Литва вошла в состав СССР (До первого августа 1940 г., литовские, русская, идишские и польская газеты, которые упомянуты выше, были ликвидированы).

12 мая 1941 г. в Каунасе в Государственном театре прошёл XXVII симфонический концерт, участвовали симфонический оркестр, государственный хор, дирижёр Б. Дварионас. Была исполнена кантата для хора и оркестра «Александр Невский» С. Прокофьева:

-30

Tiesa [теса, в переводе: правда], 1941, 9 мая.

Сергей Прокофьев Кантата «Александр Невский»:

https://www.youtube.com/watch?v=UybgM9F1LdA

В Каунасе выступил (дата не указана) филармонический симфонический оркестр (Вильнюс), была исполнена и кантата «Александр Невский» С. Прокофьева:

-31

Tiesa [теса], 1941, 15 мая.

9 ноября 1945 г. в Вильнюсе в зале Государственной филармонии началась декада музыкального искусства, посвящённая 28-ой годовщине Великой октябрьской социалистической революции. В заключение концерта была исполнена кантата «Александр Невский» С. Прокофьева:

-32

Tiesa [теса], 1945, 13 ноября.

На концертах 5 и 6 октября 1949 г. в Вильнюсе Довид Ойстрах исполнил Сонату №1 фа минор С. Прокофьева:

Literatūra ir menas [литература ир мянас, в переводе: литература и искусство], 1949, 9 октября.

11 ноября 1951 г. в Вильнюсе, 14-го — в Шяуляй, 15-го в — Паневежисе, 17-го — в Тяльшай, 19-го — в Клайпеде в филармонических концертах исполнялась сцена расставания из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева:

-33

Filharmonijos koncertų programos 1940 – 1960 [филhармониёс концерту програмос 1940 – 1960], с. 208.

9 марта 1952 г. газета “Literatūra ir menas” [литература ир мянас] поместила информацию, что в музыкальном лекториуме (Вильнюс) читалась лекция «Советские кантаты и оратории». В иллюстративной части лекции прозвучали и фрагменты соответствующих произведений С. Прокофьева.

1954 г.: 22 октября (Паневежис), 24-го (Каунас), 26-го (Вильнюс) в филармонических концертах была исполнена Соната для скрипки и фортепиано f-moll С. Прокофьева;исполнители Виктор Радович (скрипка), Михаил Шендеров (виолончель), Мириам Азизбекова (фортепиано):

-34

Filharmonijos koncertų programos 1940 – 1960 [филhармониёс концерту програмос 1940 – 1960], с. 127.

23 января 1955 г. в филармоническом концерте (Вильнюс) была исполнена кантата С. Прокофьева «Александр Невский»; исполнители хор, солистка Г. Шипялите, дирижёр А. Калинаускас:

-35

Filharmonijos koncertų programos 1940 – 1960 [филhармониёс концерту програмос 1940 – 1960], с. 46.

11 июля 1956 г. в филармоническом концерте (Паланга) был исполнен гавот из «Классической симфонии» С. Прокофьева; дирижёр Виктор Дубровский:

-36

Filharmonijos koncertų programos 1940 – 1960 [филhармониёс концерту програмос 1940 – 1960], с. 54.

16 октября 1957 г. в филармоническом концерте (Вильнюс) была исполнена Симфония № 7 С. Прокофьева; дирижировал Б. Дварионас:

-37

Filharmonijos koncertų programos 1940 – 1960 [филhармониёс концерту програмос 1940 – 1960], с. 61.

27 февраля 1957 г. в филармоническом концерте (Вильнюс) была исполнена Симфония № 7 С. Прокофьева, дирижёр Абель Кленицки:

-38

Filharmonijos koncertų programos 1940 – 1960 [филhармониёс концерту програмос 1940 – 1960], с. 58.

-39

А. Кленицки.

16 октября 1957 г. в филармоническом концерте (Вильнюс) была исполнена Симфония № 7 С. Прокофьева; дирижировал Б. Дварионас:

-40

Filharmonijos koncertų programos 1940 – 1960 [филhармониёс концерту програмос 1940 – 1960], с. 61.

27 апреля 1958 г. в филармоническом концерте (Вильнюс) были исполнены Симфония № 7. Отец Лоренцо, Джульетта-девочка, Монтекки и Капулетти из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева; дирижировал Б. Дварионас:

-41

Filharmonijos koncertų programos 1940 – 1960 [филhармониёс концерту програмос 1940 – 1960], с. 64.

6 апреля и 27 мая 1958 г. в филармоническом концерте (Паневежис) была исполнена симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева; дирижировал А. Кленицки:

-42

Filharmonijos koncertų programos 1940 – 1960 [филhармониёс концерту програмос 1940 – 1960], с. 196.

Симфоническая сказка «Петя и Волк». Читает Н. Литвинов:

https://www.youtube.com/watch?v=pz1QQ06-RGg

27 декабря 1958 г. в Вильнюсе выступал Довид Ойстрах, он исполнил также фрагмент из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева.

Tiesa [теса], 1958, 30 декабря.

1 февраля 1959 г. в филармоническом концерте (Вильнюс) была исполнена Классическая симфония С. Прокофьева; дирижировал Б. Дварионас:

-43

Filharmonijos koncertų programos 1940 – 1960 [филhармониёс концерту програмос 1940 – 1960], с. 66.

Сергей Прокофьев. Симфония № 1 ("Классическая"):

https://www.youtube.com/watch?v=ZeONmrsg1co

17 июля 1959 г. в филармоническом концерте (Паланга) был исполнен Гавот С. Прокофьева: дирижировал А. Кленицки:

-44

Filharmonijos koncertų programos 1940 – 1960 [филhармониёс концерту програмос 1940 – 1960], с. 68.

15 октября 1959 г. в филармоническом концерте (Вильнюс) была исполнена и «Классическая симфония» С. Прокофьева; дирижировал А. Кленицки:

-45

Filharmonijos koncertų programos 1940 – 1960 [филhармониёс концерту програмос 1940 – 1960], с. 69.

21 марта 1960 г. в филармоническом концерте (Вильнюс) были исполнены Сцена. Менуэт. Маски. Ромео и Джульетта. Гибель Тибальда их балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева; дирижёр Эдгар Тонс:

-46

Filharmonijos koncertų programos 1940 – 1960 [филhармониёс концерту програмос 1940 – 1960], с.71.

Газеты печатали (правда, не регулярно) программы радиотрансляций — так что у обладателей радиоприёмников была ещё одна возможность услышать музыкальнные творения С. Прокофьева. Но в чём исполнении? Играл ли их сам автор или их исполняли его коллеги, знать можно было не всегда. Радиостанции были такие: Лондон, Рим, Москва, K. V-Hausen, Прага. Варшава, Каунас, Вильнюс.

-47

Эхо, 1937, 23 апреля.

Sveiki atvyke!   !ברוך-הבא  Witamy!   Добро пожаловать дорогому Сергею Прокофьеву!

1933 год.

-48

24 марта 1931 г. газета ”Lietuvos aidas” [летувос айдас, в переводе: эхо Литвы] напечатала статью композитора и пианиста Витаутаса Бацявичюса [Vytautas Bacevičius] ”Prokofjevo genijus” [в переводе: гений Прокофьева]. Автор даёт оценку операм «Любовь к трём апельсинам» и «Блудный сын», симфониям. Он считает, что душа С. Прокофьева полна дистингцией, уверен, что композитор - в высшей степени гениальная и таинственная душа.

Информация о предстоящих впервые гастролях С. Прокофьева в Каунасе появилась 5 октября 1933 г. в одной из столичных газет.

Фото и объявление о концерте 10 октября в единственной в Литве газете на русском языке:

-49

Эхо, 1933, 8 октября.

В заметке на идише С. Прокофьев кратко представлен как композитор, пианист, дирижёр. Его предстоящий концерт в Каунасе вызывает большой интерес в местных музыкальных кругах:

-50

די אידישע שטימע

 [ди идише штиме, в переводе: идишский голос], 1933, 10 октября.

Объявление на польском языке: сегодня концерт пианиста и композитора Сергея Прокофьева в “Metropolitain”:

-51

Dzien kowienski [дзень ковенски, в переводе: день ковенский], 1933, 10 октября.

-52

Эхо, 1933, 17 октября.

Ниже — статья «Прекрасный пианист» музыкального критика Владаса Якубенаса (Vladas Jakubėnas). Он определяет особенности С. Прокофьева как композитора и пианиста, пишет, какое впечатление произвёл его концерт. В P. S. автор досадует, что Филармония о концерте объявляла в русской и еврейской прессах, — из-за этого литовской публики было мало:

-53

С. Прокофьев выступал в уютном, с ровным освещением, хорошей акустикой, со зрительным залом на 800 человек театре „Metropolitain“:

-54

„Metropolitain“.

1934 год.

Вне сомнения выступление С. Прокофьева 10 октября 1933 г. настолько покорило каунасцев, что 10 октября 1934 г. даже газета “Dzien kowienski” [дзень ковенски, в перводе: день ковенский] напечатала заметку о концерте музыканта в конце года (это издание далеко не всегда сообщало о выступлениях в Каунасе и довольно известных гастролёров):

-55

Dzien kowienski [дзень ковенски], 1934, 10 октября.

Объявление на литовском языке о концерте 29 октября:

-56

Lietuvos aidas [летувос айдас], 1934, 29 октября.

Объявление на идише о концерте 29 октября:

-57

די אידישע שטימע

 [ди идише штиме], 1934, 29 октября.

-58

Эхо, 1934, 27 октября.

-59

Эхо, 1934, 30 октября.

-60

Здание Государственного театра и его зрительный зал на 500 человек.

-61

Эхо, 1934, 2 ноября.

-62

Пианист Балис Дварионас.

-63

Виолончелист П. Беркович.

30 октября С. Прокофьев выступил с единственным концертом в Клайпеде, где он исполнял свои:

-64

Lietuvos keleivis [летувос кялейвис, в переводе: литовский путник], 1934, 28 октября.

30 декабря 1934 г. газета “Kurier Wilenski” [куриер виленски, в переводе: курьер виленский], написала, что в этот день в Вильно в зале Консерваториум «состоится давно ожидаемый фортепианный концерт (речитал) известного композитора и пианиста с мировой славой Сергея Прокофьева»:

-65

Объявление на идише о концерте 30 декабря в Вильно всемирно знаменитого пианиста С. Прокофьева:

-66

צייט

 [цайт, в переводе: время], 1934, 30 декабря.

В межвоенные годы С. Прокофьев был автором музыки к двум кинофильмам: «Поручик Киже» (режиссёр Александр Файнциммер, снят в 1934 г., кинокомпания «Белгоскино»); «Александр Невский» (режиссёры Сергей Эйзенштейн и Дмитрий Васильев, вышел на экран в 1938 г., кинокомпания «Мосфильм»).

С демонстрацией в Литве кинокартины «Поручик Киже» всё ясно: 5 — 11 ноября 1934 г. в каунасском к/т “Forum”, в январе 1936 г. в Клайпеде:

-67

Lietuvos žinios [летувос жинёс], 1934, 5 ноября.

Единственный «обманчик» — фильм не «Совкино», но это слово вызывало у зрителя больше доверия.

Ниже — афиша на идише фильма «Поручик Киже»: играет лучший ансамбль Московского академического художественного театра: С. Магирилли, Б. Горин-Горяйнов, М. Ростовцев. Точное название: Московский художественный академический театр. Все названные на афише актёры не из МХАТ’а. (Но надо же чем-то заманить народ в кинотеатр):

-68

פאלקסבלאט

[фолксблат], 1934, 7 ноября.

А вот кинокартина «Александр Невский» водила меня за нос. В апреле 1939 г. в ряде каунасских газет публиковались сцены из этого фильма. К представленной ниже поясняли, что она из советского монументального фильма. Режиссёры Д. Васильев и С. Эйзенштейн, музыка С. Прокофьева:

-69

Обычно подобное означало, что вскоре картина выйдет на экран. Этого не происходило.

7 июня газета “Lietuvos žinios” [летувос жинёс] рассказала, что для сообщества писателей и журналистов провели закрытый показ фильма. Автор статьи считал, что некоторые типажи в фильме, освещение сцен поднимаются до рембрандтовских высот. Зритель никогда не забудет композицию некоторых кадров.

Чтобы найти, когда же этот фильм показывали в Литве, я не просматривала подшивки газет, так как Литовская национальная библиотека им. М. Мажвидаса создала электронный портал, разместив там свои фонды. И я опиралась на информацию на портале. Надеюсь я не ошибусь, если скажу, что и в независимой Литве, и в течение полутора лет до начала Второй мировой войны кинокартина «Александр Невский» не демонстрировалась. В чём же было дело?

И вдруг совсем неожиданно обнаружилось, что эта картина 15 — 16 декабря 1954 г. демонстрировалась в провинциальном городке Skuodas:

-70

Pergalė [пяргале, в переводе: победа], 1954, 14 декабря.

Поиск по слову «Прокофьев» в электронном каталоге Литовской национальной библиотеки им. М. Мажвидаса (ibiblioteka: Sergejus Prokofjevas) даёт о нём более 120 библиографических записей на литовском, русском, английском, немецком, польском языках.

Сергей Прокофьев Литве необходим:

В 1962 г. в переводе на литовский язык вышла в свет книга С. Прокофьева «Материалы, документы, воспоминания», М., 1961:

-71

S. Prokofjevas  “Autobiografija, straipsniai, atsiminimai”.

Опера С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам» в Государственном театре оперы и балета ЛССР, программка, 1964 г.:

-72

В 1975 г. на литовском языка свет увидела книга Sergejus Prokofjevas “Petia ir vilkas” [литовский яз.: Петя и волк]:

-73

8 марта 1984 г. балетное отделение Национальной школы искусств им. М. К. Чюрлёниса танцевало премьеру балета С. Прокофьева «Золушка»:

-74

В 1985 г. в Вильнюсе была выпущена книга Sergejus Morozovas Prokofjevas [Сергей Морозов Прокофьев], переводчик Мария Субатавичене [Marija Subatavičienė]:

-75

Обложка книги.

7 мая 1993 г. Литовский национальный театр оперы и балета показал премьеру балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Хореограф Владимир Васильев (Москва):

-76

(2023.01.13, интернет:

Литовский национальный театр оперы и балета (ЛНТОБ) сообщает, что меняет репертуар, отказываясь от произведений русских классиков. 10,11 и 14 февраля вместо «Ромео и Джульетты»Литовский национальный театр оперы и балета покажут балет «Барбора Радвилайте», а 23, 24 и 25 февраля вместо «Весны священной» Игоря Стравинского – балет «Процесс»).

Отче!  Прости им, ибо не ведают, что творят.

10 июня 2020 г. Литовский национальный театр оперы и балета впервые показал балет «Контрасты» на музыку С. Прокофьева:

-77

Балет «Контрасты».

28 мая 2002 г. в Вильнюсе 19-летняя пианистка Довиле Багдонайте (Dovilė Bagdonaitė) сыграла концерт, в котором были исполнены произведения F. Schubert’а,  J. Sibelius’а, G. Rossini, G. Bizet и «Легенда» для скрипки и фортепиано С. Прокофьева:

-78

В 2007 г. была опубликована книга Irena Mikšytė Klausyta, stebėta, bendrauta [Ирена Микшите клаусита, стябета, бяндраута, в переводе: слушала, наблюдала, общалась]. Жанр книги — музыкальная публицистика. Глава о С. Прокофьеве названа «С. Прокофьев в Литве»:

-79

Обложка книги.

13 декабря 2013 г. Вильнюсский старый театр показал премьерную постановку «Евгений Онегин». Через 60 лет после смерти С. Прокофьева музыка к спектаклю впервые прозвучала в Европе:

-80

16, 17 и 18 мая 2014 г. балетная труппа Литовского национального театра оперы и балета показала балет «Снежная королева» на музыку С. Прокофьева:

-81

В роли снежной королевы Ольга Коношенко.

12 ноября 2016 г. прошёл эдукационной проект «Сергей Прокофьев и музыка XX - XXI веков», посвящённый 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева. Организатор — Национальная школа искусств им. М. К. Чюрлёниса и Организация музыкальных эдукационных мероприятий LEgaTO.  В первой части фестиваля, которая продолжалась 3 часа, выступило 56 учащихся музыкальных школ. Они исполняли произведения С. Прокофьева, его современников, других композиторов XX - XXI вв. Были исполнены все значимые произведения юбилиата, созданные для юных пианистов. Во второй части празднества своё мастерства демонстрировали профессиональные музыканты:

-82

Участники проекта.

25 марта 2018 г. в филармонии Каунасский симфонический оркестр исполнил музыкальную сказку С. Прокофьева «Петя и волк»:

-83

Каунасский симфонический оркестр.

В ноябре 2019 г. в Вильнюсе прошёл 8 Международный конкурс пианистов им. М. К. Чюрлениса, участники исполняли и| Сонату для фортепиано № 6 ля мажор, соч. 82, Концерт для фортепиано и оркестра № 3  до мажор, соч. 26 С. Прокофьева:

-84

Афиша конкурса.

12, 14 и 15 февраля 2020 г. Литовский национальный театр оперы и балета (Вильнюс) показал оперу С. Прокофьева „Игрок“. Режиссёр Василий Бархатов, главные роли исполняли Асмик Григорян (Полина), Дмитрий Головнин (Алексей) и Владимир Прудников (Генерал):

-85

Декорации к опере.

21 мая 2021 г. в Вильнюсском дворце конгрессов пианист Александр Палей играл Концерт для фортепиано № 2 g-moll, op. 16 С. Прокофьева и Симфонию № 3 А. Брукнера:

-86

Ал. Палей.

28 октября 2024 г. в Вильнюсе в зале Compensa пройдут гастроли Балета Европы, во время которых покажут спектакль «Золушка» на музыку С. Прокофьева. Балетмейстер-постановщик Cristiano Principato:

-87

Афиша спектакля.

Издательство „Briedis“ разместило в интернете информацию о возможности приобрести выпущенный им плакат (портрет) Сергея Прокофьева (30x40 см, в рамке):

-88

С. Прокофьев в литовских энциклопедиях:

Статья о С. Прокофьеве включена в 24-ый том “Lietuvių enciklopedija” [в переводе: литовская энциклопедия], Boston, 1961 г.:

-89

Статья о С. Прокофьеве включена в 9-ый том “Lietuviškoji tarybinė enciklopedija” [в переводе: литовская советская энциклопедия], 1982 г.:

-90

Статья о С. Прокофьеве включена в 3-ий том “Muzikos enciklopedija” [в переводе: музыкальная энциклопедия], 2006 г.:

-91

Статья ”Prokofjev Sergej” в интернетной “Visuotinė lietuvių enciklopedija” [в переводе: всеобщая литовская энциклопедия]:

-92

Prokofjev Sergej (rus. Сергей Прокофьев, Sergejus Prokòfjevas) 1891 04 23 Soncivka (Donecko sr.) — 1953 03 05 Maskva, rusų kompozitorius, pianistas. Šv. Cecilijos akademijos (1934), Švedijos karališkosios akademijos (1947) narys. Pirmąsias muzikos žinias gavo iš motinos. Nuo 5 m. kūrė pjeses fortepijonui, 9 m. sukomponavo operą vaikams Milžinas (Velikan). 1902–04 vasarą Soncovkoje mokėsi muzikos pas R. Glierą. 1904 – 14 studijavo Sankt Peterburgo konservatorijoje pas N. Rimskį-Korsakovą (instrumentuotę), A. Liadovą (kontrapunktą, kompoziciją), N. Čerepniną (mokėsi diriguoti), A. Jesipovą (mokėsi skambinti fortepijonu); įgijo kompozitoriaus (1909) ir pianisto (1914; laimėjo A. Rubinšteino premiją) specialybę.

Nuo 1908 koncertavo (daugiausia koncertų surengė 3–4 dešimtmetyje). Skambino savo ir kitų autorių (nuo J. S. Bacho iki  A. Schönbergo) kūrinius. S. Prokofjevo pianizmas pasižymėjo išoriniu santūrumu ir stipria vidine jėga, aštriai skaidriu garsu, tiksliais pasažais. 1918 išvyko koncertuoti į užsienį, iki 1922 gyveno Jungtinėse Amerikos Valstijose, nuo 1923 – Paryžiuje. 1927, 1929 ir 1932 gastroliavo SSRS, 1933 ir 1934 koncertavo Kaune. 1936 visam laikui su šeima grįžo į Rusiją, apsigyveno Maskvoje. Tais pačiais metais ir 1938 koncertavo Vakarų Europoje ir Jungtinėse Amerikos Valstijose.

Per II pasaulinį karą (1941–43) gyveno Tbilisyje, Almatoje, Permėje.

Kūryba

Sukūrė keletą konjunktūrinių kūrinių. Bendradarbiavo su kino režisieriumi S. Eizenšteinu, kurdamas muziką jo filmams Aleksandras Neviškis (1938) ir Ivanas Rūstusis (1942), su režisieriumi V. Mejerholdu, rašydamas operą Semionas Kotko (1939). 1948 02 10 SSKP Centro komiteto nutarimu S. Prokofjevo kūryba pasmerkta kaip formalistinė ir liaudžiai svetima, buvo apribota jos sklaida. Visa tai pakenkė kompozitoriaus sveikatai. Gyvenimo pabaigoje sukūrė kūrinių žymiems atlikėjams: D. Oistrachui – I sonatą smuikui ir fortepijonui (1938–46), M. Rostropovičiui – sonatą violončelei ir fortepijonui (1949) ir simfoniją koncertą violončelei ir orkestrui (1952).

S. Prokofjevas – vienas ryškiausių 20 a. kompozitorių. Jo kūryba aprėpia beveik visus muzikos žanrus, tarp kurių ypač svarbi muzika teatrui (operos, baletai, muzika dramos spektakliams), kino filmams. S. Prokofjevas muzikoje sujungė klasikų ir 20 a. pirmos pusės muzikų ieškojimus, talentingai atnaujino operos ir baleto dramaturgiją bei stilistiką, suformavo savitą fortepijoninės muzikos braižą.

Teatriškumas, pasireiškiantis muzikos vaizduojamuoju pobūdžiu, vaizdinių plastiškumu, monologinės saviraiškos vengimu, ryškus ir instrumentiniuose kūriniuose (7 simfonijose, 15 sonatų, 9 koncertuose įvairiems instrumentams, apie 20 uvertiūrų, simfoninių poemų, siuitų) bei vokalinėje muzikoje (apie 50 dainų, apie 10 kantatų ir oratorijų). Literatūros kūriniai dažnai inspiruodavo ir neprograminę instrumentinę muziką. Muzikos stiliui būdinga intensyvi raida, kuri atspindėjo įvairias 20 a. meno kryptis, tarp jų svarbiausia – neoklasicizmas, kurio raiška buvo labai individuali.

Ankstyvojoje kūryboje (pjesės fortepijonui Sarkazmai 1914) ryšku maištingas protestas prieš akademiškumą, simbolistines impresionistines tendencijas (tuo S. Prokofjevas buvo artimas I. Stravinskiui, P. Hindemithui, B. Bartókui, prancūzų Šešetui, bet skyrėsi savita ironija ir grotesku), 2 dešimtmetyje ironiškai traktavo klasicizmą iki L. van Beethoveno (I simfonija), atrado originalią rafinuoto simbolizmo ir primityvizmo jungtį, 3 dešimtmetyje buvo veikiamas urbanistinio konstruktyvizmo ir ekspresionizmo. Apsigyvenus tėvynėje, jo stiliui turėjo įtakos socialistinio realizmo estetika, ryšys su 19 a. rusų klasikine muzika.

Operos

8 operos – Madalena (Maddalena, M. Loven libretas, 1 redakcija 1911, 2 redakcija 1913, neatlikta), Lošėjas (Igrok, S. Prokofjevo libretas pagal F. Dostojevskio romaną, 1 redakcija 1915–16, 2 redakcija 1927, pastatyta Briuselyje), Meilė trims apelsinams (Liubov k triom apelsinam, S. Prokofjevo libretas pagal C. Gozzi pasaką, 1919, pastatyta 1921 Čikagoje, 1963 Vilniuje), Ugnies angelas (Ognennyj angel, S. Prokofjevo libretas pagal V. Briusovo apysaką, 1919–27, koncertinis atlikimas Paryžiuje 1954, pastatyta 1955 Venecijoje), Semionas Kotko (S. Prokofjevo ir V. Katajevo libretas, 1939, pastatyta 1940 Maskvoje), Sužadėtuvės vienuolyne (Obručenije v monastyre, S. Prokofjevo libretas pagal R. Sheridano pjesę, 1940, pastatyta 1946 Leningrade), Karas ir taika (Voina i mir, S. Prokofjevo ir M. Mendelson-Prokofjevos libretas pagal L. Tolstojaus romaną, 1 redakcija 1941–43, 2 redakcija 1946–52, pastatyta 1946 Leningrade), Apysaka apie tikrąjį žmogų (Povest o nastojaščem čeloveke, S. Prokofjevo ir M. MendelsonProkofjevos libretas pagal B. Polevojaus apysaką, 1947–48, pastatyta 1960 Maskvoje).

Kiti kūriniai

7 baletai, tarp jų – Plieninis šuolis (Stalnoj skok, S. Prokofjevo ir G. Jakulovo libretas, 1925, pastatytas 1927 Paryžiuje), Sūnus palaidūnas (Blundnyj syn, B. Kochno libretas, 1928, pastatytas 1929 Paryžiuje), Romeo ir Džuljeta (S. Radlovo, A. Piotrovskio, L. Lavrovskio ir S. Prokofjevo libretas pagal W. Shakespeare’ą, 1935–36, pastatytas 1938 Brno, 1940 Leningrade, 1977, 1993 Vilniuje), Pelenė (Zoluška, N. Volkovo libretas, 1940–44, pastatytas 1945 Maskvoje, 1984 Vilniuje), Pasaka apie akmeninę gėlelę (Skaz o kamennom cvetke, L. Lavrovskio ir M. MendelsonProkofjevos libretas pagal P. Bažovo pasakų knygą Malachito dėžutė, 1948–50, pastatytas 1954 Maskvoje), kūriniai chorui, solistams, orkestrui (kantata Aleksandras Neviškis mecosopranui, mišriam chorui ir simfoniniam orkestrui / Aleksandr Nevskij 1938–39), 7 simfonijos (I Klasikinė / Klassičeskaja 1916–17; VII 1951–52), 5 koncertai fortepijonui (1912–32), koncertai smuikui (1916, 1935), 2 styginių kvartetai (1930, 1941), kūriniai fortepijonui, balsui ir fortepijonui.

Prokofjev Sergej (rus. Сергей Прокофьев, Sergejus Prokòfjevas) 1891 04 23 Soncivka (Donecko sr.) — 1953 03 05 Maskva, rusų kompozitorius, pianistas. Šv. Cecilijos akademijos (1934), Švedijos karališkosios akademijos (1947) narys. Pirmąsias muzikos žinias gavo iš motinos. Nuo 5 m. kūrė pjeses fortepijonui, 9 m. sukomponavo operą vaikams Milžinas (Velikan). 1902–04 vasarą Soncovkoje mokėsi muzikos pas R. Gliera. 1904 – 14 studijavo Sankt Peterburgo konservatorijoje pas N.Rimskį-Korsakovą (instrumentuotę), A. Liadovą (kontrapunktą, kompoziciją), N. Čerepnina (mokėsi diriguoti), A. Jesipovą (mokėsi skambinti fortepijonu); įgijo kompozitoriaus (1909) ir pianisto (1914; laimėjo A. Rubinšteino premiją) specialybę.

Nuo 1908 koncertavo (daugiausia koncertų surengė 3–4 dešimtmetyje). Skambino savo ir kitų autorių (nuo J. S. Bacho iki  A. Schönbergo) kūrinius. S. Prokofjevo pianizmas pasižymėjo išoriniu santūrumu ir stipria vidine jėga, aštriai skaidriu garsu, tiksliais pasažais. 1918 išvyko koncertuoti į užsienį, iki 1922 gyveno Jungtinėse Amerikos Valstijose, nuo 1923 – Paryžiuje. 1927, 1929 ir 1932 gastroliavo SSRS, 1933 ir 1934 koncertavo Kaune. 1936 visam laikui su šeima grįžo į Rusiją, apsigyveno Maskvoje. Tais pačiais metais ir 1938 koncertavo Vakarų Europoje ir Jungtinėse Amerikos Valstijose.

Per II pasaulinį karą (1941–43) gyveno Tbilisyje, Almatoje, Permėje.

Kūryba

Sukūrė keletą konjunktūrinių kūrinių. Bendradarbiavo su kino režisieriumi S. Eizenšteiną, kurdamas muziką jo filmams Aleksandras Neviškis (1938) ir Ivanas Rūstusis (1942), su režisieriumi V. Mererholdu, rašydamas operą Semionas Kotko (1939). 1948 02 10 SSKP Centro komiteto nutarimu S. Prokofjevo kūryba pasmerkta kaip formalistinė ir liaudžiai svetima, buvo apribota jos sklaida. Visa tai pakenkė kompozitoriaus sveikatai. Gyvenimo pabaigoje sukūrė kūrinių žymiems atlikėjams: D. Oistrachui – I sonatą smuikui ir fortepijonui (1938–46), M. Rostropovičiui – sonatą violončelei ir fortepijonui (1949) ir simfoniją koncertą violončelei ir orkestrui (1952).

S. Prokofjevas – vienas ryškiausių 20 a. kompozitorių. Jo kūryba aprėpia beveik visus muzikos žanrus, tarp kurių ypač svarbi muzika teatrui (operos, baletai, muzika dramos spektakliams), kino filmams. S. Prokofjevas muzikoje sujungė klasikų ir 20 a. pirmos pusės muzikų ieškojimus, talentingai atnaujino operos ir baleto dramaturgiją bei stilistiką, suformavo savitą fortepijoninės muzikos braižą.

Teatriškumas, pasireiškiantis muzikos vaizduojamuoju pobūdžiu, vaizdinių plastiškumu, monologinės saviraiškos vengimu, ryškus ir instrumentiniuose kūriniuose (7 simfonijose, 15 sonatų, 9 koncertuose įvairiems instrumentams, apie 20 uvertiūrų, simfoninių poemų, siuitų) bei vokalinėje muzikoje (apie 50 dainų, apie 10 kantatų ir oratorijų). Literatūros kūriniai dažnai inspiruodavo ir neprograminę instrumentinę muziką. Muzikos stiliui būdinga intensyvi raida, kuri atspindėjo įvairias 20 a. meno kryptis, tarp jų svarbiausia – neoklasicizmas, kurio raiška buvo labai individuali.

Ankstyvojoje kūryboje (pjesės fortepijonui Sarkazmai 1914) ryšku maištingas protestas prieš akademiškumą, simbolistines impresionistines tendencijas (tuo S. Prokofjevas buvo artimas I. Stravinskiui, P. Hindemithui, B. Bartókui, prancūzų Šešetui, bet skyrėsi savita ironija ir grotesku), 2 dešimtmetyje ironiškai traktavo klasicizmą iki L. van Beethoveno (I simfonija), atrado originalią rafinuoto simbolizmo ir primityvizmo jungtį, 3 dešimtmetyje buvo veikiamas urbanistinio konstruktyvizmo ir ekspresionizmo. Apsigyvenus tėvynėje, jo stiliui turėjo įtakos socialistinio realizmo estetika, ryšys su 19 a. rusų klasikine muzika.

Operos

8 operos – Madalena (Maddalena, M. Loven libretas, 1 redakcija 1911, 2 redakcija 1913, neatlikta), Lošėjas (Igrok, S. Prokofjevo libretas pagal F. Dostojevskio romaną, 1 redakcija 1915–16, 2 redakcija 1927, pastatyta Briuselyje), Meilė trims apelsinams (Liubov k triom apelsinam, S. Prokofjevo libretas pagal C. Gozzi pasaką, 1919, pastatyta 1921 Čikagoje, 1963 Vilniuje), Ugnies angelas (Ognennyj angel, S. Prokofjevo libretas pagal V. Briusovo apysaką, 1919–27, koncertinis atlikimas Paryžiuje 1954, pastatyta 1955 Venecijoje), Semionas Kotko (S. Prokofjevo ir V. Katajevo libretas, 1939, pastatyta 1940 Maskvoje), Sužadėtuvės vienuolyne (Obručenije v monastyre, S. Prokofjevo libretas pagal R. Sheridano pjesę, 1940, pastatyta 1946 Leningrade), Karas ir taika (Voina i mir, S. Prokofjevo ir M. MendelsonProkofjevos libretas pagal L. Tolstojaus romaną, 1 redakcija 1941–43, 2 redakcija 1946–52, pastatyta 1946 Leningrade), Apysaka apie tikrąjį žmogų (Povest o nastojaščem čeloveke, S. Prokofjevo ir M. MendelsonProkofjevos libretas pagal B. Polevojaus apysaką, 1947–48, pastatyta 1960 Maskvoje).

Kiti kūriniai

7 baletai, tarp jų – Plieninis šuolis (Stalnoj skok, S. Prokofjevo ir G. Jakulovo libretas, 1925, pastatytas 1927 Paryžiuje), Sūnus palaidūnas (Blundnyj syn, B. Kochno libretas, 1928, pastatytas 1929 Paryžiuje), Romeo ir Džuljeta (S. Radlovo, A. Piotrovskio, L. Lavrovskio ir S. Prokofjevo libretas pagal W. Shakespeare’ą, 1935–36, pastatytas 1938 Brno, 1940 Leningrade, 1977, 1993 Vilniuje), Pelenė (Zoluška, N. Volkovo libretas, 1940–44, pastatytas 1945 Maskvoje, 1984 Vilniuje), Pasaka apie akmeninę gėlelę (Skaz o kamennom cvetke, L. Lavrovskio ir M. Mendelson-Prokofjevos libretas pagal P. Bažovo pasakų knygą Malachito dėžutė, 1948–50, pastatytas 1954 Maskvoje), kūriniai chorui, solistams, orkestrui (kantata Aleksandras Neviškis mecosopranui, mišriam chorui ir simfoniniam orkestrui / Aleksandr Nevskij 1938–39), 7 simfonijos (I Klasikinė / Klassičeskaja 1916–17; VII 1951–52), 5 koncertai fortepijonui (1912–32), koncertai smuikui (1916, 1935), 2 styginių kvartetai (1930, 1941), kūriniai fortepijonui, balsui ir fortepijonui.