Под именем «Ольгов» он впервые упоминается в Ипатьевской летописи в 1152 году. Эта дата и считается датой основания города, который со временем потерял букву «О», став Льговом. Существуют и другие версии происхождения названия. О них, а также о легендах и загадках – в нашем материале.
В прошлых номерах «Друг для друга» мы публиковали материалы о приграничных Суджанском и Кореневском районах. Продолжаем цикл рассказом о Льгове – старинном, спокойном и уютном городке, каким он был до 8 августа... Хочется верить, что скоро Льгов вернется к мирной жизни.
Княгиня, князь или ольха?
Начнем с названия города. По одной легенде, город Льгов основан на месте древнего поселения, заложенного князем Олегом Святославовичем, прозванным Гориславовичем, который упоминается в «Слове о полку Игореве». Логика здесь простая: так как князя звали Олег, то и поселение назвали Ольговым городом. Причем с ударением на второе «о».
По второй легенде, объясняющей название, город получил свое имя в честь великой княгини Ольги. Вот что в своей книге «Провинциальная хроника. Льгов в истории Курского края» пишет Михаил Лагутич: «Одно из преданий об основании Льгова было опубликовано в «Журнале министерства народного просвещения» за 1902 год. Записана эта легенда была в селе Подгородняя Слобода у города Льгова. Согласно ей, киевские князья Аскольд и Дир, уходя в очередной поход, решили спрятать свою сестру Ольгу в надежном месте. Им оказалось село Кудинцево. Здесь и разместили малолетнюю девочку вместе с боярами, приближенными, слугами. Когда опасность миновала, Ольга была возвращена в Киев. Часть же приближенных осталась в понравившемся им месте, чтобы в любой момент можно было спрятать юную княгиню. Они и основали Ольгов городок. Но историческими фактами эта легенда никак не подтверждается. Как известно, Аскольд и Дир были убиты князем Олегом в 882 году. Ольга же родилась около 890 года, по преданию была происхождения незнатного, жила в районе Пскова. Там, во время охоты и увидел ее князь Игорь, пленился умом и красотой. После гибели мужа в 945 году много лет правила Русью, приняла христианство и при крещении получила имя Елена. Возможно, она и побывала в наших местах, но сведений об этом нет».
Третья версия связана с тем, что на месте, где расположен Льгов, якобы в древности находились обширные заросли ольхи. Жителей стали называть ольховичами, а сам город – Ольхов или Ольгов. Со временем буква «О» из названия города исчезла, и он стал называться Льгов.
Михаил Лагутич в своей книге предполагает, что на месте современного Льгова древний Ольгов никогда не существовал. «Наиболее древними в наших местах упоминаются города Курск, Рыльск, Ольгов. С первыми все более-менее ясно. А загадка древнего Ольгова до сих пор не разгадана, – пишет он. – Упоминание Ольгова в летописи связано с переправой через Сейм, которой пользовались половцы. В описании первой географической карты нашего отечества, так называемой «Книге Большому Чертежу», она указана восточнее Ольгова. Невозможно поверить, чтобы такое стратегически важное место не было прикрыто большим укрепленным поселением-крепостью. В летописи, посвященной походу князя Юрия Долгорукого в 1152 году, Ольгов упоминается вместе с другими крупными городами. Так в чем же дело, в чем загадка? Как видим, большинство историков связывают древний Ольгов с современным Льговом. Но упоминания в летописи очень трудно связать с определенной характерной местностью, там этого просто нет! Эту проблему изложил в своей книге «Далекое прошлое соловьиного края» Юрий Липкинг. По его мнению, на месте современного Льгова никакого домонгольского города не существовало. Быть то он был, только вот где? ( ) Сейчас ясно только одно. На месте современного Льгова древний Ольгов не существовал. Если только не обнаружатся еще неизвестные науке летописи. А к открытию древнего города приведет или случай, или целенаправленные раскопки. То, что Ольгов находился где-то в другом месте, нет ничего страшного. Ведь известно, что современный Смоленск построен в 12 километрах от разрушенного, а Рязань аж в 80. Но они гордо несут свои прежние имена и ведут родословную от разрушенных городов».
«В зеленом поле птица драхва»
В период царствования Екатерины Великой, в 1779 году Льговская слобода получила статус города, став частью новообразованной Курской губернии. Спустя год, по указу царицы, городу Льгову был «высочайше пожалован» собственный герб.
В том же году был создан герб Курска – синяя полоса с тремя летящими куропатками на серебряном поле. Уездным центрам полагались двухчастные гербы: вверху помещался герб губернского города (Курска), а под ним – символы уездных центров. Льгову досталось «в верхней части герб курский, внизу, в зеленом поле птица драхва (дрофа), которых в окрестностях сего города плодится много». Утвердили этот герб 8 января 1780 года.
В 1860 году для Льгова придумали более сложный герб: серебряная дрофа на зеленом щите, увенчанном серебряной короной и окруженном золотыми колосьями, перевитыми Александровской лентой. В вольной части поместили герб Курской губернии. Однако этот вариант так и не утвердили. Так что и сейчас символом Льгова считается герб образца 1780 года – три куропатки на синей полосе в верхней части и дрофа в нижней.
Башня Шамиля
Немало легенд связано с деревней Нижние Деревеньки в Льговском районе, где у князей Барятинских было имение. В северо-восточном углу усадьбы сохранилась трехъярусная башня, которую называют башней Шамиля. Это еще один символ Льгова.
5 августа 1859 года главнокомандующий русской армией на Кавказе князь Александр Иванович Барятинский отправил окруженному имаму Шамилю предложение сдаться. После долгих переговоров Шамиль принял его. Барятинский дал гарантии безопасности ему и членам его семьи и сообщил, что имаму теперь придётся отправиться на встречу с императором, который решит судьбу пленника. Так началась история, подарившая нам одну из красивых легенд-баек о башне во Льгове, где по преданию молился имам.
Уже 9 сентября имам прибывает в Курскую губернию. К пленнику относились как к почётному гостю. Курский губернатор Николай Бибиков устроил ему приём, пригласил Шамиля со свитой на выступление итальянской оперной труппы.
После встречи с Александром II тот приказал обеспечить ненавязчивый присмотр за имамом, но и положил ему приличную пожизненную пенсию. Шамиль принял российское подданство, поселившись в Калуге. Через 9 лет заболевающему имаму было подобрано новое место жительства, более подходящее по климату, – Киев. По дороге туда в 1868 году Шамиль вновь посещает имения Барятинского и в Марьино, и в Нижних Деревеньках. От последнего сохранилось немного построек. Одна из них – башня ограды.
По преданию, она напоминала Шамилю о родине, и он молился в ней во время визита. Историки считают это маловероятным, башня, видимо, и построена была позже. Но легенда красивая.
«Это охотники за сокровищами клад ищут»
Есть не менее красивая легенда о кладе, якобы спрятанном где-то в районе все тех же Нижних Деревенек. «До сего дня там гуляет легенда о княжеском кладе, в котором были и картины, и дорогая посуда, и, конечно же, золото и бриллианты, – писал курский журналист Александр Балашов. – Один льговчанин, прекрасно знающий историю своего родного края, говорил мне, что дворецкий Барятинских по фамилии Квятковский нанял возчиков и на трех обозах вывез все ценное из княжеской усадьбы в лес. Там и зарыли сокровища. А Квятковский, хорошенько угостив крестьян водкой, убил нежелательных свидетелей. Так было или иначе, только клад был. И он где-то спрятан. Только вот где, похоже, никто не знает... Позже я прочитал в краеведческой литературе, что старожилы Льгова, пережившие оккупацию, рассказывали, как в 1942 году с немцами приезжал какой-то молодой человек «в кожаном пальто». Скорее всего – русский: говорил без акцента. Он что-то искал в лесу, в имении, в подвалах и на чердаке дома Барятинских, но так ничего и не найдя, укатил из Льгова. Кто это был? Сын Квятковского? Человек, знавший тайну княжеского клада?.. Одно сказать можно утвердительно: клад князей Барятинских, вывезенный не из Марьино, а из Нижних Деревенек Квятковским в лес, не найден до сих пор. В тамошних местах я видел немало свежих ям и траншей.
– Что это? – спросил я своих проводников в историю Нижних Деревенек, где находилась родовая усадьба князей Барятинских. – Газ тянут?
– Да не, – ответили здешние мужики. – Это охотники за сокровищами клад княжеский ищут... Уж сколько земли перелопатили, с миноискателями бродили по округе...
– И что?
– И ничего...
Греция в курской глубинке
Село Фитиж Льговского района интересно не только красивейшим озером, которое считается одной из достопримечательностей Курской области. Там находится еще и уникальное для наших мест сооружение – часовня-усыпальница дворян Стремоуховых. Внешне она напоминает древнегреческий храм. Что, в принципе, объяснимо. Предки льговских Стремоуховых – выходцы из Греции.
Склеп, построенный в 1911 году, является выявленным объектом культурного наследия. Это единственный в области монументальный памятник начала XX века, выполненный из монолитного железобетона.
Фамильный склеп состоял из подземной погребальной камеры и поминального зала. Каждая деталь напоминает о Древней Греции. Это и строгие классические формы, и колонны у входа, и полукруглый выступ (вполне возможно, когда-то там могла стоять какая-нибудь статуя), карнизы, розетки... С каждым годом строение разрушается все больше, зарастая кустарником.
Александра БЕРЕГОВАЯ
Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1562/new/019564/.
Архив статей газеты ~ № 39 (1562) 24 сентября ~ 2024 год.