Найти тему
Друг для друга Курск

Легенды и загадки Льгова

Оглавление

Под именем «Ольгов» он впервые упоминается в Ипатьевской летописи в 1152 году. Эта дата и считается датой основания города, который со временем потерял букву «О», став Льговом. Существуют и другие версии происхождения названия. О них, а также о легендах и загадках – в нашем материале.

В прошлых номерах «Друг для друга» мы публиковали материалы о приграничных Суджанском и Кореневском районах. Продолжаем цикл рассказом о Льгове – старинном, спокойном и уютном городке, каким он был до 8 августа... Хочется верить, что скоро Льгов вернется к мирной жизни.

Княгиня, князь или ольха?

Начнем с названия города. По одной легенде, город Льгов основан на месте древнего поселения, заложенного князем Олегом Святославовичем, прозванным Гориславовичем, который упоминается в «Слове о полку Игореве». Логика здесь простая: так как князя звали Олег, то и поселение назвали Ольговым городом. Причем с ударением на второе «о».

По второй легенде, объясняющей название, город получил свое имя в честь великой княгини Ольги. Вот что в своей книге «Провинциальная хроника. Льгов в истории Курского края» пишет Михаил Лагутич: «Одно из преданий об основании Льгова было опубликовано в «Журнале министерства народного просвещения» за 1902 год. Записана эта легенда была в селе Подгородняя Слобода у города Льгова. Согласно ей, киевские князья Аскольд и Дир, уходя в очередной поход, решили спрятать свою сестру Ольгу в надежном месте. Им оказалось село Кудинцево. Здесь и разместили малолетнюю девочку вместе с боярами, приближенными, слугами. Когда опасность миновала, Ольга была возвращена в Киев. Часть же приближенных осталась в понравившемся им месте, чтобы в любой момент можно было спрятать юную княгиню. Они и основали Ольгов городок. Но историческими фактами эта легенда никак не подтверждается. Как известно, Аскольд и Дир были убиты князем Олегом в 882 году. Ольга же родилась около 890 года, по преданию была происхождения незнатного, жила в районе Пскова. Там, во время охоты и увидел ее князь Игорь, пленился умом и красотой. После гибели мужа в 945 году много лет правила Русью, приняла христианство и при крещении получила имя Елена. Возможно, она и побывала в наших местах, но сведений об этом нет».

Третья версия связана с тем, что на месте, где расположен Льгов, якобы в древности находились обширные заросли ольхи. Жителей стали называть ольховичами, а сам город – Ольхов или Ольгов. Со временем буква «О» из названия города исчезла, и он стал называться Льгов.

Михаил Лагутич в своей книге предполагает, что на месте современного Льгова древний Ольгов никогда не существовал. «Наиболее древними в наших местах упоминаются города Курск, Рыльск, Ольгов. С первыми все более-менее ясно. А загадка древнего Ольгова до сих пор не разгадана, – пишет он. – Упоминание Ольгова в летописи связано с переправой через Сейм, которой пользовались половцы. В описании первой географической карты нашего отечества, так называемой «Книге Большому Чертежу», она указана восточнее Ольгова. Невозможно поверить, чтобы такое стратегически важное место не было прикрыто большим укрепленным поселением-крепостью. В летописи, посвященной походу князя Юрия Долгорукого в 1152 году, Ольгов упоминается вместе с другими крупными городами. Так в чем же дело, в чем загадка? Как видим, большинство историков связывают древний Ольгов с современным Льговом. Но упоминания в летописи очень трудно связать с определенной характерной местностью, там этого просто нет! Эту проблему изложил в своей книге «Далекое прошлое соловьиного края» Юрий Липкинг. По его мнению, на месте современного Льгова никакого домонгольского города не существовало. Быть то он был, только вот где? (…) Сейчас ясно только одно. На месте современного Льгова древний Ольгов не существовал. Если только не обнаружатся еще неизвестные науке летописи. А к открытию древнего города приведет или случай, или целенаправленные раскопки. То, что Ольгов находился где-то в другом месте, нет ничего страшного. Ведь известно, что современный Смоленск построен в 12 километрах от разрушенного, а Рязань аж в 80. Но они гордо несут свои прежние имена и ведут родословную от разрушенных городов».

«В зеленом поле птица драхва»

В период царствования Екатерины Великой, в 1779 году Льговская слобода получила статус города, став частью новообразованной Курской губернии. Спустя год, по указу царицы, городу Льгову был «высочайше пожалован» собственный герб.

В том же году был создан герб Курска – синяя полоса с тремя летящими куропатками на серебряном поле. Уездным центрам полагались двухчастные гербы: вверху помещался герб губернского города (Курска), а под ним – символы уездных центров. Льгову досталось «в верхней части герб курский, внизу, в зеленом поле птица драхва (дрофа), которых в окрестностях сего города плодится много». Утвердили этот герб 8 января 1780 года.

В 1860 году для Льгова придумали более сложный герб: серебряная дрофа на зеленом щите, увенчанном серебряной короной и окруженном золотыми колосьями, перевитыми Александровской лентой. В вольной части поместили герб Курской губернии. Однако этот вариант так и не утвердили. Так что и сейчас символом Льгова считается герб образца 1780 года – три куропатки на синей полосе в верхней части и дрофа в нижней.

Башня Шамиля

Немало легенд связано с деревней Нижние Деревеньки в Льговском районе, где у князей Барятинских было имение. В северо-восточном углу усадьбы сохранилась трехъярусная башня, которую называют башней Шамиля. Это еще один символ Льгова.

5 августа 1859 года главнокомандующий русской армией на Кавказе князь Александр Иванович Барятинский отправил окруженному имаму Шамилю предложение сдаться. После долгих переговоров Шамиль принял его. Барятинский дал гарантии безопасности ему и членам его семьи и сообщил, что имаму теперь придётся отправиться на встречу с императором, который решит судьбу пленника. Так началась история, подарившая нам одну из красивых легенд-баек о башне во Льгове, где по преданию молился имам.

Уже 9 сентября имам прибывает в Курскую губернию. К пленнику относились как к почётному гостю. Курский губернатор Николай Бибиков устроил ему приём, пригласил Шамиля со свитой на выступление итальянской оперной труппы.

После встречи с Александром II тот приказал обеспечить ненавязчивый присмотр за имамом, но и положил ему приличную пожизненную пенсию. Шамиль принял российское подданство, поселившись в Калуге. Через 9 лет заболевающему имаму было подобрано новое место жительства, более подходящее по климату, – Киев. По дороге туда в 1868 году Шамиль вновь посещает имения Барятинского и в Марьино, и в Нижних Деревеньках. От последнего сохранилось немного построек. Одна из них – башня ограды.

По преданию, она напоминала Шамилю о родине, и он молился в ней во время визита. Историки считают это маловероятным, башня, видимо, и построена была позже. Но легенда красивая.

«Это охотники за сокровищами клад ищут»

   Все, что осталось от усадьбы Барятинских в Нижних Деревеньках
Все, что осталось от усадьбы Барятинских в Нижних Деревеньках

Есть не менее красивая легенда о кладе, якобы спрятанном где-то в районе все тех же Нижних Деревенек. «До сего дня там гуляет легенда о княжеском кладе, в котором были и картины, и дорогая посуда, и, конечно же, золото и бриллианты, – писал курский журналист Александр Балашов. – Один льговчанин, прекрасно знающий историю своего родного края, говорил мне, что дворецкий Барятинских по фамилии Квятковский нанял возчиков и на трех обозах вывез все ценное из княжеской усадьбы в лес. Там и зарыли сокровища. А Квятковский, хорошенько угостив крестьян водкой, убил нежелательных свидетелей. Так было или иначе, только клад был. И он где-то спрятан. Только вот где, похоже, никто не знает... Позже я прочитал в краеведческой литературе, что старожилы Льгова, пережившие оккупацию, рассказывали, как в 1942 году с немцами приезжал какой-то молодой человек «в кожаном пальто». Скорее всего – русский: говорил без акцента. Он что-то искал в лесу, в имении, в подвалах и на чердаке дома Барятинских, но так ничего и не найдя, укатил из Льгова. Кто это был? Сын Квятковского? Человек, знавший тайну княжеского клада?.. Одно сказать можно утвердительно: клад князей Барятинских, вывезенный не из Марьино, а из Нижних Деревенек Квятковским в лес, не найден до сих пор. В тамошних местах я видел немало свежих ям и траншей.

-3

– Что это? – спросил я своих проводников в историю Нижних Деревенек, где находилась родовая усадьба князей Барятинских. – Газ тянут?

– Да не, – ответили здешние мужики. – Это охотники за сокровищами клад княжеский ищут... Уж сколько земли перелопатили, с миноискателями бродили по округе...

– И что?

– И ничего...

Греция в курской глубинке

Село Фитиж Льговского района интересно не только красивейшим озером, которое считается одной из достопримечательностей Курской области. Там находится еще и уникальное для наших мест сооружение – часовня-усыпальница дворян Стремоуховых. Внешне она напоминает древнегреческий храм. Что, в принципе, объяснимо. Предки льговских Стремоуховых – выходцы из Греции.

   Часовня-усыпальница дворян Стремоуховых в селе Фитиж
Часовня-усыпальница дворян Стремоуховых в селе Фитиж

Склеп, построенный в 1911 году, является выявленным объектом культурного наследия. Это единственный в области монументальный памятник начала XX века, выполненный из монолитного железобетона.

-5

Фамильный склеп состоял из подземной погребальной камеры и поминального зала. Каждая деталь напоминает о Древней Греции. Это и строгие классические формы, и колонны у входа, и полукруглый выступ (вполне возможно, когда-то там могла стоять какая-нибудь статуя), карнизы, розетки... С каждым годом строение разрушается все больше, зарастая кустарником.

Александра БЕРЕГОВАЯ

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1562/new/019564/.

Архив статей газеты ~ № 39 (1562) 24 сентября ~ 2024 год.