Найти тему
Друг для друга Курск

Спасти культурный код. Из курского приграничья вывезли 15 тысяч музейных экспонатов

Оглавление

Готовиться к эвакуации ценностей из музеев, расположенных в приграничных районах Курской области, начали еще прошлом году. Всерьез задуматься о сохранности экспонатов тогда заставили участившиеся атаки ВСУ на соседний Белгород.

   Замдиректора по научно-фондовой работе Курского областного краеведческого музея Елена Алферова рассказала, как спасали экспонаты из приграничья
Замдиректора по научно-фондовой работе Курского областного краеведческого музея Елена Алферова рассказала, как спасали экспонаты из приграничья

– Сначала вывезли из хранилищ оружие, так как это особые условия хранения и экспонирования, – рассказывает заместитель директора по научно-фондовой работе областного краеведческого музея Елена Алферова. – Потом собрали драгметаллы и награды. Экспозиции не хотелось разрушать. Но в начале года, когда атаки на Белгород стали еще интенсивнее, начали потихонечку вывозить экспонаты, находившиеся в залах.

Осколок снаряда попал в музей

– Я благодарна нашим руководителям, они умеют думать не несколько шагов вперед. Было предложено эвакуировать ценные предметы в областной краеведческий музей, филиалом которого мы являемся, – рассказывает заведующая Беловским историко-этнографическим музеем Татьяна Локтионова. – Мы подготовили предметы, акты, сверили номера, проверили сохранность каждого экспоната и все, что считали ценным, вывезли. Каждый предмет дорог – и пояс, и сарафан, и рубаха, и завеска, и фартук, и головной убор. Потому что это уже не повторит никто и никогда.

А буквально через несколько дней, 5 июля, в беловский музей попал осколок снаряда, повредив кровлю и окно.

   Часть вывезенных экспонатов можно сейчас увидеть в экспозиции областного краеведческого музея
Часть вывезенных экспонатов можно сейчас увидеть в экспозиции областного краеведческого музея

– Конечно, душа заболела об оставшихся предметах. И 9 сентября мы смогли их эвакуировать. Это вышивка – мерешкой, крестом, гладью, тамбуром – неповторимый наш рисунок. Беловский край – черный цвет, красный, птицы на каждом рушнике. Это наши символы – петухи, индейки, голуби. Большинство из того, что осталось в нашем музее, на мой взгляд, можно восстановить, даже если что-то произойдет. Хотя задумываюсь и понимаю, надо бы забрать настольничек. Это такая скатерть на стол. Она очень ветхая, пережила несколько поколений. И забрала бы икону. Может быть, благодаря этой иконе, которой 200 лет, наш музей уцелел. Побиты стекла, кровля, а здание стоит и экспонаты целы. Хочу втайне от всех поехать и вывезти их, – говорит заведующая беловским музеем.

О спасенных экспонатах, каждый из которых по-своему уникален, она может рассказывать часами.

– Мы, когда проводим экскурсии, берем один предмет и говорим о нем 40 минут. Сарафаны – это вообще отдельная история. Долгое время мы не могли понять, как можно сохранить нашу гофру 150 лет, не наглаживая, не поддерживая. И вдруг пришла в музей бабушка и говорит: «Ой, дети, да как же мы складывали! Не каждому было дано так сложить праздничный сарафан». И она нам рассказала, что мастерицы отваривали картофель и картофельным отваром сбрызгивали шерсть, а затем сарафан расстилали на лавке, закладывали ветошью и укладывали поверх горячий хлеб из печи. И так несколько раз. А хлеб тогда не пекли каждый день, даже в большой семье раз в неделю. Вот такие были «парогенераторы» у наших прабабушек, – улыбается Татьяна Локтионова.

Экспонаты вывозилипод обстрелами

Сначала экспонаты вывозили из пяти музеев – Беловского, Суджанского, Кореневского, Глушковского, Рыльского. После вторжения ВСУ решили эвакуировать также из Курчатова и Льгова.

-3

– Когда начали эвакуировать людей, мы уже просто открывали витрины и забирали все, что могли. Дороги обстреливали, и наши сотрудники ездили вместе с Сергеем Ешиным, нашим мельником, на его «УАЗике», обшитом металлическими щитами. Однажды было попадание по машине, пробило обшивку. Слава Богу, в кабину не попало. Ни водитель, ни наш сотрудник не пострадали, – делится Елена Алферова. – Многие предметы вывозили, уже давая инструкции по телефону. Заходят в музей, мы говорим: «Слева шкаф, третья полка». И дальше диктуем, что нужно забрать. Так вывозили переписку Барятинских.

Самые ценные экспонаты спасены. Это предметы из коллекции князей Барятинских, в том числе картины, вазы, архивы поэта Николая Асеева и прозаика и драматурга Валентина Овечкина – фотографии, документы, рукописи, унты Аркадия Гайдара. Из суджанского музея успели вывезти ковры, частично археологические коллекции – предметы из обнаруженных на территории района кладов, а также часть уникальной коллекции картин курского живописца Петра Лихина, работавшего в мастерских Репина и Маковского.

54 предмета из суджанских кладов спасла выставка в Москве

Часть кладов из Суджанского краеведческого музея спас случай. Заведующая Суджанским краеведческим музеем Людмила Придубкова рассказала, что 54 предмета из нескольких кладов, большинство из Черкасской Конопельки, с декабря 2023 года по август 2024-го были в Государственном историческом музее на выставке «Клады. Сокрытая история».

   Ювелирные украшения из Конопельского клада недавно вернулись с выставки, проходившей в Государственном историческом музее в Москве
Ювелирные украшения из Конопельского клада недавно вернулись с выставки, проходившей в Государственном историческом музее в Москве

– Мы его не хотели давать на выставку. Потому что мелкие предметы в большом количестве… Но сейчас очень рады, что так произошло и коллекция не пострадала, – признается Елена Алферова.

Конопельский клад был найден в октябре – ноябре 2012 года в деревне Черкассая Конопелька на затапливаемом во время половодья участке поймы реки Конопельки. Его относят к VI–VII векам. В лепном глиняном горшке находились браслеты, височные кольца, фибулы-застежки, подвески.

Особенностью комплекта является присутствие полуфабриката – крупной фибулы с каймой из схематичных изображений птичьих голов с недоделанной системой крепления.

Традиционно такие клады относятся к производственным – мастера-ювелиры собирали металлический лом для переплавки, или «кладам-ларчикам», состоящим из личных украшений и семейных реликвий.

Ряд особенностей, в том числе необычное место сокрытия, позволили предположить, что клад имеет не прикладной, а символический характер.

Впереди реставрация и выставка

Всего из приграничья вывезено более 15 тысяч единиц хранения. В областном краеведческом музее продолжается приемка. Некоторые экспонаты отправятся на реставрацию в столицу. Это полотна из коллекции Барятинских. Уже есть договоренность с Пушкинским музеем и НИИ реставрации. Пока ищут спонсоров. Планируется в дальнейшем организовать выставку этих работ в Москве.

-5

Некоторые экспонаты сейчас можно увидеть в экспозиции краеведческого музея. В их числе картины из коллекции Барятинских, фарфоровые и фаянсовые вазы XIX века, старинные книги. Остальные музейные ценности разместили в хранилищах.

– Эвакуация – очень сложное дело. И не только технически, ведь многие экспонаты очень хрупкие и могут не пережить транспортировку, – говорит Елена Алферова. – Но как выбрать, что важнее? Это же наша история, культурный код нашего народа. Это про то, кто мы и откуда.

В тему:

Анна АЛЕКСАНДРОВА

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1562/new/019559/.

Архив статей газеты ~ № 39 (1562) 24 сентября ~ 2024 год.