В данной статье рассказываю о моем опыте прочтения книги "Ведьмак. Меч предназначения." Описываю персонажей, а иногда и анализирую их самих, и поступки, ими совершаемые. Упоминаю про таверны и постоялые дворы, которые фигурируют в книге (да-да, из этого можно сделать вывод, что я люблю готовить и вкусно поесть). Описание гербов, рас, необычного оружия, проклятий тоже мной не упущено. Однако, ВНИМАНИЕ, здесь есть спойлеры, поэтому читайте с осторожностью). Также выписала в статье цитаты и смешные фразы, которые мне удалось отыскать на страницах книги и захотелось запомнить. В конце статьи делюсь своим мнением о книге и задаю вопрос автору, ответ на который я вряд ли когда-нибудь получу, но который весьма интересен к обсуждению и обдумыванию.
Ролики с отрывками из книги в моем прочтении можете посмотреть в моем профиле, чтобы поближе ознакомиться с книгой📖
Приятного чтения! Делитесь своими мнениями о данной книге или о том, почему вам хотелось бы ее прочитать, в комментариях. Будет очень интересно посмотреть на книгу с вашей точки зрения! 😊
Автор: Анджей Сапковский
Количество страниц: 382
Жанр: Фантастический роман
Год выпуска: 1992 (тут интересный момент: несмотря на то, что данная книга вышла раньше книги «Ведьмак. Последнее желание», советуют начинать погружаться в мир Ведьмака именно с книги «Ведьмак. Последнее желание». Дело тут в том, что эти две книги являются сборниками рассказов, написанных Сапковским в разное время).
Язык оригинала: польский
Перевод на русский: Вайсброт Евгений Павлович
Даты начала и окончания чтения: 13.03.2024 – 21.06.2024 (по времени чтение книги весьма затянулось, а все из-за государственного экзамена и защиты диплома)
Содержание:
- Предел возможного
- Осколок льда
- Вечный огонь
- Немного жертвенности
- Меч предназначения
- Нечто большее
Здания и места, фигурирующие в книге (осторожно спойлеры):
- Трактир «Под задумчивым драконом» - трактир, в котором ужинали Ведьмак, Виллентретенмерт по прозвищу Борх Три Галки и его зерриканки. Тамошней кухне нет равных на 100 верст в окрест.
- Таверна «Под осетром» - Геральт и Йеннифэр останавливаются в этой таверне на время их пребывания в Аэдд Гинваэль.
- Трактир «Наконечник Пики» - один из лучших трактиров Новиграда. В меню присутствуют пиво и луковый суп (в моем аккаунте есть его рецепт, так что заходи, готовь и наслаждайся блюдами, которые вкушал сам Геральт).
- Пассифлора или Страстоцвет (название, видимо, позаимствовано у растения Страстоцве́т или Пассифло́ра, которое, в свою очередь, используется в медицине для изготовления лекарств, способствующих снижению уровня тревожности, избавлению от негативных эмоций, нормализации сна. Цветок выглядит ну прям очень красиво) - лучший и самый дорогой бордель во всем Новиграде, да к тому же и самый приличный. В нем можно пригласить полуэльфийку, а если повезет, то и чистокровную эльфийку.
- Аэдд Гинваэль - небольшой город в Нароке (княжество), расположенный у реки Тойна. Я не вижу смысла писать про все города, но этот играет огромную роль в моем восприятии прочитанного и в отношениях между Геральтом и Йеннифэр, но об этом позже. А сейчас скажу о том, что название города в переводе с языка эльфов – осколок льда. По мнению Геральта он преувеличено шумный, грязный и нервирующий.
- Ис – этот город интересен тем, что находится он не на суше, а в воде. В нем проживают рыболюди (водяные / рыботворы) - древняя разумная подводная раса, обитающая на дне океана. Они живут обособленной жизнью и не хотят никого подпускать к своим секретам. Спуск к нему выполнен в виде ступенек, уходящих вниз. Из этого следует вопрос… Зачем рыбным существам, у которых есть плавники, ступеньки, если они плавают, а не ходят? Вероятно, когда-то рыбные жители были более дружелюбными.
- Брокилон – даже звучит громко, обширно и пугающе. Такое имя носит величественный лес, и он является владением дриад. Все, кто попадает в этот лес, живым оттуда не возвращаются. В нем расставлено очень много ловушек (волчьи ямы, самострелы и т.д.). Интересно, для кого расставлены данные ловушки: для дриад или же для людей, которые пытаются проникнуть в их владения. Есть причина, почему людей не пускают в этот лес. Брокилон является последним пристанищем, нетронутым и неиспаганенным. Там дриады живут в дружбе с животными и растениями. Нигде нет столько зверушек, не боящихся за свою жизнь.
Расы:
- Сильфиды – разумная «дикая» раса. Имеют родство с нимфами. Вероятно, имеют крылья и умеют летать. Не появляются в книге, но упоминаются.
- Мимик / допплер / подвойняк / векслинги / бедняр – я бы хотела отнести их не к монстрам, а к расам, так как они являются разумными существами, и они тоже имеют право на существование. У них есть необычная способность: они могут превращаться в кого угодно, лишь бы была одна масса тела. Раньше священники отлавливали мимиков, читали экзорцизмы, потом облепляли толстым слоем глины с опилками и обжигали до тех пор, пока глина не превращалась в кирпич. Их способность к мимикрии скорее служит защите, а не нападению. Помимо внешности и одежды мимики верно копируют психику, свойства разума, характер, мысли, чувства.
Допплер появляется в рассказе «Вечный огонь». Было довольно тяжело читать про то, как уничтожали допплеров, про то, как люди пытались их истребить. Хотя допплеры, по-моему, являются полноценной расой, при всем при этом разумной, они ничем не хуже низушек, гномов или краснолюдов, которые уже давно живут среди людей.
Скорее всего, людей они просто напросто пугали как что-то сверхнеобычное (как будто все остальные расы уже являются нормой 😂). Их возможность принять любой образ отталкивала людей, а их реальное обличие воспринимается людьми насколько безобразным, что люди приняли решение полностью истребить их.
Единственное, что радует, истребили не всех. Изначально допплеры принимали образы волков и ассимилировались в их стае. А потом уже стали принимать образы умерших людей и продолжали дальше жить их жизнью, заниматься людскими делами. И, как раз-таки, грустно от того, что люди не смогли и не хотят до сих пор принимать их такими, какие они есть. Допплерам необходимо подстраиваться под существующие реалии и носить в прямом смысле самые настоящие маски, и не потому, что они так желают, а лишь для того, чтобы просто жить.
Меня прельщает то, как Геральт относится к данной расе, да и вообще его принципы морали. Он за некое равноправие между всеми живыми существами и не считает, что нужно прибегать к убийству только лишь потому, что допплеры кому-то не нравятся. Если существо, будь то человек, допплер или краснолюд, не несет опасности окружающим и желает просто жить среди всех в мире, то оно имеет равное право на жизнь.
- Дриады(духобабы) – разумная раса, преимущественно заселяющая лес Брокилон. Они охраняют свое пристанище от человека, чтобы он не испортил единство природы и дриад. Они оберегают и живут в полной гармонии с природой. Дриады всегда только женского пола, и дети рождаются тоже только девочки. При контактах, что с людьми, что с эльфами, ребенок берет свойства только от матери. Однако иногда, в качестве исключения, через несколько поколений ребенок может взять свойства и гены неизвестного мужчины. Отношения с мужчинами необходимы только для продолжения рода, хотя мне кажется, что дриады тоже получают удовольствие от соития, однако не распространяются об этом. Из-за войны с людьми довольно редко получается вступить в контакт с мужчинами, и они вынуждены похищать девочек и оборачивать их в дриад (довольно жестоким способом) для продолжения рода. Давая девочкам выпить снадобье наркотического характера, им стирают память и с этого момента воспитывают как дриад. Однако, чем старше обращенный ребенок, тем больше у него возможности вспомнить свою прошлую жизнь. Также люди им часто подсылают больных детей, которым не суждено выжить без превращения в дриаду.
Монстры:
- Василиск – существо с длинным ящерным хвостом, птичьим клювом, перепончатыми крыльями, серповидными когтями на чешуйчатых лапах. По поверьям его не получится убить без зеркала, ведь только лишь одно пересечение с ним взглядами превратило бы вас в камень. Но судя по книге, скорее всего, это выдумка (Геральт выполнял на него заказ в главе «Предел Возможного»).
- Сирена– в сети как будто бы все перепутано, или я не могу в этом во всем разобраться. Где-то написано, что у них есть крылья и хвост, но сирена по имени Шъееназ, встречающаяся в рассказе «Немного жертвенности», крыльев не имела. Где-то в сети она обозначается как морская дева, но в книге четко написано «сирена». Также в сети указывается, что сирены агрессивные, а морские девы наиболее миролюбивы. Однако Шъееназ считается миролюбивым героем (о ней я чуть позже расскажу в разделе про персоналии).
- Хиррики– существа, которых Ведьмак не убивает, так как они находятся на грани вымирания. Упоминается в рассказе «Немного жертвенности».
- Ночницы– они наделены очень милой внешностью и именно это стало причиной того, что Ведьмак их тоже не трогает. Упоминается в рассказе «Немного жертвенности».
- Дракопаха– (дракон и черепаха). Меня данная гибридизация посмешила, хотя, оказывается, в китайской мифологии черепаха состояла в родстве с драконом. В книге, к сожалению, подробно не описывается ее образ, однако можно говорить о том, что если бы она напала на людей, которые на лодке заплыли в район ее местонахождения, то она бы перевернула лодку, а не вошла бы на судно, уничтожив людей. Упоминается в рассказе «Немного жертвенности».
- Рух– птица, размеры которой не уступают размерам дракона. Соответственно, умеет летать и преимущественно нападает с воздуха. Упоминается в рассказе «Немного жертвенности».
- Сколопендроморф (на Старшей Речи ― Yghern) – огромная многоножка (около двух сажен в длину). Геральт вступает в схватку со сколопендроморфом в лесу Брокилон, защищая от чудовища девочку по имени Цири в главе «Меч предназначения». В бою пытается обернуться вокруг противника и впрыснуть в него яд, кусая своими огромными жвалами.
Персоналии:
Главные персонажи (Главные не в прямом смысле данного слова, а в значении субъективном: которые наиболее мне понравились):
Геральт
Геральт – из книги в книгу Геральт раскрывается с новых сторон. Видно, как персонаж растет, обрастает новыми мнениями, то, как на него влияет социум. Геральта можно рассматривать по разным линиям: любовная, внутриличностная, как ведьмака/человека.
Начнем с того, что Геральт в главе «Предел возможного» решил один из своих внутриличностных конфликтов насчет добра и зла. Он перестал вставать на ту или другую сторону. При принятии решения – стоит ли совершать убийство того или иного монстра, отныне он оперирует только лишь собственным мнением, опираясь на свое мировоззрение, а не на сформировавшиеся в обществе устои, независимо от сил хаоса и порядка.
В отличие от всех других ведьмаков, которые лишь выполняют заказы с холодным расчетом, Геральт руководствуется всегда своими внутренними весами – действительно ли объект убийства приносит вред или же этот объект и вовсе не объект.
У Геральта никогда не угасали чувства к Йеннифэр, как и у Йеннифэр к Геральту. Вся книга пропитана любовными сценами этих двух персонажей. И как во всех романах, два любящих сердца быть вместе не могут потому-то, потому-то… Никогда этого не понимала, зачем людям так много предрассудков и убеждений, если можно просто любить и наслаждаться друг другом. И если на протяжение второй книги читается настоящая и преданная любовь Геральта к Йеннифэр, то чувства Йеннифэр не понятны от слова совсем. То Йеннифэр испытывает любовь к Геральту, то одной любви ей становится недостаточно и нужно нечто большее. Честно, пока что это выглядит так, будто она просто его использует в своих интересах.
Ведьмак видит Йен красивой во всем, даже в недостатках. Такое ощущение, что даже без магии, поддерживающей красоту, будучи страшной, с ее природным горбом, Ведьмак все равно любил бы ее. Каждая мысль Ведьмака о ней вызывает у меня мурашки. Геральт принимает любое решение Йеннифэр: будь то ее уход, ее измена, ее отвержение, ее ласка, ее объятия, ее эмоциональные качели.
Геральт предпочитает смерть отсутствию в его жизни Йеннифэр, разве это не высшая степень глупости?! Или, вернее сказать, любви…
Отношение Ведьмака к насилию меня тоже удивляет. Несмотря на то, что Геральт – наемный убийца монстров (по его мнению, монстры - это не только неразумные существа, но и все те, кто несет угрозу в принципе), в сцене, где дракон собирался сожрать человека, Ведьмак не захотел смотреть и отвернулся, хотя не скажешь, что он настолько впечатлительный…
Встреча Геральта с Эсси Давен, в главе, имеющей символичное название, заставила посмотреть Ведьмака на отношения с Йеннифэр под другим углом. Эсси Давен влюбилась в Геральта и готова была ради него жертвовать всем и своей головой в том числе, а Геральту было нечем жертвовать ради нее, так как он ничего к ней не чувствовал. Если ранее он пытался уличить в чем-то Йеннифэр, то встреча с Эсси Давен открыла ему глаза – Йеннифэр нечем жертвовать ради него. Любви без жертвы не бывает, она не единолична, не эгоистична. Любовь – это союз, единение, а чтобы двое стали одним, нужно немного жертвенности.
Отношение Ведьмака к смерти тоже заслуживает определенного разбора и вызывает интерес у меня как у читателя. Все всегда про Ведьмака говорили, что смерть за ним ходит по пятам, но он, как ведьмак, смерти не боится, поэтому идет неоглядываясь. Однако когда Геральт встретился со смертью лицом к лицу, он сознался в том, что не оглядывался, потому что всегда на самом деле ее страшился, но отныне боятся ему нечего, поэтому они и встретились. Почему на этот раз страх покинул его? Геральт решил, что любовь всей его жизни (Йеннифэр) умерла на войне, а без нее жизнь ему кажется бессмысленной и нет в ней того, ради чего стоит продолжать жить.
Если при прочтении первой книги такого упора на любовную линию Геральта не осуществлялось автором, то во второй она заставляла меня проливать слезы. Геральт все больше и больше симпатизирует мне, и его переживания дают составить мне наиболее полное представление о данном персонаже.
Геральт предстает в этой книге чрезмерно самокритичным. У него наличествует очень много комплексов, особенно на счет своей человечности (ему часто пытаются внушить, что он мутант и не способен на человеческие эмоции в полной мере). Ко всему прочему Геральт очень зависит от негативного мнения окружающих и нередко занимается самокопанием.
Некоторые интересные факты про Геральта:
- Море у Геральта ассоциируется с беспокойством, а ассоциации, как говорила поэтесса Эсси Давен, - зеркало души.
- Геральт знает русалочий язык.
- В ночной рубашке Геральт считал Йеннифэр более привлекательной нежели голой.
Лютик
Менестрель и поэт, известный в радиусе 1000 верст! Именуемый «несравненным» некоторыми девушками. Кто же мог так про него сказать? Конечно же, он сам. До ужаса самовлюбленный парень, но это не делает его плохим другом.
Мне очень нравятся главы про то, как они с Геральтом путешествуют. Их дружба впечатляет. Ведь помимо самовлюбленности Лютик еще обладает таким качеством как необидчивость, а когда дружишь с ведьмаком, это одно из главных качеств. А необидчивость может также свидетельствовать о самодостаточности Лютика, ну а что уж тут говорить, Лютик наиболее уверен в себе, особенно когда идет речь о соблазнении красавицы.
Вот Лютик из книги в книгу не поменялся ни сколечки по сравнению с Ведьмаком. Даже в момент страшной и смертельной опасности он не изменяет себе в грязных и распутных шуточках. Ко всему прочему он никогда не опускает рук и остаётся всегда в приподнятом расположении духа.
Как и любой музыкант, Лютик гордый и ни за что не согласился бы быть на подпевках или вторым номером.
Помимо Геральта в главе «Немного жертвенности» встречается еще один по-настоящему близкий Лютику человек. Поэтесса Эсси Давен была не просто другом Лютику – она была ему как младшая сестра. Он любил ее как близкого человека. И в сцене, когда она умерла от оспы, он стремился к тому, чтобы она не исчезла среди сжигаемых трупов, а отнес ее в лес, и похоронил, сделал то, чего она бы на самом деле хотела. Тогда Лютик открылся мне глубоко чувствующим, не той повесой, кем постоянно казался, а человеком, умеющим любить, сожалеть и скорбеть.
Именно Лютик пытался объяснить Геральту, что не окружающие говорят ему о том, что он мутант, а сам Геральт носится со своей ненормальностью и пытается всем ее внушить. Лично он считает его самым нормальным из всех нормальных. Хоть это было и в грубой форме сказано, но мне кажется, именно так и поступают настоящие друзья.
И напоследок, в очередной раз убеждаюсь в том, что Лютика нельзя назвать трусом. Он был готов идти вместе с войнами в бой против Золотого Дракона, чтобы запечатлеть битву и на основе увиденного и прочувствованного составить балладу, ведь (цитата) «Одно дело сложить балладу на основе рассказов и совсем другое, если видел бой своими глазами». И как можно после этого называть Лютика трусом, если он идет сам на такие безбашенные, опасные и устрашающие моменты с отвратительно жутким и выворачивающим внутренности наружу зрелищем.
Йеннифэр
Женщина, которая все больше и больше начинает меня раздражать. «Паршивая зловредка и зубастая баба. Все чегой-то затевает, надумывает!» - цитата Богольта, которая характеризует ее лучше всего. Теперь я называю ее лишь прозвищем, которое ей дали по заслугам – Йеннифэриха.
Очень несистемна или, вернее даже сказать, абсолютно бессистемна. В какой-то момент прочтения она вызывает самые отвратительные чувства. Предстает перед читателем (по крайнем мере передо мной) стервой, не любящей проигрывать, нервной, легкой на оскорбления, противной манипуляторшей, жестокой. В каких-то сценах чувствуется ее надрыв, выражающийся, например, в ее скорби из-за невозможности родить ребенка, или когда она путается в своих чувствах при выборе мужчины. Ее сучье поведение наигранно, она действительно что-то к Геральту испытывает, но почему-то все время старается от него убежать и пытается доказать Геральту, что любовь есть, но нужно ей нечто большее. Но мне кажется, она просто не может себя понять, а решать проблемы и разбираться в них она не желает, ей легче просто исчезнуть.
Мне жалко ее, но, учитывая то, что она использует Геральта, Йен вызывает во мне самые злостные эмоции, которые только может вызвать герой книги.
Некоторые интересные факты про Йеннифэр:
- Спорить, по мнению Геральта, с ней абсолютно бесполезно!
- Два ее любимых цвета – черный и белый.
- Не любит спать без света.
- Обожала заниматься любовью на чучеле Единорога, которое стояло у нее дома.
- От нее исходит аромат сирени и крыжовника
Эсси Давен / Глазок / Куколка
Талантливая поэтесса и певица. Безудержно наглая. Не старше 18 лет. Худенькая. Волосы цвета темного золота. У нее очень красивые, большие, блестящие темно-голубые глаза, однако на один из них часто падает прядь волос, за это она и получила прозвище Глазок.
Очень близкая подруга Лютику. Лютик зовет ее куколкой, что ей вовсе не по нраву. От нее исходит запах вербены.
Выросла у моря, поэтому хорошо знает русалочью речь и особенности проживания в таких районах.
Бесповоротно влюбилась в Геральта и была готова отдать за него жизнь. Он ей понравился не потому, что она видела в нем диковинку (как Геральт думал изначально), а просто потому, что он такой какой есть. Однако Геральт не мог ей дать того же, но на память он ей подарил цветок с жемчужиной, с которым она не желала расстаться даже после своей смерти.
Через 4 года после того, как они расстались с Ведьмаком навсегда, она умерла от оспы, и Лютик был с ней рядом, исполнив ее последнее желание.
Глубина этого персонажа, несомненно, заставляет переживать отвергнутость любимым вместе с ней. Она любила вопреки, а мне кажется, что это, наверное, и есть самое чистое чувство. Нельзя сказать, что Ведьмак прям совсем не был ею заинтересован. Был, но только в плане как раз-таки интереса и не более. Она позволила не чувствовать ему вины за этот интерес и довольствовалась тем, что имеет, не прося большего. И кто бы что не говорил на просторах сети, Ведьмак не был бы с ней счастливым, уже, например, потому, что она не излучала аромат сирени и крыжовника.
Борх по прозвищу Три Галки или Золотой Дракон
Виллентретенмерт (что в переводе означает – три черные птицы) – находчивый, щедрый, богатый мужчина, который впоследствии, как оказалось, является Золотым Драконом. Не носит с собой оружия, вместо этого путешествует в компании двух зерриканок, которые следуют за ним, потому что он безмерно красив (скорее всего, как раз-таки в образе Золотого Дракона). Нельзя сказать, что он монстр. Какой монстр бы взял под опеку только что родившегося дракончика, мать которого недавно убили. Это, кстати, является одной из причин, почему Геральт не стал бы его убивать, даже по просьбе своей ненаглядной Йеннифэр. Меня этот случай не оставил равнодушной, поэтому Борх находится здесь – в разделе «главные персонажи».
Борх, посмотрев на лица Ведьмака и Йен, сказал, что они созданы друг для друга (будто бы он был в курсе предназначения), но отметил то, что у них ничего не получится.
От других драконов он отличается не только своим окрасом. Другие драконы ненавидят людей и испытывают к ним нескрываемое отвращение, но Борху люди весьма симпатичны.
Тельико Лунгревинк Леторт
Сокращенно Пенсток, друзья называют Дуду – является допплером. В главе «Вечный огонь» принял личину Даинти. Пока тот был в дороге, Дуду обокрал его, забрал его лошадей и пытался жить его жизнью. Когда Геральт и Лютик его поймали, Дуду молил о пощаде, а потом ловко сумел скрыться от них. Геральту все-таки удалось его поймать, и впоследствии Ведьмак принимает решение оставить его и ему подобных в покое, ведь они тоже имеют право на жизнь, пусть даже и уже в обличии мертвых людей (они сами никого не убивают, а перевоплощаются в тех, кто недавно умер).
На самом деле является добрым и даже немного по-детски наивным персонажем. Поэтому при принятии личины другого человека, может взять от него лишь добрые качества, так как зла не понимает. Также предстает перед читателем расчетливым и мудрым торговцем. Об этом говорит то, что в образе Даинти он сумел воспользоваться переворотом в Повиссе и поднять кучу денег.
Все, что ему хотелось, как и другим мимикам, населяющим город, просто жить и не важно, что не совей жизнью.
Цири
Полное имя – Цирилла – сбежавшая 10-летняя принцесса, которую Ведьмак вместе со своей спутницей дриадой спасает в страшном лесу Брокилон от сколопендроморфа. Девочка обладает мышино-серыми волосами и ядовито-зелеными глазами. Сбежала, потому что не хотела выходить замуж за назначенного ей суженного князя Кистрина. Предстает наглой, заносчивой и довольно хвастливой девчонкой, которую Ведьмаку приходится ставить на место. Как узнается позже, она является дитём Предназначения для Геральта. Ее родители, Йож и Паветта, умерли в море, когда она была еще совсем маленькая. От Паветты ей передались способности Старшей крови.
В последней главе Цири второй раз стала Предназначением Ведьмака. Во время войны девочку схоронила жена купца, которого Геральт спас, при этом взяв с него клятву, что он ему отдаст то, что у него уже есть, но чего дома он не ожидает увидеть. И этим чем-то опять оказалась Цири. После этого Ведьмак понял, что Цири – это нечто большее, чем просто Предназначение.
Мне очень понравилась эта девчонка, по-детски капризная, но очень мужественная и смешная. Повадки мальчишки подзадоривают, а стремление быть рядом с Ведьмаком (как последним, кто по-настоящему может о ней позаботиться), умиляет. Надеюсь, в следующей книге она уже не будет слишком взрослой, хочется еще почитать про ее детские выходки.
Трисс Меригольд
Так как это мой любимый игровой персонаж, хочу, чтобы она была в разряде главных, но про нее опять почти ни слова. Единственное, что про нее было сказано в данной книге – она числится умершей после битвы на Содденском холме. Ведьмак вспоминает ее как хохочущую по любому поводу девчонку. Отмечает, что он любил ее. И она его тоже…
Очень грустно, что ее так мало, и будет ли вообще в книгах их любовная линия с Ведьмаком (да, я грущу, потому что в двух первых игровых частях про Ведьмака, я всегда выбирала ее).
Второстепенные персонажи (которых стоит упомянуть):
Тэя и Вэя
Зерриканки, которые путешествуют и защищают Борха Три Галки. Тэя пониже, Вэя повыше. Лица от уголков рта до ушей покрыты татуировками, веки также покрыты татуажем. Их настоящие имена настолько тяжелы, что можно сломать язык. Следят за своими формами, поэтому лишнего не едят. Дикие как лесные коты. Сопровождают Борха, потому что он является для них самым красивым. Ко всему прочему, для зерриканок дракон является священным существом, и в Зеррикании к лапам статуи дракона подносят жертвы в честь почитания. Зерриканки – прирожденные войны, их с детства натаскивают на драки. Настоящее имя Вэи – Альвэаэнэрле.
Представляются мной некими воинственными амазонками и вызывают уважение своей неукротимостью и бесстрашием, с которым они защищают своего спутника Золотого Дракона.
Недамир из Каингорна
Сопляк, еще даже бриться не начал, но уже показал, что ссориться с ним не надо. Худощавый паренек с веснушками. Пришел к власти в малолетнем возрасте. Претендует на сокровища недобитого в Голополье дракона, а точнее драконихи, дракончика которой взял на попечение Золотой Дракон после ее смерти. Для этого на мосту он поставил пропускной пункт, чтобы никого, кроме тех, кто ему необходим, не впускать (дабы никто не претендовал на его добычу).
На самом деле ему были нужны не сокровища дракона, а сам дракон. Чтобы завоевать соседнее княжество мирным путем, ему нужно было вступить в брак с княжной, которая вот-вот войдет в брачный возраст. Однако местная знать не хотела, чтобы трон занял Недамир, поэтому они придумали легенду, что мол руку и сердце княжны получит только тот, кто победит дракона. Сам он не хотел вступать в схватку с опаснейшим существом, поэтому вознамерился взять его чужими руками.
Эйк из Денесле
Богобоязненный и добродетельный рыцарь без страха и упрека. Специалист по убийствам драконов, монтихор, грифов. Не берет денег за свою работу и тем самым портит работу ведьмакам. Освобождает мир от чудовищ, потому что якобы «ему боги наказали людей от худа оберегать».
Посмешил меня своей самоуверенностью и выполнением якобы божественной миссии. Интересна более детальная предыстория этого персонажа. Что же он натворил такого, что обрек себя на такую неблагодарную миссию?
Рубайлы из Клинфрида
Группа специалистов по убийствам драконов. Дерутся не часто, но эффективно. В группу входят Богольт (старший из Рубайл) – кряжистый и грузный, словно ствол старого дуба; Нищука (2-й из Рубайл) – вредный и жадный; Кеннет по прозвищу Живодер (младший из Рубайл).
Прикольно, что они называются «рубайлами». Возможно, их основное оружие – это топоры.
Ярпен Зигрин
Крепкий бородатый краснолюд, чья банда убила дракона Оквиста с Кварцевой горы. Об этом событии была сложена баллада. Правда, как говорит Лютик, слабенькая, делая акцент на том, что она составлена не им. Довольно спокойный, когда надо, умеет промолчать. Не любит делиться. Пользуется неконвенционным оружием (какой-то железный шар).
Доррегарай
Чернокнижник, окидывающий всех надменным взглядом. Пристает к Геральту по поводу негуманности его работы, причем необоснованно. Придерживается друидской теории (чем-то схожей с дарвинизмом), которая гласит о равновесии. Против того, чтобы монстров убивали с целью истребления.
Гилленстерн
Высокомерный и неприятный фактотум Недамира. Сопровождал короля Недамира на охоте за драконом. После битвы с золотым драконом Недамир перестал слушаться его советов.
Истредд / Валь
Чародей в городе Аэдд Гинваэль, а по совместительству периодический любовник Йеннифэр. С ним она, так сказать, изменяла Геральту, из-за чего у них чуть не произошла схватка на смерть. Один из тех, кто назвал Ведьмака машиной, мутантом и бродячим котом, а также лишь отражением эмоций самой Йеннифэр. Однако именно Геральт распознал в нем желание покончить жизнь самоубийством, ведь идти на ведьмака, отказавшись от магических способностей, – это сродни самоубийству. Поэтому Геральт отказался принимать участие в этом поединке.
Истредд был учеником жестокого чародея Рётшильда, который в процессе обучения стегал его плетью.
Иво Мирс / Цикада
Охранник войта Гербольта. Тупоголовый силач. Запомнился мне тем, что постоянно намеревался подраться с Ведьмаком, то и дело провоцируя его. В итоге Цикада получил по самое небалуйся.
Веспуля
Пухленькая любовница Лютика, у которой он жил. Хотела от него моногамии и серьезных отношений, хотя, когда его выгоняла, запустила в него чужими портками.
Даинти Бибервельт или просто Дан
Низушка, благородный купец, фермер и коновод из Почечуева Лога. Есть жена - Гардения Бибервельт. У его тестя Арко Хардботтома есть мельница. Именно в Даинти превратился допплер Тельико Лунгревин (для друзей Дуду).
Ляшарель
Главный в одном из отрядов хромовой стражи. Подумав, что Лютик, Геральт и Даинти в сговоре с мимиком (их почти всех истребили), он пришел к ним на разговор. Весьма вежлив, хотя мне кажется, что эта вежливость напускная. Следит за сохранением веры людей в то, что Вечный Огонь, зажжённый в 12 церквях, защищает город от монстров (хотя сам знает, что это не правда). Отнюдь не богослужитель, но серый кардинал иерарха, при всем при этом наместник по делам безопасности. Можно сказать, что вся власть над городом в его руках. Самый опасный и самый могущественный во всем городе. Творит все, что соблаговолит: от пыток и тайных убийств до мошенничества и разнообразных афер. Его называют специалистом по «несчастным случаям». Любит узнавать все первым. В последнее время у него были серьезные проблемы со здоровьем (кровь ударяет в голову). После очередного удара стал более мягким, рассудительным, вежливым. И, как оказалось впоследствии, настоящий Ляшарель умер от одного из ударов, а его место занял один из допплеров.
Когда я об этом узнала, глава перевернулась с ног на голову. Однако я была рада тому, что допплеры мало-помалу, но адаптировались и все-таки продолжили жить.
Ондатр
Один из купцов Новиграда, казначей цеха и хороший знакомый Даинти Бибервельта. Обиделся на последнего (а точнее на мимика в его образе), за то, что тот не поделился ценной информацией о перевороте в Повиссе.
Вимме Вивальди
Краснолюд, являющийся главой краснолюдского банка Вивальди в Новиграде. Также имел дело с мимиком в образе Даинти. У него очень хорошие отношения с настоящим Даинти.
Агловаль
Князь, влюбившийся в русалку (Щъееназ) и желающий взять ее в жены. Купил эликсир, который может превратить хвост русалки в ноги. После отказа Щъееназ воспользоваться эликсиром решил действовать силой, однако капитан судна отказал ему, так как капитан страшился кракена.
Передо мной предстал бессовестным скупердяем, потому что не заплатил Ведьмаку за то, что тот помогал князю понимать речь Щъееназ (она, естественно, говорит на русалочьем языке), оперировав это тем, что Геральту не удалось уговорить русалку обрести ноги.
Ему перестал поступать доход с добычи жемчуга, так как на его людей нападали раболюди, и, ради того, чтобы денежный поток восстановился, он решил развязать войну с жителями моря.
Считаю, что помимо Шъееназ, Агловаль тоже пожертвовал ради любви, к примеру тем, что решил отказаться от денег и идеи развязывать войну с жителями города Ис, поэтому можно говорить о его настоящей любви к Щъееназ.
Щъееназ
Сирена, в которую влюблен князь Агловаль. Хочет, чтобы князь отправился к морской волшебнице, которая сможет ему вместо ног сделать хвост, только вот есть одна проблема: Шъееназ может дышать на суше, а Агловаль под водой дышать не может. Она говорит о жертвенности, что князь тоже должен ради нее чем-то жертвовать. Эта жертвенность немного залила ей глаза.
Находит пару Геральта и Эсси, прекрасно смотрящихся вместе.
Когда Геральт расследовал убийства ловцов жемчуга, он обнаружил подводный город рыболюдов, которые были не рады вторжению на территорию и напали на него и Лютика. У Геральта не получалось справиться с ними, однако Щъееназ подоспела очень вовремя и спасла его.
В итоге она пожертвовала очень дорогим для нее хвостом и своей собственной жизнью ради любви, ради князя Агловаля.
Король Этайн из Цидариса
Благородный монарх. Любит Лютика и Эсси, да и вообще ценит искусство. Считает баллады не просто песенками, а хроникой человечества. В момент конфликта, когда Агловаль не желал платить Геральту за работу, Эсси Давен пригрозила Агловалю, что он попадет в хронику, если и дальше будет продолжать угрожать Геральту. Этим как раз-таки мне король и запомнился.
Телери Дроухард по прозвищу Краснобай
Бакалейщик, старейшина гильдии. Отец Гаспара. Пригласил Лютика быть бардом на свадьбе его сына с Далией.
Зелест
Коморник князя Агловаля и ответственный за ловлю жемчуга близ его берегов. Рассказал Геральту, что ловцов жемчуга, отошедших на лодке дальше обычного, убило предположительно морское чудовище. Возникло ощущение, что он знает больше обычного. Как выяснилось позже, мне все-таки показалось.
Биелка
Дочь мельника. Одна из наименее пригожих девушек, среди тех, с кем заигрывал Лютик. Чтобы приревновала Акаретта, за которой хотел приударить Лютик, он пел балладу для Биелки. А она все хорошела и расцветала под его треньканье. Этот момент мне запомнился потому, что Геральт подметил – этот сукин сын (Лютик) эффективнее, чем любые чародейские мази и крема. Это наталкивает на мысль о том, что когда девушка чувствует себя желанной, она действительно становится краше.
Фрейксенет
Был найден Ведьмаком, умирающим в лесу. Предпочел, чтобы Ведьмак оставил его, лишь бы тот спас маленькую княжну (Цири). Пошел он в этот опасный лес лишь для того, чтобы отыскать Цири, которая сбежала, потому что не хотела выходить замуж за князя Кистрина. Сами же дриады стреляли в него, они же его и спасли, доставив в столицу Брокилона – Место Дуба.
Раньше он был бароном в Хамме, на момент главы «Меч предназначения» служил воеводой при дворе Эрвилла в Вердэне.
Познакомились они с Геральтом, когда Фрейксенет был в образе баклана. Геральт снял с него этот птичий наговор. Заколдовала его мать одной девки из мести.
У него есть сестра Элиза. Она была глупой и красивой девочкой. Когда он был бакланом, она думала, что его может спасти фуфайка из крапивного льна, которую она с упорством плела для брата (отсылка к сказке Г.Х. Андерсона «Дикие Лебеди»). Фрейксенет свою сестру не любил и когда рассказывал, что, вероятно, вскоре она умрет, не испытывал не капли сожаления.
За то, что дриады его спасли, они хотели временно им попользоваться – сделать, так сказать, его племенным производителем. По большей части он был совершенно не против.
Эитне
Дриада, повелительница Брокилона. Волосы у Эитне цвета расплавленного серебра. Властная, совершенно не желающая иметь что-то общее с людьми. Ведьмак спал с ее дочерью Моренн и, естественно, не смог дать ей ребенка. Моренн погибла на войне с людьми, и Эитне по ней горевала, поэтому и хотела забрать у Ведьмака Цири за место своей дочери (как плата от мира за то, что ей пришлось перенести такую потерю). Ведьмак не хотел, чтобы человеческую девочку делали дриадой, а тем более Цири. Несмотря на его просьбу, Эитне собиралась оставить девочку в Брокилоне. Повелительница дриад просит Ведьмака остаться с ней до конца, пока Цири не выпьет Воды Брокилона, которая превратит ее в дриаду и сотрет ей память. Дриада приносит кубок с Водой, и Цири отпивает из него. Повелительница Брокилона понимает, что против Предназначения Цири она не может пойти, что все её попытки оставить девочку у себя будут бесполезны. Ей ничего не остаётся, как отпустить Цири и Геральта.
Браэнн
Нечистокровная дриада с медовыми волосами. Была, скорее всего, похищена дриадами, причем довольно в позднем возрасте, потому что не до конца забыла свою прошлую жизнь. Настоящее ее имя Мона. Сопроводила Ведьмака и Цири к Эитне. Геральту нужно было попасть к Эитне для того, чтобы передать ей послание, а Цири теперь по всем правилам должна была стать дриадой, потому что она вошла в лес Брокилон.
Князь Кистрин
Сын короля Эрвилла из Вердэна. Был выбран Каланте как потенциальный кандидат в мужья для ее внучки Цири. Но он сам, как и Цири, не хочет, чтобы данный союз состоялся, потому что влюблен в Альвину, фрейлину двора.
Марк
Оруженосец рыцаря Воймира из Вердэна. Помог Цири сбежать, однако по неопытности они попали в Брокилон. Конь упал и сломал ногу, Цири потерялась из виду, ну а в дерево неподалеку от Марка прилетела предупреждающая стрела. Растерявшись, Марк побежал вглубь леса навстречу своей гибели от рук дриады по имени Браэнн.
Йурга
Купец. Во время перевозки товара решил срезать дорогу и поехал по мосту над урочищем, где и застрял. Все люди, которые ехали вместе с ним, сбежали, а он не мог оставить телегу, так как там было нечто ценное. Урочище выглядело страшно: на его дне были кучи костей. Соответственно, там проживали сущности, которые как раз-таки и оставляли эти кости после своей трапезы. Благо ему встретился Геральт из Ривии, который решил помочь. Взамен Геральт попросил то, что ждет купца дома, но о чем тот еще не знает (этой неожиданностью опять оказалась Цири). Пока Ведьмак защищал купца и телегу, его ранили, но он дрался до последнего, не давая ране взять вверх. Купец, в свою очередь, вытащил Ведьмака из лап смерти и довез до города. Жители города, в котором живет купец, за год неплохо восстановились после войны с Нильфгаардом, но они до сих пор чтут память 14-ти чародеев, которые пали во время битвы, пока защищали город (среди имен было имя Трисс Меригольд).
Данни и Паветта
Их я объединила при описании, потому что, во-первых, они муж и жена, во-вторых, по отдельности в принципе о них не говорится в данной книге. Плывя на корабле из Скеллиге в Цинтру, они попали в шторм (даже обломков корабля не нашли). Как мне кажется, это очень странно, поскольку Паветта обладала геном Старшей Крови, и, я считаю, она бы смогла предчувствовать данную катастрофу и избежать ее. Друид Мышовур тоже посчитал все это странным, так как изначально Цири должна была плыть вместе с родителями, да и к тому же Паветта не расставалась с дочерью ни на секунду, но в последний момент родители приняли решение плыть без нее.
Каланте
Королева Цинтры. Не хотела отдавать Геральту Цири, хотя Предназначение на то и Предназначение, что сопротивляться ему бесполезно. В порыве своего нежелания даже хотела убить Геральта, отправив за ним Мышовура, но в последний момент отменила свое решение.
Предстала все той же мудрой женщиной с сильной женской энергией. Я прям как будто бы хочу быть такой же как она: сдержанной, но в то же время своенравной, психованной, однако имеющей на это право. А если ставить в пример ее мужество, то тут даже нельзя ничего возразить. Она до последнего совместно со своими рыцарями защищала мост в свой город во время войны Цинтры с Нильфгаардцами. В бою была серьезно ранена, а в последствии, чтобы не попасть в плен к Нильфгаардцам, спрыгнула с балкона головой вниз.
Висенна
Чародейка и лекарь по специальности. С ведьмаков денег не берет, считая это солидарностью. Излечила Геральта от смертельной раны, полученной в ходе защиты телеги и жизни купца Йурги. Как оказалось, это родная мать Геральта, она не хотела, чтобы он ее узнал. На самом деле это она дала имя Геральту, а не его наставник Весемир, как он думал ранее. Он желал посмотреть ей в глаза и задать вопрос, на который она не могла бы ответить, для того, чтобы получить изощренное удовлетворение или же позволение не любить ее, не беспокоиться о ней (как бы разрешить себе ненавидеть свою мать). Но Висенна не желала встречи глазами, поэтому заставила его уснуть и покинула сына.
Праздники (вообще праздников в книге описывается прилично, но я хочу описать те, которые наиболее значимы):
· Беллетэйн – майская ночь. Знаменует начало мая. Праздник возрождения, смены цикла обновления природы. Во время майской ночи, согласно обычаям, крестьяне в полях разжигают большие костры, рядом с которыми устраиваются пир и танцы. Среди празднующих выбирались Майский король и Майская королева, чьи головы венчали венками из цветов, и они в течение всей ночи должны были быть вместе.
Праздник упоминается в главе «Нечто большее». На нем встречаются Геральт и Йеннифэр, и между ними происходит столь чувственный диалог, что невозможно просто так быстро пронестись по страницам книги, не обратив на него внимания. Йеннифэр говорит о том, что этот праздник явно не для них с Геральтом, ведь они те, кто не могут продолжить свой род. Йеннифэр называет себя и Геральта реликтами природы, что совершенно не соответствует возрождению и обновлению природы.
Проклятия:
- Дикий Гон / Дикая охота – орда призрачных всадников. Геральт считает, что против Дикого Гона нет средств, поэтому он не взялся его уничтожить, даже за довольно внушительную награду. Дикий Гон упоминается в разговоре Геральта и Йеннифэр в рассказе «Осколок льда».
- Пророчество: у меча предназначения два острия, одно из них – ты, а другое – смерть! Если не следовать пророчеству и пытаться избежать его, то это приведет к гибели.
Фразы на иностранном языке (Старшая речь) и их перевод (это было сложно найти, но не невозможно, часть перевода – мои логические додумки):
- Vessekheal – Тост!
- Ceadmil! Va an Eithne maeth e Duen Canell! Essea Gwynbleidd! – Приветствую! Эитне, госпожа Место Дуба! Я Белый Волк!
- Glaeddyv vort! – Отбрось меч!
- Thaess aep! – Заткнись!
- Caemm vort! – Идите дальше!
- T’en thesse in maeth aep Eithne llev? – Откуда ты знаешь госпожу Эитне? / Откуда ты знаешь, что госпожа Эйтне живет здесь?
- Vatt’ghern – Ведьмак.
- An’ vaill. Vort llinge – хорошо, говори дальше.
- Yghern – сколопендроморф.
- Aeen esseath Sidh? – Ты что, эльф?
- Bloede turd! – Чертово дерьмо/зараза!
- Caemm’ere! – Иди сюда!
- Bloede arss! – Чертова задница!
- ‘Ss turd! – Вот дерьмо!
- Dearme – Спокойной ночи.
- Cead – Привет!
- Va’n vort maeth Eithne a? – проводить его к госпоже Эитне?
- Neen, aefder – нет, после.
- Bloede caerme! Aen’ne caen n’wedd vort! T’ess foile! -Чертова судьба! – он хочет забрать / увести девчонку! Вот глупый!
- Va faill– Прощай.
- Duettaeann aef cirran Caerme Glaeddyv. Yn a esseath. – У Меча Предназначения два острия. Одно из них – ты.
- Ceadmil, Wedd Brokiloene! – Приветствую, дева Брокилона.
Оружие (упоминаемое в книге):
- Ламия, или майенский батог, или трехвостка - оружие, появляющееся в рассказе «Вечный огонь». Данное оружие является запрещенным в мире Ведьмака. Оружие по типу хлыста с тремя шипастыми хвостами. После удара данным оружием по лицу, человека будет невозможно узнать, кожу срывает аж до кости.
Смешные диалоги и фразы:
- Есть и такие, которые предпочитают овец девушкам.
- Рубаха у нее была расшнурована почти до пределов возможного.
- Пойдем вместе на воз и подзаймемся любовью на овчинах, так просто, чтобы освежить воспоминания?
- Напичканный принципами, словно лисья шуба блохами!
- Их княжна – это жирная телка, и плевать мне на ее руку, мне нужна только ее… короче, пусть родит наследника, а потом я ее все равно отравлю.
- Эй, малый, беги! Это Йеннифэр! Гроза драконов. И ведьмаков. Во всяком случае – одного ведьмака. Это уж точно.
- Ну мы тут болтаем, а хрен упал.
- Матрац без девочки – не матрац, неполное счастье!
Цитаты:
- Ты выполняешь некую миссию, защищаешь людей от зла всегда и везде. Без разбора. Стоишь по четко определенную сторону… частокола.
- У корней мифов и легенд всегда что-то лежит, чаще всего это мечта, желание, тоска. Уверенность, что нет предела возможному. А иногда – случай.
- Конец одного – это начало другого, нет предела возможному.
- Мутанты стерильны. Только в легендах может выжить то, что в природе выжить не может. Только легенде и мифу не ведомы пределы возможного.
- Мудрость – это, в частности, умение пропускать мимо ушей глупые или неискренние советы.
- Чтобы выжить, надо расправиться с врагами, с теми, кто может свести на нет самое возможность выживания.
- Дело не в счастье. Дело в том, во что ты веришь и чему отдаешь себя.
- Она была в этих предметах. Была в этом аромате. Но не было ее.
- Теперь я знаю, что немного жертвенности – это… очень много.
- Спорит либо дурак, либо подлец. Первый – не знает, а спорит, второй знает, но спорит.
- Никогда не выпадает вторая оказия создать первое впечатление.
- Поводья моих лошадей запутались в полозьях твоих саней. А вокруг меня – пурга. И мороз. Холод.
- Любить – значит не только брать, но и уметь отказываться от чего-то, жертвовать собою!
- Мало кто поверит в историю, рассказанную балладой, но не грустил об этом. Баллады пишут не для того, чтобы им верили. Их пишут для того, чтобы волновать сердца.
- Гулянья удовлетворяют глубокие и естественные потребности людей.
- Она присела. Не спеша. Тактично. Далеко. Очень далеко. Слишком близко.
- Сопротивляться судьбе, может быть, не менее рискованно, чем отдать себя в ее руки.
- Чтобы соединить двух человек, одного Предназначения недостаточно. Нужно нечто большее, чем Предназначение.
- Ты нечто большее! Нечто большее…
Тема:
Она и тут не нужна. Нет определенной темы, пронизывающей все главы. Можно выделить тему вечного внутриличностного конфликта Ведьмака, тему любви Геральта и Йен, тему дружбы (и тут не только Геральт и Лютик, тут и Лютик с Эсси Давен). Но если что-то и можно взять за основу, так это жизнь, сознание и его перестройка в зависимости от происходящих ситуаций в жизни главного героя книги – Геральта.
Мне, как девушке, имеющей высшее психологическое образование, интересно разбираться в том, что лежит в основе его поступков, мыслей, поведения… А самое интересное то, что по факту это же не реальный человек, а персонаж, придуманный другим человеком, в данном случае Анджеем. Насколько иногда фантазия конструирует максимально полные образы, позволяющие производить хотя бы уже поверхностный анализ.
В данной части цикла книг Геральт как будто бы частично вырос, решил беспокоящие его проблемы понимания Зла и Добра, научился отдавать себе совестливый отчет, нежели будучи крохой, подошедшей к отцу в первой книге. Сейчас его начали волновать комплексы, которые внушаются ему посредством социума. Они даже не просто начали его волновать, в какой-то момент они заставляют его нервничать и действительно берут верх над ним и над его мироощущением. Он ведет себя как самый настоящий подросток, вошедший в пубертат.
Завязка:
Завязка данной книги как будто бы взяла свое начало из предыдущей. Геральт, оказавший помощь Йожу, взял с него обещание, что Йож отдаст ему то, о чем еще не знает, но уже имеет. Этим чем-то была девочка Цири, которую Ведьмак спасает в Брокилоне, и чья жизнь теперь зависит от него самого, если так можно выразиться, потому что все ее родственники погибли, и у нее осталось только Предназначение.
Развитие действия:
Как я и говорила в предыдущей статье https://dzen.ru/a/ZfA2UYMDe1Su3v9O?share_to=link , часть глав совершенно не несут в себе какой-то связной истории. Это просто отдельно написанные истории про Ведьмака. Единственное, что в них прям хорошо прослеживается, это отношения Ведьмака с Йеннифэр. Но мне даже нравится, что часть книги — это свободные рассказы, позволяющие проникнуться конкретной ситуацией, конкретной идеей, найти отсылки на известные сказки, насладиться независимостью истории.
Кульминация:
Случай, объясняющий Геральту, что Цири его Предазначение, и ничего изменить нельзя. Он два раза брал с людей обещание, что они ему отдадут то, что имеют, но о чем еще не знают, и дважды этим чем-то была Цири. И несмотря на то, что Ведьмак не верил в предназначение, оно настигло его, и хорошо, что не вторым острием.
Отзыв:
Мне все больше и больше нравится читать про Ведьмака. Это как другой мир, в который хочется погружаться, уходя в него с головой, забывая про то, что сопровождает в настоящем. Нет, не надо додумывать, что в настоящем мире мне плохо, наоборот, такие книги позволяют задуматься над тем, что волшебство и магия на самом деле существуют и делают этот мир интереснее. А учитывая то, что даже в вымышленном мире у героев есть внутриличностные проблемы, конфликты с окружающими, выбор, который героям необходимо совершать время от времени, настоящий мир кажется даже лучше и легче.
Читая раз за разом главы Ведьмака, создается впечатление, что читаешь не одну книгу, а много разных книжечек. Каждая глава заставляет задуматься о чем-то своем. А учитывая, что некоторые главы в своем содержании имеют отсылки к старым сказкам, читать становится еще интереснее. Например, глава «Осколок Льда» содержит в себе отсылку к сказке «Снежная королева». Начиная легендой, которая рассказывает про Королеву Зимы, заканчивая тем, что Геральту все в городе кажется серым, словно ему в глаз попал осколок льда.
Есть и в одной из глав «Немного жертвенности» отсылочка к сказке «Русалочка», однако в интерпретации Сапковского наша «русалочка» по имени Щъееназ, обретя ноги, не потеряла голоса, и все заканчивалось как будто бы намеком на «долго и счастливо».
И чего я не ожидала, так это отсылку к сказке «Дикие лебеди» в главе «Меч предназначения». Я видела по ней мультфильм в самом раннем детстве, ее не так часто крутили по телевизору, но как только я начала читать о первых намеках на эту сказку, я сразу же все поняла. Так по теплому в сердце отдаются эти воспоминания, ностальгия пробирает до глубины души, и ты уже всецело погружен в историю, сам того и не заметив. И даже такие различия от подлинной сказки, как превращение в баклана, а не в лебедя, лишь заставляют усмехнуться, но не в коем случае не расстроиться, хотя обычно я сморю на переделки с неодобрением.
Как и большинство девочек я люблю читать про любовь, и любовная линия почти всегда меня очень интересует, если, конечно, в произведении она вообще есть. Хорошо, что в цикле книг про Ведьмака, ей уделяется так много внимания. И, исходя из сказанного, хочу выделить свой любимый момент из данной книги: естественно, это разговор Геральта и Йен на празднике Беллетэйн. Поражает спокойствие Ведьмака и его радость просто быть рядом с Йеннифэр, пока она позволяет ему быть рядом. И расстраивает вечное бегство Йеннифэр от своего счастья. Она льнет к Ведьмаку, говорит о том, что они созданы друг для друга, говорит о любви, о нежелании расставаться вновь, но все же пытается доказать себе или ему (или вообще не понятно кому), что ей нужно нечто большее, хотя, как будто, просто любви уже должно быть достаточно. И самое интересное, что Ведьмак в конце книги называет Цири чем-то большим… Может быть, именно Цири сможет закрыть потребность Йен в материнстве и подарит ей то недостающее, что позволит Йен не отказываться от своих чувств к Геральту.
Раз уж затронули любовную тему, то в книгах про Ведьмака, по крайней мере уже в двух, ее столько – сколько надо. Не больше: ты не купаешься в водах любви, забывая, что же там помимо любви, не меньше: ты не скучаешь по романтическим отношениям Ведьмака (не важно, будь то Йеннифэр или флирт с одной из зерриканок). А еще деталь, которая прям цепляет, это описание наиболее значительных девушек в жизни Ведьмака через запах, что позволяет немного полнее представить характер героини. Таким образом, у нас есть как минимум 4 запаха, соответствующих 4 девушкам. Йеннифэр пахнет нежной сиренью и терпким крыжовником, Иоля пахнет теплой и простенькой ромашкой, Цири пахнет мокрым, кажущимся совсем беззащитным воробушком, ну и несчастная или, может, просто по-своему счастливая Эсси Давен пахнет вербеной, которая напоминает запах свежего цитруса. Было бы круто, если бы задумка автора наделять девушек ароматом сохранилась до конца всех книг про Ведьмака.
Как и всегда не может быть все настолько прекрасно. Затрону тему переводов фраз со Старшей речи, которых не так мало, чтобы их не переводить, и они не такие короткие, чтобы было все понятно читателю. В сети часто приводится цитата Сапковского, что читатель должен чувствовать, что скрывается за фразами Старшей Речи, но чувствуют то все по-разному. Как будто бы сквозь его высказывание, за неимением сносок или перевода в конце книги чувствуется некое неуважение автора к читателю. Мне сразу вспоминается автор любимой книги Хейзел Грейс из «Виноваты Звезды», который оказался тем еще подонком. Но это не даст мне права судить об Анджее. Конечно, немного не приятно, что меня тормозит непонимание фраз Старшей речи, хочется понять, что именно имел в виду автор. Это как перевод с польского на русский. Есть опубликованное интервью, в котором Анджей сетует на иногда не совсем правильный перевод Вайсброта его книг. Неужели Вайсброт просто не смог прочувствовать все то, что написал в своих книгах Сапковский? Нет, просто у всех разный бэкграунд, разное мировоззрение и восприятие, и уж если есть желание передать действительно то, что ты хотел вложить в ту или иную фразу – сжалься над читателем. Благо я не из тех, кого можно так просто задеть, я прочувствовала все эти фразы на базе своего восприятия, и получился тот перевод, который нравится мне, даже получается, как некий элемент геймификации и возможность сблизиться с автором.
Заключая все вышесказанное, хочется сказать о том, что вторая книга мне понравилась не меньше, чем первая, и все те дни, что я трачу на составление статьи, я не читаю следующую часть и смиренно жду, когда я снова смогу погрузиться в мир Ведьмачьих приключений.
Вопрос автору:
Тут скорее вопрос даже не автору, а тем, кто изучает все существующие легенды и мифы, а может быть и автору, вдруг у него свое видение по поводу данного вопроса. Откуда взялись в мире Ведьмака драконы и, непосредственно, сам Золотой дракон? Откуда у Борха Три Галки появилась такая способность превращаться в золотого дракона, родился ли он таким, или это наложенное на него заклятие?
Спасибо за внимание к моим размышлениям! Обязательно ставьте лайк и подписывайтесь на канал, здесь будет еще много всего интересного✨
Если сказки вообще достойны того, чтобы их читали, то, значит, их стоит писать для взрослых, и читать их должны взрослые!
«О волшебных сказках», Джон Р.Р. Толкин