*Аренда, арендатор , арендодатель в данной стате употребляется вместо юридически верных терминов наниматель, наймодатель, найм, т.к. большинство упротребляет именно эти слова для обозначения найма жилого помещения.
Это только те, кто никогда не сдавал квартиру думают, что сдача квартиры выглядит следующим образом "сидишь, ничего не делаешь, а халявные денежки капают - только не забывай ежемесячно деньжищи брать с арендатора. А тот , кто сдавал знает, что сдача квартиры в аренду квартиры всегда несет в себе риск. Кажется, что не угадаешь наверняка , как поведет себя арендатор в процессе съема квартиры, и что от него ожидать. Но на самом деле проблемного арендатора видно уже на этапе заселения, нужно просто не пропустить тревожные звоночки. Это я как арендодатель с большим стажем говорю.
Главное , что нужно усвоить арендодателю - цель агента по недвижимости заселить арендодателя и быстрее получить свои комиссионные. И агента по недвижимости не волнует, что будет дальше. К сожалению, это так. Какие бы сказки Вам не рассказывали агенты, что они оказывают поддержку на все время действия договора ( да, и такие вруны-болтуны встречаются) - это все слова. Поэтому агента по недвижимости слушаем, осознавая, что ему на наши интересы глубоко наплевать и агент по недвижимости на стороне того, кто ему заплатит деньги ( на стороне арендатора). Поэтому на возможную проблемность арендатора агент никогда не укажет арендодателю. А значит остается надеяться только на себя и быть внимательным.
Итак, какие же звоночки-знаки о возможных проблемах с арендатором могут быть?
1. Арендатор приходит с агентом, смотрит квартиру и говорит, что подумает. Агент с арендатором уходит, а арендатор один возвращается и предлагает хозяину квартиры заключить договор без агента. Понятно, что арендатор не хочет платить комиссионные. Желание адекватное. Но тогда и надо было искать напрямую от собственника ( что было бы честно), а не идти путем намеренного кидания агента ( тут поступок говорит о моральных принципах арендатора). Если арендатор намеренно так поступает с агентом, то что ему помешает поступить нечестно по отношению к арендодателю? Например, кинуть арендодателя на оплату коммунальных платежей ...
2. Арендатор говорит, что готов писать договор, но вот страховой депозит готов внести позже, либо частями. Это тоже может быть тревожным звоночком для арендодателя и может обернуться тем, что страховой депозит так и не будет внесен в полном объеме, а значит будет риск непокрытия ущерба в случае порчи имущества. Агенты по недвижимости часто уговаривают разбить страховой депозит, т.к. клиенту тяжело финансово выложить и аренду, и комиссию и страховой депозит ( залог). Но если агент так переживает за клиента, то почему агент не предлагает свои услуги ( комиссию) оплатить в рассрочку :-))?
3. Хорошо бы поинтересоваться у арендатора, почему он решил снимать жилье. Если съезжает со старой квартиры, то в чем причина смены жилья. Это тоже может быть информативным.
Пример из моего опыта по пункту 2 и по пункту 3: Это было, когда только начинала сдавать квартиру. Привел агент молодого человека на просмотр квартиры. Понравилась квартира и решили писать договор. Съезжал клиент из дорогой квартиры в соседнем доме. " Только у меня нет полной суммы залога, могу сейчас дать 50% , а оставшуюся сумму отдам сразу, как хозяева квартиры, с которой съезжаю, залог вернут. Обещают через неделю."- говорит арендатор. Тут же подключается агент: " Вы же не против разбить залог? Ведь сразу тяжело выложить арендатору три суммы, да и на рынке аренды сейчас потенциальных арендаторов на Вашу квартиру немного... Давайте пойдем молодому человеку навстречу? Он сразу же, как получит деньги, Вам внесет залог." "А почему они вернут Вам залог не сразу, а только через неделю?"- спросила я. Ответ был не просто тревожным звонком, а тревожным колоколом ( но я не услышала :-)) : "Там у меня розетка загорелась. Я заряжал телефон, - ответил арендатор, - а розетка загорелась и сгорела, и теперь хозяева ее будут менять". Вот мне бы тогда и подумать, что же такое нужно делать с розеткой, чтобы она в квартире в новом доме со свежим ремонтом загорелась..... Итогом было: страховой депозит так и не был внесен полностью. Через четыре месяца арендатор в дату внесения арендной платы перестал брать трубку. Неделю скрывался от меня и не брал трубку. Объявился после того, как я закрыла дверь на второй замок и он не попал в квартиру. Позвонил, что не может дверь открыть. Арендовать квартиру больше не мог - оказался неплатежеспособным. А сюрпризом был вспоротый подоконник в квартире. По его версии он на подоконник поставил велосипед ( !!!) , когда мыл полы. Велосипед упал и вспорол подоконник - был выпорот и загибался волной треугольный лоскут размером 20 см на 10см . А ведь его рассказ про сгоревшую "не понятно почему и от отчего" розетку должен быть насторожить в самом начале.
4. Ну и еще один пункт. Когда арендатор уж очень сильно себя расхваливает, убеждает в своей порядочности, кичится своей порядочностью и убеждает в своей исключительной платежеспособности. Этакая агрессивная самореклама. Это тоже должно насторожить . Таким арендатором у меня был небольшой начальник с семьей из одной из структур "национального достояния". В полной мере хваленую порядочность этого арендатора я ощутила, когда они съезжали. Они решили съехать, предупредив меня за два дня. Когда я сказала, что нахожусь в отъезде и вернусь через неделю, потребовали принять квартиру дистанционно и вернуть немедленно залог, уверяя меня , что в квартире ничего не попорчено ( готовы показать по видео). А если я этого не сделаю, то они настучат на меня в налоговую. ( Благо налоги плачу - щас, испугали :-)). Поэтому принимала квартиру не по видео, а живьем. И обалдела. В общем эти порядочные люди за год сорвали карниз и спрятали его за шкаф, испортили новый ортопедический матрас и перевернули его, чтобы это было не заметно, оторвали стальную ручку от раскладного механизма дивана ( понадобилась сварка), разбили столешницу из искусственного камня и замазали скол пластилином (!!!). В общем , порядочные люди потрудились скрыть то, что натворили и замаскировать :-)). Поэтому теперь кричащий о своей порядочности арендатор для меня тревожный сигнал.
Ну и напоследок. Даже соответствие всем перечисленным пунктам - это просто повод насторожиться, и совсем не значит, что с таким арендатором обязательно возникнут проблему. Может быть все сложится удачно...