Д-р Мерфи: Какая разница между материальным миром и реальностью?
Шридхар Махарадж: Материальный мир – отражение реальности. Материальный мир – это идея, которую душа находит привлекательной. Одержимые желанием наслаждаться, души «оккупируют» иллюзорное творение Господа. У каждого из нас есть духовные глаза, но мы предпочитаем смотреть сквозь очки предрассудков и, как следствие, видим все в искаженном свете. Виноват в этом не Господь, а мы со своими очками. Господь создал реальность для Своего наслаждения, просто мы не видим ее таковой, поскольку смотрим на нее сквозь разноцветные стекла корыстных желаний. Материальный мир делится на разные планы, соответствующие разным уровням наслаждения и потребления. В зависимости от «окрашенности» сознания мы воспринимаем окружающий мир в том или ином цвете. Когда душа избавляется от галлюцинаций, она обнаруживает, что Кришна везде – вокруг и внутри нее. Кроме Кришны на свете нет ничего. И когда душа перестает видеть в Боге господина и повелителя и испытывает естественную потребность действовать на радость Ему, она оказывается во Вриндаване. Но чтобы вознестись в ту сферу, нужно избавиться от телесного сознания, от ума и идей, которыми ум одержим, – благо родины, соплеменников, счастье человечества. Все это наваждения, с которыми душе надо расстаться.
Есть я – душа, чистое сознание, и есть центр моего притяжения – Всеобщая Душа, Господь Бог, Кришна. Я – реальность, а Он – сверх-реальность, и Он предается Своим играм в обществе Радхарани во Вриндаване. Мир Бога – подлинная реальность, а наш зримый мир – метафора, вымысел. Все, что от нас требуется, – вернуться к своей внутренней природе, осознать свое истинное «я». В терминологии Гегеля это называется самоопределение, или самореализация.
В вайшнавизме под самоопределением понимается сварупа-сиддхи – обретение своей подлинной сущности. Кто я? Что такое мое глубинное «я», находящееся за пределами ума и разума? Где мой дом? В чем благо для меня? На эти вопросы надо искать ответы, а не как лучше устроиться во временном, мимолетном мире. Осознав себя, душа возвращается в реальность. Связав себя узами преданности с Кришной, душа погружается в естественную для нее среду обитания и видит мир как он есть. Например, под воздействием вина человек становится «не в себе». У него искажается картина мира. Оказавшись во власти животной природы, он не узнает своих сестру и мать и смотрит на них, как на объекты похоти. Потом, протрезвев, он будет смотреть на этих женщин как сын и брат, теми же самыми глазами. Но это будет потом, когда он вернет себе прежнее сознание. Чтобы попасть в реальность, скрытую под пеленой чувственного опыта, надо понять, кто я такой, в чем мое благо, взглянуть на жизнь с точки зрения своего подлинного «я».
Если изменить взгляд на себя, изменится окружающий мир. Увидев подлинного себя, ты увидишь подлинную реальность вокруг. Нам предстоит научиться воспринимать реальность через правильное самоопределение, прямо противоположное нашему нынешнему. Для этого есть методы, предложенные в священных писаниях. Обнаружив свое «я» и действуя в интересах Кришны, душа непременно вернется в свой родной дом, к Богу.
Шридхар Махарадж «Эволюция сознательного – Игра Божественной Красоты»
Глава 4 «Мнимая реальность»