Найти тему

Философия праздника: эссе о законах праздников и повседневности в нашей жизни

Оглавление

Философия праздника: говорим о законах праздников и повседневности в нашей жизни. Эссе-ликбез на тему философской мысли о роли праздников в жизни общества.

Сегодня мы говорим о том, что представляет собой философия праздника через призму взгляда философов, оставивших свой след в истории. Законы праздников и законы повседневности в нашем мире, а также их роль в жизн

Чем примечательна философия как наука

-2

Философия — это одна из древнейших форм познания мира, это исследование, в котором человек стремится понять тайны существования и реальности и обнаружить свое место и смысл в мироздании. В этом поиске человек стремится раскрыть природу истины и знания и найти то, что имеет основную ценность и важность в жизни. Он также исследует отношения между человечеством и природой, а также между человеком и обществом. Философия возникает из удивления, любопытства и желания знать и понимать.

Мы можем говорить о том, что философия — это такая форма исследования при которой происходит процесс анализа, критики и интерпретации. Термин «философия» не может быть определен точно, потому что предмет такой сложный и противоречивый. У разных философов разные взгляды на природу, методы и круг философии. Сам термин «философия» происходит от греческого слова «философия», что означает «любовь к мудрости». В этом смысле мудрость — это активное использование интеллекта, а не что-то пассивное, которым человек просто обладает.

Первые известные западные философы жили в древнегреческом мире в начале 500‑х годов до нашей эры. Эти ранние философы пытались раскрыть основной состав вещей и природу мира и реальности. В ответах на вопросы о таких предметах люди в основном полагались на магию, суеверия, религию, традиции или авторитет. Но греческие философы считали эти источники знаний ненадежными. Вместо этого они искали ответы, размышляя и изучая природу.

Философия также имеет долгую историю в некоторых незападных культурах, особенно в Китае и Индии. Но примерно 200 лет назад между этой философией и западной философией было мало взаимообмена, главным образом из-за трудностей, связанных с путешествиями и общением. В результате западная философия в целом развивалась независимо от восточной философии.

Философская мысль как часть нашей повседневности

Философская мысль — неотъемлемая часть человеческого существования. Почти всех время от времени озадачивают такие по сути философские вопросы, как «Что такое жизнь?», «Существовал ли я до того, как родился?» и «Есть ли жизнь после смерти?».

У большинства людей также есть какая-то философия в смысле личного взгляда на жизнь. Даже человек, который утверждает, что рассмотрение философских вопросов — пустая трата времени, выражает то, что важно, стоит или ценно.

Отказ от всякой философии есть философия. Изучая философию, люди могут прояснить, во что они верят, задуматься над важнейшими вопросами. Человек может изучать философов прошлого, чтобы понять, почему они думали именно так, и какое значение их мысли могут иметь в жизни человека. В этой работе мы рассмотрим законы повседневности и законы праздников с философской точки зрения.

Мы можем говорить о том, что философия сама по себе, как наука, формирует мириады законов повседневности. Если мы обратимся к основам философии, то поймем, что вся наша повседневная жизнь сплетена из сотни тысяч кусочков философского знания. И именно философии мы обязаны тому, что проживаем именно эту жизнь, поскольку как древнейшая из наук она дала начало множеству других ветвей, являясь матерью всех современных наук.

Влияние философии на повседневность

Философия оказала колоссальное влияние на нашу повседневную жизнь. В самом языке, на котором мы говорим, используются классификации, основанные на философии. Например, классификации существительных и глаголов основаны на философской идее о различии между вещами и действиями. Если мы спросим, ​​в чем разница, мы начнем философское исследование.

Каждый институт общества основан на философских идеях, будь то закон, правительство, религия, семья, брак, промышленность, бизнес или образование. Философские разногласия привели к свержению правительств, радикальным изменениям в законах и трансформации целых экономических систем. Такие изменения произошли из-за того, что вовлеченные люди придерживались определенных убеждений о том, что важно, истинно, реально и значимо, и о том, как следует организовывать жизнь.

Системы образования следуют философским представлениям общества о том, чему следует учить детей и для каких целей. Демократические общества подчеркивают, что люди учатся думать и делать выбор самостоятельно. Недемократические общества не одобряют такую ​​деятельность и хотят, чтобы их граждане уступили свои интересы интересам государства. Таким образом, ценности и навыки, которым обучает образовательная система общества, отражают философские представления общества о том, что является важным.

Философское исследование может касаться любого предмета, потому что философия имеет дело со всем в мире и со всем знанием. Но традиционно и для целей изучения философия делится на пять ветвей, каждая из которых организована вокруг определенных отличительных вопросов. Это (1) метафизика, (2) эпистемология, (3) логика, (4) этика и (5) эстетика. Кроме того, в 1900‑х годах философия языка стала настолько важной, что ее часто считают еще одной отраслью философии.

Метафизика: онтология и космология

Метафизика — это изучение фундаментальной природы реальности и существования, а также сущностей вещей. Сама метафизика часто делится на две области — онтологию и космологию. Онтология — это исследование бытия. Космология — это исследование физической вселенной или космоса в целом.

Космология — это также название отрасли науки, изучающей организацию, историю и будущее Вселенной. Метафизика занимается такими вопросами, как «Что реально?», «В чем разница между внешним видом и реальностью?», «Каковы наиболее общие принципы и концепции, с помощью которых можно интерпретировать и понимать наш опыт?» и «Обладаем ли мы свободой воли или наши действия определяются причинами, над которыми мы не властны?»

Философы разработали ряд метафизических теорий. Эти теории включают материализм, идеализм, механизм и телеологию. Материализм утверждает, что реально существует только материя и что чувства, мысли и другие умственные явления порождаются деятельностью материи.

Идеализм утверждает, что каждая материальная вещь — это идея или форма идеи. В идеализме психические феномены — это то, что принципиально важно и реально. Механизм утверждает, что все события являются результатом чисто механических сил, а не цели, и что нет смысла говорить о самой Вселенной как о цели. Телеология, с другой стороны, утверждает, что Вселенная и все в ней существует и происходит с какой-то целью.

Эпистемология стремится определить природу, основу и объем знаний. Он исследует различные способы познания, природу истины и отношения между знанием и верой. Эпистемология задает такие вопросы, как «Какие особенности подлинного знания отличаются от того, что кажется знанием?», «Что такое истина и как мы можем узнать, что правда, а что ложь?» и «Существуют ли разные виды знаний с разными основаниями и характеристиками?». В философии часто различают два вида знания: априорное и эмпирическое.

Роль наблюдений в нашей жизни

Мы приходим к априорному знанию посредством мышления, без самостоятельного обращения к опыту. Например, мы знаем, что в минуте 60 секунд, благодаря изучению значений терминов. Точно так же мы знаем, что в часе 60 минут. Из этих фактов мы можем сделать вывод, что в часе 3600 секунд, и мы приходим к этому выводу только с помощью мысли. Мы получаем эмпирические знания из наблюдений и опыта.

Например, мы знаем из наблюдений, сколько клавиш на пишущей машинке, и по опыту, какая клавиша будет печатать какую букву. Природа истины сбивала с толку людей с древних времен, отчасти потому, что люди так часто используют термин истинный для идей, которые они находят близкими по духу и которым они хотят верить, а также потому, что люди так часто расходятся во мнениях относительно того, какие идеи истинны. Философы пытались определить критерии для различения истины и заблуждения. Но они расходятся во мнениях относительно того, что означает истина и как прийти к истинным идеям. \

Теория соответствия утверждает, что идея верна, если она соответствует фактам или реальности. Прагматическая теория утверждает, что идея верна, если она работает или решает проблему, с которой имеет дело. Теория согласованности утверждает, что истина — это вопрос степени и что идея верна в той степени, в которой существует некое соответствие с другими идеями, которых придерживается человек.

Скептицизм утверждает, что знания невозможно достичь и что истина непознаваема. Логика — это изучение принципов и методов рассуждения. В нем исследуется, как мы проводим различие между хорошими (правильными) рассуждениями и плохими ( необоснованными) рассуждениями.

Роль этики в нашей жизни

Этика касается человеческого поведения, характера и ценностей. Он изучает природу правильного и неправильного и различие между добром и злом. Этика исследует природу справедливости и справедливого общества, а также обязательства человека перед собой, перед другими и перед обществом.

Этика задает такие вопросы, как «Что делает правильные действия правильными, а неправильные — неправильными?» «Что хорошо, а что плохо?» и «Каковы истинные ценности жизни?» Проблемы возникают в этике, потому что нам часто трудно понять, что именно нужно делать. Во многих случаях наши обязательства противоречат друг другу или расплывчаты.

Кроме того, люди часто расходятся во мнениях относительно того, является ли конкретное действие или принцип нравственно правильным или неправильным. Точка зрения, называемая релятивизмом, утверждает, что то, что правильно или неправильно, зависит от конкретной культуры. Эта точка зрения утверждает, что то, что правильно в одном обществе, может быть неправильным в другом, и поэтому не существует основных стандартов, по которым культура может быть оценена как правильная или неправильная.

Объективизм утверждает, что существуют объективные стандарты правильного и неправильного, которые можно обнаружить и которые применимы ко всем. Субъективизм утверждает, что все моральные стандарты — это субъективные вопросы вкуса или мнения.

Роль эстетики в повседневности: философия праздника

Эстетика занимается созданием и принципами искусства и красоты. Он также изучает наши мысли, чувства и отношения, когда мы видим, слышим или читаем что-то прекрасное. Что-то прекрасное может быть произведением искусства, например, картиной, симфонией или стихотворением, или это может быть закат или другое природное явление.

Кроме того, эстетика исследует опыт участия в таких занятиях, как рисование, танцы, актерское мастерство и игры. Эстетику иногда отождествляют с философией искусства, которая имеет дело с природой искусства, процессом художественного творчества, природой эстетического опыта и принципами критики. Но эстетика имеет более широкое применение.

Он включает в себя как произведения искусства, созданные людьми, так и красоту природы. Эстетика относится к этике и политической философии, когда мы задаем вопросы о том, какую роль искусство и красота должны играть в обществе и в жизни человека.

Праздник как объект исследования в философии изучается уже несколько веков с разных сторон. Какие бы то ни было обоснования так или иначе разнятся, поскольку мы можем говорить о полисемантичности рассматриваемого понятия.

Философия праздника в трудах Платона

Так, феномен праздников в своих сочинениях раскрывают Платон и Аристотель (IV в. до н.э.). Платон создал концепцию праздника, которая имеет социальный и воспитательный элемент. Сам процесс воспитания характеризовался им как полярная политика, состоящая из правильно направленных рычагов управления — боли и удовольствия. Под удовольствиями в своих «Законах» он имел в виду контролируемое государством учреждение собраний, а также все другие составляющие: песни, танцы, игры, вино и так далее [6].

Все это, по мнению автора, было дано людям богами как некая возможность для правильного воспитания и исправления имеющихся недостатков. Для Платона правильное образование привлекает и ведет к такому образу мышления, который признан законом правильным, “чтобы душа не училась радоваться и плакать вопреки закону”.

Он рассматривал отпуск как способ стабилизации государства, и здесь, по его мнению, Греция была далека от идеала, так как каникулы там были нестабильными, что осложняло процесс желаемого образования во имя добра.

Идеальным «праздничным» государством для подражания является по версии Платона именно Египет, поскольку здесь празднования с момента их возникновения были постоянными. Однако смысловая нагрузка праздников не ограничивается только этим выводом, поскольку праздники также должны были способствовать реализации людьми чувства ритма и гармонии — очень характерных компонентов человеческой личности и, в целом, мир людей периода античности. Основным мерилом застолья философ считал наслаждение, а само застолье, по его мнению, существовало только для физического и морального совершенствования.

Праздничные игры — мусические и гимнастические

Отдавая должное праздничным играм, в данном случае — мусическим и гимнастическим, дарующим людям наслаждение, он вновь подчеркивает их воспитательную сущность (важно отметить факт, что, в греческом языке слова «игра» и «воспитание» и звучат практически идентично — paideia и paidia. [6]

При этом мыслитель отмечал, что праздник дается человеку не столько для восстановления необходимой для работы физической и психической энергии, сколько для реорганизации этой энергии в формы, достойные свободного гражданина и отвечающие его высокой цели.

Если сопоставить эту концепцию с описанием праздничных ощущений И. Снегирева, которого по праву считают «национальным патриархом отпускной учебы», то можно увидеть противоположную позицию в трактовке значимости рассматриваемого явления. Напротив, в понимании россиянина праздники — это «привилегия и удовольствие», из которых черпаются новые силы «для мучительной работы».

Фактор забавы в толковании праздников, присущий теории Платона, также защищал Аристотель. Он считал, что праздничную жизнь нужно использовать для духовного отдыха — «великого досуга» и познания истинного счастья. В себе, какими бы ни были внешние причины, должна быть сосредоточена радость жизни, удовольствие и счастье.

Государственный праздник считается с этой точки зрения самостоятельной ценностью. Это тесно связано с представлением древних народов о том, что свободное время — важное свойство свободного гражданина. Один из ключевых моментов в понимании значения праздника заключается в том, что «лучше работать, и это цель последнего».

Философия праздника: воспитание и просвещение

Праздники и огромное удовольствие, которое они доставляют, дополняют деятельность, придают ей завершенность. “И поскольку человек, по мнению древних, должен стремиться к идеалу и гармонии, пир со всеми элементами, которые он содержит, должен способствовать реализации этого идеала. Вот почему он ценил празднование как воспитательно-просветительский фактор, формирующий гармонично развитую личность.

Важным моментом в рассматриваемой концепции праздника является некая замкнутая система: человек, несовершенный по своей природе, не может в полной мере насладиться праздниками как внутренней ценностью, и в то же время праздники служат человеку как способ для тренировки этого самого совершенствования.

Таким образом, получение удовольствия от отпуска приближается к высшей цели жизни. Исходя из этого, размышления Аристотеля можно отнести к гедонистической концепции праздника.

Суть концепции рекреационного (или рекреационного) отпуска заключается в том, что отпуск культивировал идею жизни, приносящей радость человеку, который в условиях традиционного общества и традиционных экономических отношений проводил время в одиночестве. истощение физического труда. Это хорошо понимал китайский мудрец Конфуций (VI‑V вв. до н.э.).

Конфуций и философия праздника

В отличие от большинства других мыслителей — составителей их словаря, критиковавших народные праздники и не замечавших их положительного значения, Конфуций отмечал положительный эффект праздничного действа. В качестве аналогии, которая прекрасно иллюстрирует его теорию, он привел знаменитую концепцию натянутой тетивы: «Нельзя держать лук прямо, не ослабляя тетиву».

Он подчеркивал опасность для государства упорного труда крестьян без отдыха. Исходя из этого, Конфуций утверждал, что праздники — плод мудрости правителя. Последователями этой концепции в отечественной науке были, в частности, Н. Мизов и С.А.Токарев. [5] Концепция партийной работы близка к развлекательной теории.

Одним из основателей был В.И. Чичеров, подробно проанализировавший русские земледельческие праздники в своей книге «Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX веков». Все каникулы, по его теории, развиваются на основе трудовой деятельности людей, «сделавших человека из обезьяны». [11] Теория сложной структуры — это мифологическое понятие.

Создавшие его философы видели истоки всей праздничной культуры в мифах и поверьях. Одно из направлений мифологической теории — солярная концепция, представленная, в первую очередь, такими исследователями как Ф.И. Буслаевым, А. Потебни и, главным образом, А. Афанасьевым [2]. Как следует из названия, происхождение праздников напрямую связано с солнцем.

И. Снегирев «Русские праздники и суеверные обряды»

И. Снегирев в своей работе «Русские праздники и суеверные обряды» разделил праздники на времена года, то есть времена года, которые затем легли в основу метеорологической (циклической) концепции. В отличие от версии И. Снегирева, в солнечной теории годовой цикл делится не на четыре, а на две части. Это было основано на том факте, что люди постоянно руководствовались постоянно меняющимися солнечными циклами, поворотными точками, в которых оказались дни летнего и зимнего солнцестояния.

Здесь главными праздниками, отражающими решающие и кризисные моменты в жизни природы, стали Рождество и праздник Ивана Купалы.[8] В то же время в символике торжества прослеживались солнечные мотивы. Буслаев при этом отмечает тот факт, что природная мифология была изобретена людьми, чтобы была возможность объяснять самим себе происхождение и значение природных явлений.[3]

Основные элементы этой мифологии периодически повторяются, проходя годовой цикл. Именно с этой мифологией связывают значение и происхождение праздников в рамках этой теории. Со временем (после принятия христианства) языческие праздники либо полностью исчезли, либо изменились, приспособившись к новым объективным условиям.

Созерцательное значение праздника мира А. Афанасьев видел в безусловной зависимости человека и его деятельности от природных сил и поклонения солнцу. Кроме того, сторонники солнечного тренда рассматривали отпуск как способ поэтизировать природу. Они установили зависимость партии от образа жизни и образа жизни людей. [2]

Философ М.Элиаде и философия праздника

В рамках религиозно-мифологической концепции на примере преимущественно архаичных обществ известный философ М. Элиаде подчеркивает элемент подражания в отпусках древних народов. [12] Таким образом, строительные ритуалы можно объяснить как имитацию космогонического действия: «ничто не может длиться долго, если оно не одушевлено, если оно не наделено душой из-за предвзятости жертвоприношения; прототип строительного ритуала является жертва, принесенная при основании мира.

Здесь есть имитация некоего прототипа, проводится четкая параллель и аналогия между конструкцией и конструкцией, необходимой человеку, вселенной. Это обеспечивает желаемую надежность и долговечность будущая структура.

Элиаде пишет: «Мы предполагаем, что все религиозные действия были инициированы богами, культурными героями или мифическими предками », в качестве примера приводятся следующие цитаты:« Мы должны делать то, что боги делали вначале», «боги тоже, люди тоже. Классически это понятие можно назвать подражательным (мимесисом) [13].

Антропологическая концепция праздника, предложенная английским ученым Дж. Фрейзером в «Золотой ветви» [10], рассматривает праздничные события в их отношении к религиозно-мифологическим представлениям, а также к подражанию. Однако, в отличие от точки зрения Элиаде, это не имитация богов, а сама природа, ее непрерывно умирающий цикл — воскрешение, олицетворение в лице богов растительности, таких как, например, вавилонский Таммуз, египетский Осирис, фригийский Аттис.

Как и природа, они умирали зимой, а затем воскресали весной, пробуждая природу ото сна. Люди через праздничные ритуалы внесли свой вклад в это, пытаясь ускорить жизненно важный для них процесс, веря, что зима без таких подражательных ритуалов будет длиться вечно и что новое возрождение будет в лучшей форме. На самом деле для того, чтобы гарантировать успех события в соответствии с принципами симулированной магии, необходимо было совершить или инсценировать как убийство божества, так и его воскресение.

Происхождение праздников

Рассматривая вопрос о происхождении праздников, известный польский социолог К. Жигульский, также относясь к примитивному типу организации общества, представляет своеобразную экономико-мифологическую концепцию [4].

На примере некоторых праздников четко прорисовывается основной искомый смысл, который состоит из «желания обеспечить — посредством ритуалов, ритуалов — гармоничное развертывание естественного цикла жизни», поскольку ритуалы в таких случаях приобретали магический характер и были предназначены для обеспечения экономического благополучия группы.

В рамках данной работы мы рассмотрели явление законов повседневности и законов праздников с различных точек зрения, сравнили подходы к изучению этого феномена с философской точки зрения.

Так, Платон [6] выделил социально-воспитательную функцию праздников, которую также поддерживал Аристотель, что является гедонистическим подходом. И. Снигерев [8] при этом высказывал противоположную точку зрения, считая что отдых — это некая привилегированность, которую нужно заслужить. Конфуций утверждал, что отдых — это мудрость правителей. Среди российских исследователей эту концепцию поддержали Н. Мизов и С.А.Токарев [5]. С точки зрения антропологического подхода, выделенного Дж. Фрейзером [9] в основе праздников лежит подражание. К. Жигульский [4] рассматривал праздники как важный экономический и мифологический элемент, который помогает структурировать жизнь общества.

Философия повседневности и праздников

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что философия помогает уже на протяжении многих веков формировать законы повседневности. В первую очередь, это касается поднимаемых в философском знании тем, которые помогают сформулировать повседневность не только отдельного индивидуума, но так и общества в целом.

При этом философские взгляды того или иного сообщества даже в рамках одного государства могут меняться — что является нормой для одной системы может противоречить нормам и обычаям другой. Философия через призму метафизических, эпистемологических исследований, логики, этики, эстетики помогает формировать ту или иную окружающую нас реальность. Точка отсчета при этом, которая является объективной нормой повседневности для одного человека может не коррелировать со взглядами и мнением другого.

Так или иначе, мы можем говорить о том, что законы повседневности, как и законы праздников формируют некую безопасную среду, создавая понятную для каждого условную реальность. Законы повседневности и законы праздников направлены на создание таких кластеров, которые способны помочь определить общие ценности для каждого человека.

В зависимости от рамок той или иной рассматриваемой парадигмы мышления, исследуемого подхода мы выделили некоторые особенности рассматриваемых концепций, которые были изложены в данной работе.

Список использованных источников

  1. Андреева Н.С. Магия — ритуал — миф в теориях культуры (дж. Фрэзер и Б. Малиновский) // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/magiya-ritual-mif-v-teoriyah-kultury-dzh-frezer-i-b-malinovskiy (дата обращения: 25.05.2021).
  2. Афанасьев В.С. Функции государства: начала философско-системного анализа // Труды Академии управления МВД России. 2018. №3 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-gosudarstva-nachala-filosofsko-sistemnogo-analiza (дата обращения: 25.05.2021).
  3. Буслаев, Ф. И. Русский народный эпос [Текст] / Ф. И. Буслаев // Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства : в 2 т. — Т. 1. Русская народная поэзия. — СПб. : В тип. тов-ва «Общественная польза», 1861. ‑С. 401–454.
  4. Жигульский, К. Праздник и культура / К. Жигульский. — М.: Прогресс, 1985. — 336 с.
  5. Мизов, Н. Праздник как общественное явление / Н. Мизов. — София, 1966. — 124 с.
  6. Платон. Законы [Электронный ресурс] http://lib.ru/POEEAST/PLATO/zakony.txt (Дата обращения 24.05.2021)
  7. Ромах О. В., Ванченко Т. П. Изучение праздника как социально-философской проблемы // Аналитика культурологии. 2010. №17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-prazdnika-kak-sotsialno-filosofskoy-problemy (дата обращения: 25.05.2021).
  8. Снегирев, И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И.М. Снегирев. М.: Сов. Россия, 1990. — Ч.1. — 158 с.; Ч.2. — 78 с.
  9. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии / пер. с англ. М. К. Рыклин — М.: Академический Проект, 2012. — 256 с.8.
  10. Фрэзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом завете / пер. с англ. Д. Вольпин. ‑2-е изд., испр. — М.: Политиздат, 1989. — 542 с.
    Чичеров, В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVT-XIX вв. / B.И. Чичеров. — М.: Изд. Академии наук СССР, 1957. — 235 с.