Найти в Дзене
Музкультура

С чего начинается музыка: роль и значение мелодии

Оглавление

Мелодия – важнейший элемент музыкального произведения, это основа музыки. Однако какой бы простой ни была мелодия, эта простота лишь кажущаяся. Если мелодия – просто набор нот, которых, как известно, всего семь, то почему все мелодии такие разные? Как получается создавать бесконечно много непохожих, не повторяющихся мелодий? И почему одни мелодии становятся шедеврами, которые знает и любит весь мир, а другие даже запомнить получается с трудом?

Эта познавательная статья для слушателей, стремящихся разобраться в нюансах музыкального искусства, а также для музыкантов-любителей, которые хотят создавать свою музыку и делать это хорошо. Знание, как музыка устроена и как она работает, вложит в ваши руки мощнейший инструментарий – вам уже не придется «вслепую» искать нужную мелодию. Муза – дама капризная, гораздо охотнее она приходит к тем, кто умеет ее правильно позвать.

Жерар Эделинк, гравюра «Аллегория музыки». На гравюре изображена Эвтерпа: муза-покровительница поэзии и музыки. Фото: https://commons.wikimedia.org
Жерар Эделинк, гравюра «Аллегория музыки». На гравюре изображена Эвтерпа: муза-покровительница поэзии и музыки. Фото: https://commons.wikimedia.org

Что же такое мелодия?

Наверное, даже самый маленький ребенок понимает, что это такое и способен точно определить мелодию в любом музыкальном произведении. Франц Йозеф Гайдн, австрийский композитор, так говорил о ней:

-2

В учебниках чаще всего дают такое определение: «Мелодия – это последовательность звуков, организованных во времени и пространстве, образующих законченную музыкальную мысль». Проще говоря, мелодия — это любое сочетание звуков, которое воспринимается нами как единое целое.

Мелодия не зря ассоциируется у нас чаще всего с пением, с речью: вся музыка в мире началась именно с момента, когда человек впервые запел. И действительно, свойства мелодии очень похожи на свойства обычной человеческой речи: в ней тоже есть плавные подъемы и спады интонации или наоборот, резкие скачки. Когда мы говорим, это позволяет нам более точно передавать суть и смысл сказанного. Мелодия тоже имеет интонационную природу. И ее связь с речевым интонированием подталкивает нас искать в мелодии смыслы, содержание и образы так же, как в речи.

Конечно, существуют произведения, в которых вовсе отсутствует мелодия, но по силе своей выразительности они никак не могут соперничать с музыкой мелодической. Человек, впервые услышавший какую-либо музыку, сперва попытается запомнить и напеть именно мелодию, потому что в ней заложен главный смысл всего произведения.

И действительно, даже если просто напеть красивую мелодию без какого-либо инструментального сопровождения, у вас все равно возникнет определенный набор эмоций и художественных образов. В этом большое отличие мелодии от других средств музыкальной выразительности: она способна работать сама по себе.

Как устроена мелодия?

Мелодия может быть простой или сложной, короткой или длинной, подвижной или протяжной. Она может передавать различные эмоции и настроения, от радости и веселья до грусти и печали. Все это становится возможным потому, что мелодия – не такое уж простое явление, как может показаться: то как мы воспринимаем мелодию, зависит от взаимодействия разных ее характеристик: темпа, метра и ритма, ладотональности, поворотов мелодической линии, тембральной окраски звуков и их силы.

Например, две мелодии, написанные в одном размере, будут звучать по-разному, если имеют не одинаковые ритмы. Мелодия, написанная в мажорной тональности, будет восприниматься нами светлее и легче, чем мелодия в миноре. Колыбельные поют тихо, а застольные песни – во весь голос. Плавная, спокойная мелодическая линия может погрузить в раздумье, а внезапные ее скачки взбудоражат и вырвут из размышлений.

Композиторы умело используют весь спектр присущих мелодии свойств, чтобы она максимально отражала их изначальную задумку и производила на слушателя нужный эффект. Хороший композитор, как проводник, ведет вас по музыкальному произведению от одной эмоции к другой, заставляя видеть определенные образы. И делает это не с помощью волшебства, а умело используя разные средства музыкальной выразительности.

Давайте посмотрим на основные компоненты мелодии внимательнее.

1. Темп, метр

Любая мелодия живет только пока она звучит. В отличие от картины или скульптуры мы можем насладиться музыкой, пока она длится. А раз мелодия движется, значит, она может это делать с разной скоростью.

То, в каком темпе идет мелодия, – в медленном, среднем или быстром, – во многом определяет ее характер и настроение. Роль темпа становится особенно заметной, если попробовать изменить его в хорошо известном произведении. Например, если очень медленно сыграть «Полет шмеля», то вашему воображению предстанет скорее медленно ползущий, а не летящий шмель. Поэтому неверно выбранный ритм может испортить все впечатление от музыки и разрушить образ.

В любой мелодии мы можем услышать акценты, которые периодически возникают на отдельных звуках. Это похоже на то, как чередуются ударные и безударные слоги в речи. Последовательность, в которой располагаются акценты, называют метром. Звук, на который в мелодии приходится ударение, называется ударной, или сильной, долей. Вместе с последующими безударными звуками он образует такт.

Такт может состоять из разного количества звуков (долей), и от этого тоже будет зависеть звучание мелодии. Например, трехдольные такты всем хорошо известны как свойственные вальсу.

Поэтому, говоря о скорости движения мелодии, в первую очередь важно отмечать не только то, с какой скоростью сменяют друг друга звуки, но и то, какое время проходит между двумя ударными, акцентированными звуками – то есть, сколько по времени длится один такт. Темп мелодии – это количество ударных долей, умещающихся в одну единицу времени (например, в минуту). Это может быть всегда одинаковая величина, как в большинстве произведений, но существуют и свободные метры, где все такты различаются.

2. Ритм

Если метр – это соотношение сильных и слабых долей, то ритм – это соотношение долгих и кратких звуков, последовательное чередование звуков разной длительности. Размеров в музыке не так уж и много, а вот ритмов, ритмических рисунков существует бесчисленное множество!

Одно только сочетание ритма и размера мелодии уже может сделать ее уникальной и узнаваемой. Например, если в мелодии сложный, разнообразный ритм, то даже отстучав его карандашом по столу, вы вполне можете узнать и само произведение. А вот мелодиям с простым, равномерным ритмом нужны иные средства, чтобы стать яркими и выразительными, иначе они могут показаться скучными.

Определенным образом согласованные метр и ритм дают нам представление о жанре музыки, которую мы слышим: вальсы, марши или протяжные народные песни обладают вполне однозначным сочетанием метра и ритмического рисунка.

Ритм, как темп и метр, тоже тесно связан с движением мелодии, ее временной стороной. А вот дальше мы поговорим уже о свойствах, со временем не связанных.

-3

3. Лад и тональность

Наш мир переполнен всевозможными звуками, как природными, так и искусственно созданными, но далеко не каждый звук будет музыкальным. Да, сейчас создают мелодии даже из мяуканья котов или хлопанья дверцей духовки – но даже такие эксперименты нуждаются в доработке, чтобы этот набор звуков стал музыкальным. Подобные звуки хоть и остаются центром композиции, но либо «поддерживаются» аккомпанементом привычных музыкальных инструментов, либо их обрабатывают, изменяя и трансформируя таким образом, чтобы они стали музыкальными.

Ведь не всякий набор звуков становится мелодией, не так ли?

И действительно, мелодия, которую хочется слушать, состоит не из хаотично разбросанных любых нот, а движется по тщательно подобранным звукам, собранным в систему, где звуки чередуются в определенной последовательности. Одни из них мы воспринимаем, как незавершенные, требующие дальнейшего движения, продолжения: если закончить мелодию на таком звуке, то покажется, будто рассказ оборвали на полуслове. Другие же звуки мы ощущаем завершенными, это как точка или запятая в предложении: если в этом месте мелодия оборвется, мы, скорее всего, воспримем это, как должное.

И вот звуки движутся, как по ступенькам, от неустойчивых к устойчивым, стремясь к своему естественному завершению. Такая система звуков, в которой основной звук наиболее устойчив, а остальные либо менее устойчивы, либо неустойчивы вовсе и стремятся к своей завершенности, называется ладом.

Отсчет ступеней в ладу обычно начинается с самого устойчивого звука – он называется тоникой. Те, кто немного занимался музыкой или хотя бы пел в караоке, наверняка сталкивались с таким выражением, как «изменить тональность песни». Это значит, что основной звук в мелодии меняет свою высоту: звучит ниже или выше. А следовательно, всю последовательность остальных звуков в мелодии тоже надо перенести выше или ниже вместе с основным – транспонировать. Прием смены тональности часто можно встретить и в рамках одной песни, когда какой-либо из припевов поют в другой тональности, чтобы сделать музыку разнообразнее и интереснее.

Таким образом, последовательности звуков – лады – можно расположить на любой высоте. А от того, на какой высоте, на какой ноте располагается главный звук лада – тоника, будет зависеть и название тональности.

Лад – это еще не мелодия, это скорее ее фундамент, основа. Один лад может породить множество разных мелодий, но объединять их будет одно: последовательность устойчивых и неустойчивых звуков, собранных в определенную систему. Самые известные лады, которые знакомы даже непрофессионалу – это мажор и минор, их действие нам хорошо известно: свет и тьма, радость и грусть, легкость и тяжесть. Однако существует немало и других ладов, каждый из которых вызывает в слушателе свои уникальные ощущения. Но подробно останавливаться на них мы здесь не будем – это тема для отдельной большой статьи. Зато теперь вы знаете, что характер и настроение мелодии во многом зависят от лада, в котором она написана.

Как похоже на ступеньки лада! Фото: https://www.freepik.com
Как похоже на ступеньки лада! Фото: https://www.freepik.com

Мелодическая линия

Если мелодия движется, переходя как по по ступенькам на самый ближайший звук лада, то мы ощущаем ее, как очень плавную, гладкую и непрерывную, без скачков. Однако мелодий совсем без скачков не так уж и много, ведь если плавная мелодия – это «жизнь» музыки, то скачки – это важные события в ней! Поэтому мало найдется мелодий, состоящих только из одних скачков: в жизни тоже не бывает так, чтобы она вся состояла из одних знаковых событий, когда-то нужно от них и отдыхать.

Что же такое скачок? Буквально, это когда перепрыгивают через несколько ступенек – через одну, через две, через три и так далее. В музыке для обозначения таких расстояний есть свои названия. Перепрыгнули через одну ступеньку лада, с первой на третью – это терция, самый маленький скачок. Прыгнули с первой на четвертую ступеньку – кварта, с первой на пятую – квинта. Ну а если вам нужен размах, широта прыжка – то вам надо перескочить с первой сразу на восьмую ступень – это будет скачок в октаву.

Скачки в мелодии придают ей еще больше выразительности, придают уникальный облик. Часто ими подчеркивают кульминацию, самый пик, важнейшую точку в мелодии.

Изменения высоты составляющих мелодию звуков образуют мелодическую линию, которая может изгибаться вверх-вниз и по прямой, как угодно: быть равномерно волнообразной или наоборот, состоять из рваных скачков. Такой мелодический рисунок очень похож на человеческую речь, но если в разговоре самое главное все-же слова, а интонация – вещь вспомогательная, то в мелодии именно всплески и падения, подъемы и спады служат основным средством выражения содержания. Они могут быть ярко выраженными или почти невыраженными, но они всегда есть.

Подытоживая сказанное в этих пунктах, можем сказать, что темп, метр и ритм – это временны́е составляющие мелодии, а лад, тональность и мелодические линии – звуковысотные. Все вместе они являются важнейшими свойствами мелодии, определяющими не только ее облик, но и всей музыкальной ткани вообще. Однако есть в мелодии кое-что еще, что добавляет ей дополнительных красок.

Фото: https://www.freepik.com
Фото: https://www.freepik.com

Динамика и колорит

Одним из важнейших свойств любого звука, в том числе и музыкального, является его сила, степень громкости. Звуки в мелодии редко звучат на одной громкости: есть в ней места, которые звучат тише или громче. И тут снова можно провести параллель с речью: если мы хотим подчеркнуть важность каких-то слов или нас разрывают сильные эмоции, мы повышаем голос. И наоборот, тайные помыслы и секреты, нежные чувства мы передаем чуть ли не шепотом, иногда еле дыша.

Все изменения громкости в мелодии называют динамикой. Когда музыке требуется передать печаль, грусть или нежность, звучит она негромко. Но если увеличить силу звука в этой же мелодии, мы уже можем ощутить не печаль, а горе, не грусть, а плач; вместо нежности услышим мы в музыке восторг или ликование.

Усиление или спад громкости может служить еще и для того, чтобы обозначить пространство: тихие звуки присущи далеким от нас объектам, а громкие – тем, что находятся ближе. Такой эффект звука часто используют в операх, чтобы дополнительно проиллюстрировать удаление или приближение персонажей.

Что еще может «раскрасить» мелодию? Например, тембры звуков. Мелодия, сыгранная на скрипке, будет звучать не так, как сыгранная на фаготе. Звуки виолончели низкие, плачущие – на ней сложно сыграть боевой марш. Яркие, героические звуки трубы вряд ли смогут изобразить легкое дуновение ветра – а вот флейта может. Даже если мелодия состоит сплошь из синтезированных, «искусственных» звуков, композитору все равно приходится очень тщательно подбирать их тембры, чтобы изобразить в музыке именно ту картину, которую он задумал и хочет донести до слушателя.

Музыкальные штрихи, как и в изобразительном искусстве, добавляют музыкальной картине еще больше деталей и оттенков. Штрихи – это способ исполнения звуков, нот, то, как именно исполняется мелодия на музыкальном инструменте определенного тембра. Например, легато – это плавное, тягучее исполнение без пауз между звуками, они как бы связываются в единое целое. Стаккато же, наоборот, подразумевает отрывистое, точное исполнение каждого звука. Самостоятельным средством выразительности штрихи не являются, но помогают сложить цельную картину музыкального произведения.

Теперь вы точно понимаете, что даже простые мелодии устроены очень сложно. Попробуйте пораскладывать любимые мелодии на составляющие, определить, какие средства выразительности в них использованы, на каких музыкальных инструментах они сыграны и почему композитор сделал именно так. Слушать музыку осознанно – это очень интересное занятие!