Найти тему

5 ужасов больниц

Оглавление

Сегодня мы поговорим о тех аспектах стационарной медицинской помощи о которых говорить открыто в медицинской среде не принято.

Сразу хочу отметить, что всё описанное имеет отношение не только к стационарам России, но сплошь и рядом встречается и за рубежом.

Больница - это опасное место!

Да, именно так.

Без крайней необходимости ложиться, чтобы просто "прокапаться" явно не стоит, хотя у нас такое любят. 🤷‍♀️

Я уже писала, что я целиком и полностью поддерживаю рост стационар-замещающих технологий в России, подробнее в этой статье 👇:

Не смотря на то, что именно в больнице пациенты получают порой жизненно необходимую им помощь, это вовсе не отменяет того факта, что это довольно опасное место. И сейчас я расскажу почему всё именно так:

1. Человеческий фактор

Пожалуй самое проблемное место в любой сфере это человеческий фактор, а уж в здравоохранении, когда от этого зависит здоровье, а то и жизнь - данный фактор становится в миллион раз актуальнее.

И даже если вы нашли хорошего, компетентного специалиста, у которого лечитесь регулярно - это вовсе не гарантирует отсутствия неприятностей. Так как в вашем выздоровлении играют роль гораздо больше человек, чем кажется на первый взгляд. О некоторых из них я писала короткую статью 👇:

И даже младший медицинский персонал, который отвечает и за чистоту в отделениях и за уход за больными напрямую связан с вашим здоровьем, если вы находитесь в больнице. И именно эти люди являются наиболее слабым звеном в стационарной помощи, во первых потому что для работы санитаркой не требуется никакого образования и зачастую на эти должности приходят люди с "тремя классами церковно-приходской" или глубокие пенсионеры. А во вторых потому что в современной системе здравоохранения так до конца и не сформировалась четкая система управления младшим медицинским персоналом, и толком не определен круг их компетенций.

Изображение нейросети Яндекс
Изображение нейросети Яндекс

Одно время всех санитарок массово переводили в уборщиков, но потом оказывалось что не хватает рук среднего медперсонала для банального ухода за пациентами, потом безуспешно пытались ввести должность младшей медицинской сестры по уходу за больными.

Нечто вроде младшего помощника старшего дворника на мой взгляд.

Но эти младшие сестры если где-то и существовали, то отказывались осуществлять иные действия кроме ухода за больными. Поэтому часть санитарок переквалифицировали, уже не официально, практически в курьеров (особенно младший персонал при приемных покоях и в роддомах). Которые носили биоматериал на анализы, передачи, возили пациентов на исследования, носили инструменты на стерилизацию и т.д.

Особняком стоят и сестры-хозяйки, которые повсеместно переименовываются в кастелянш и перестают считаться медицинским персоналом со всеми вытекающими последствиями, в виде снижения полномочий и зарплаты без снижения требований к должности.

Такие проблемы существуют и за пределами нашей страны. Например в Италии и Швейцарии её попытались решить обязывая младший персонал (у них это ОССы-операторе сочио сантарио) обучаться на коротких спец курсах и используя их потом по своему усмотрению. Обучают их как "человека-оркестр" и осуществлять уход и вести минимальную документацию и мыть полы и, простите, попы. Надо ли продолжать, что желающих идти в такие специальности "сверхширокого профиля" не много даже при относительно неплохой европейской зарплате.

В США младший персонал также делится на санитар-уборщик и санитар-сиделка, в зависимости от возлагаемых обязанностей.

2. Нормативное законодательство

Второе слабое место в здравоохранение это соответствие всевозможным нормам и правилам, часть из которых противоречит друг другу, а часть и вовсе здравому смыслу.

Также как и попытка усидеть на нескольких стульях, так и попытки угодить всем ведомствам, на мой взгляд, обречены на неудачу.

Российское здравоохранение стоит на трёх китах:

  • это Росздравнадзор с фондом обязательного медицинского страхования, который регулярно оценивает качество оказываемой помощи на основе клинических рекомендаций и при обнаружении "непоставленной запятой" штрафует (а следовательно больницы недополучают деньги, потраченные на лечение пациента);
  • это Управление Здравоохранения региона во главе с министерством;
  • и Управление Роспотребнадзора во главе с главным санитарным врачом страны.

Все эти ведомства практически не взаимодействуют между собой, у них совершенно различный взгляд на медицину. Поэтому в большинстве стационаров что-то удивительным образом появляется к одной комиссии и исчезает к другой. Я здесь не буду упоминать иные надзорные организации, вроде пожарной или трудовой инспекции, но вы держите в уме, что все они в больницах есть.

За границей лечащие врачи разрываются между советом директоров больницы со страховыми фирмами, которые относятся к медицине исключительно как к бизнесу, и центрами по контролю за болезнями с министерствами здравоохранения с другой стороны.

Мне всё это очень напоминает картинку, где один работает, а 10 указывают как это сделать лучше.
изображение создано на сайте www.meme-arsenal.com
изображение создано на сайте www.meme-arsenal.com

Например в 2021 году по данным ФОМС в общей сложности медицинские организации потеряли на штрафах и неоплате случаев заболеваний аж 202 млрд. руб.

Даже не спрашивайте куда идут эти деньги, я просто не знаю.

3. Внутрибольничная инфекция

Начнем с того, что внутрибольничная инфекция есть. Это 100% факт, и уже далеко не редкость, в странах без "карающего ока контролеров" частота её достигает 20% от всех стационарных случаев, в России и странах бывшего СНГ значительно ниже, но только по причине "замалчивания".

Более подробно это вопрос я планирую рассмотреть в отдельной статье, так как в ЕМИСС есть хотя какая-то статистика. Будет любопытно понаблюдать за динамикой и сравнить со статистикой других стран.

В 2006 году ситуация выглядела так, изображение с сайта shtampik.com/photo/epidemiologiya
В 2006 году ситуация выглядела так, изображение с сайта shtampik.com/photo/epidemiologiya

4. Особые кадры

Да, о человеческом факторе мы уже говорили в первом пункте, но там, если персонал и приносит какой-то вред пациенту, это происходит в силу объективных причин, обстоятельств или нехватки знаний. А в этом пункте я хочу рассказать другое. Иногда медики могут причинять пациентам вред умышленно. Точнее по "ужаснейшему недосмотру" в систему здравоохранения могут проникать различные индивиды.

Ужасный недосмотр в кавычках по причине того, что как таковой системы фильтрации кадров в здравоохранении не предусмотрено. При устройстве на работу в больницу с вас не потребуют ни справку об отсутствии судимостей, ни о нахождении на психиатрическом учете, просто потому что это не предусмотрено законодательством, за редким исключением. Ни у нас, ни за рубежом.

В СМИ можно найти информацию о монстрах в белых халатах, таких как:

Ведь согласитесь у маньяков-медиков шанс подобраться близко к беспомощным жертвам гораздо выше. Пациенты по умолчанию доверяют медикам своё здоровье и жизнь. По жизни первого из них написано несколько книг и даже снят фильм "Хороший медбрат".
кадр из фильма, изображение с сайта imdb.com
кадр из фильма, изображение с сайта imdb.com

5. Врачебные ошибки

Врачебной ошибкой называется непредумышленное заблуждение любого медицинского работника (врача, фельдшера, медицинской сестры).

Это очень сложный и табуированный вопрос. До сих пор отсутствует единое мнение у представителей юридического и медицинского сообщества в этом вопросе, как и отсутствует доступная статистика таких случаев.

Один из старейших принципов медиков гласит "прежде всего не навреди", но в большинстве случаев отсутствует возможность с абсолютной точностью спрогнозировать результат тех или иных действий, что объяснятся наличием у каждого человека различных физиологических особенностей, которые могут проявляться по разному даже при соблюдении всех норм и стандартов.

 изображение с https://forum.facmedicine.com/forums/doctors-cafe.
изображение с https://forum.facmedicine.com/forums/doctors-cafe.

Причины врачебных ошибок могут быть разными, как объективными (не зависящими от врача), так и субъективными. Нужно четко понимать, что ни один врач не пытается нанести своим пациентам вред (если это не медик из предыдущего пункта) и все его действия направлены на скорейшее выздоровление пациента.

Пост скриптум:

⚕️ Почему в этой статье я говорю именно о стационарах, ведь те же самые пункты применимы и к поликлиникам?

Да потому что тут цена ошибки как правило выше.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Надеюсь у вас после прочтения не прибавилось новых фобий. Делитесь своим мнением в комментариях, подписывайтесь на канал, впереди много интересного 😉

Ну а самым преданным подписчикам напоминаю, что если нажать "колокольчик" - вы будете узнавать о выходе новых статей сразу после их публикации.