Отвечает Вероника Мазина, детский нейропсихолог, логопед и автор книги «Нейроразвитие детей от 3 до 12 лет: игра, речь, моторика, почерк».
1 год — ребенок ходит без опоры.
От 1 года и 10 месяцев до 2 лет — ребенок поднимается и спускается по лестнице приставным шагом, держась за перила, а к 2,5 годам — чередуя ноги.
2–3 года — ребенок перешагивает через препятствие (палка, веревка) на высоте 20–30 см. Стоит на одной ноге без поддержки. Может ездить на трехколесном велосипеде и прыгать на двух ногах.
К 4 годам — может прыгать на двух ногах и приземляться на полусогнутые, пружинить. В прыжке отрывает ноги от пола. За пять секунд — не менее пяти подпрыгиваний. Может сдерживать движения по стоп-сигналу. Умеет бросать мяч двумя руками. Может стоять с закрытыми глазами 15 секунд, при этом одна стопа впереди, другая примыкает к ней сзади. Может с закрытыми глазами коснуться кончика носа.
К 5 годам — движения рук и ног хорошо координированы. Может встать из положения лежа без опоры на руки. Может присесть три раза подряд, не касаясь пятками пола и не раскачиваясь. Может выполнять одновременно два движения.
К 5,5 годам — может прыгать на одной ноге, на месте и вперед на пять метров. Прыгает с разумной высоты без боязни.
К 6 годам — легко ловит одной рукой мяч, при подскоках на месте чередует ноги. Может пройти боком по скамейке или по полу шагом «канатоходца» один метр. Сделать 10 прыжков вперед из положения «ноги вместе». Стоять на носочках 10 секунд. Простоять на одной ноге 10 секунд. Ребенок с разбега прыгает в высоту и в длину. С места может перепрыгнуть веревку, натянутую на высоте 20 см. Движения становятся более энергичными, точными, легкими и изящными. При метании предметов замахивается.
К 7 годам — может залезть на стул высотой 45 см без помощи рук. Может присесть 6 раз подряд, не касаясь пятками пола. Ездить на двухколесном велосипеде без дополнительных колес.
7,5 лет — может сделать 10 прыжков вперед на правой и левой ноге. Перешагивает через ступени на лестнице.
Поскольку в дошкольном возрасте развитие идет через игру, то упражнения лучше вплетать в игровой сюжет и использовать подражание.
Узнать об упражнениях, которые развивают крупную моторику ребенка, и приобрести книгу «Нейроразвитие детей от 3 до 12 лет: игра, речь, моторика, почерк» (16+) Вероники Мазиной можно по следующим ссылкам:
«Читай-город»
Ozon
Wildberries