Старые люди хоть и были совсем не грамотными, но зато мудрыми, и мудрость эта накапливалась вместе с их жизненным опытом. Лидия иногда вспоминает свою бабушку Аграфену, которая умерла в девяносто лет. Лидия сама уже бабушка, пятьдесят лет прошло с тех пор, как не стало бабушки, да и матери её уже нет в живых.
- Моя бабушка Аграфена была верующей, каждое утро и вечер читала молитвы, крестилась и била поклоны перед иконами, - рассказывала она дочери и сыну, а тем было смешно.
Не понимали. А когда дети стали старше, она рассказывала им о их прабабушке, а они недоверчиво смотрели на мать.
Лидия помнит из детства кое-какие слова бабушки, почему-то она часто говорила своей дочери о конце света, а внучка удивлялась этим её словам:
- Перед концом света нас окружит огонь со всех сторон, а в небе будут летать железные птицы, а самое страшное - женщины будут рожать себе царей.
- Мама, о каких железных птицах говорит бабуля? – задавала она вопросы матери.
- Это она о самолетах, которые сейчас летают, ведь бабушка наша в молодости не видела самолетов. Когда она впервые увидела самолет, то крестилась и со страхом смотрела в небо, - объясняла мать.
Похоронили бабушку Аграфену на девяносто пером году в деревне. В молодости она никогда не видела электричества. Их поколение росло, пользуясь керосинкой. Поэтому, когда впервые увидела электрические провода в деревне, говорила:
- Весь мир окутал огонь, и железные птицы уже летают, - а дочь над ней смеялась.
А о том, что женщины буду рожать себе царей, Лидия поняла только в пожилом возрасте. В молодости смешно было слышать такие слова. Тем более в детстве из сказок и истории все представляют, что цари самые богатые и властные.
Лидия вышла замуж за Захара, парня из своей деревни. Их деревушка была совсем небольшая, в восьми километрах находилось огромное село «Утёс». Там и школа была сельская, со всех деревень в округе дети учились в той школе, дети за несколько километров ходили в школу, Лида тоже. В селе была больница, почта, пекарня и был даже сельмаг.
Лидия с Захаром жили с его родителями, но он строил рядом небольшой дом. Уже и дочка родилась, а потом через два года сын Витя. В то время особенно в деревнях ничего невозможно было купить из одежды. Поэтому Лидия шла пешком в село Утёс за восемь километров, автобусов тоже не было, не говоря уж о машинах, были лошади, но не у всех. Так и говорила:
- Я пошла на Утес, в магазин…
Раньше универмаги были только в райцентрах, а вот у них в селе тоже был, правда меньше, чем в городе, но продавались там разные вещи: и одежда, и обувь, и нитки, и иголки, и ткани и назывался сельмаг. В село из деревни, где жила Лидия, почти каждый день кто-нибудь да ходил по своим делам, обязательно заходил в сельмаг. А потом сообщал всем односельчанам, что там видел.
- Здорово, Лида, - говорила соседка Клавдия, - иду с Утеса, была в сельмаге. Вот хлеба свежего купила, а еще дочке кофту теплую, смотри, какая красота, - хвасталась она.
- Да, кофта хорошая, мне бы тоже такую надо, завтра отправлюсь с утра, еще Витьке сандалики надо, - говорила Лида соседке.
У кого была лошадь, те запрягали и ехали на телеге, а зимой на санях, односельчан тоже подвозили, если встречали по дороге, они радовались, считай, очень повезло. Хоть и были сложности в то время, но люди не жаловались, были намного добрей, чем сейчас.
Лидия с Захаром жили уже своим домом, дети ходили в школу, так и бегали за восемь километров в сельскую школу. Но со временем на Утесе построили интернат, дети из деревень оставались там на неделю, а на выходной расходились по домам.
Когда дочка училась в восьмом классе, сказала:
- После восьмого класса уеду в райцентр, хочу стать учительницей младших классов. Буду поступать в педагогический техникум.
- Мы с отцом совсем не против, дочка. Конечно поступай и учись, нечего тебе здесь делать в деревне или в селе, - согласна была мать.
Со временем дочь выучилась и вышла замуж, уехала с мужем в другой город. Так всю жизнь и живет там. А сын Виктор в школе учился еле-еле, родители его ругали.
- Витька, ты видимо хочешь здесь в деревне «коровам хвосты крутить», да в навозе копаться, вот, как я, - говорил строго ему Захар. - Тебе трудно уроки делать или за книжкой посидеть? Ты лентяй, не хочешь ничего делать, все тебя заставлять приходится.
А Витька не принимал близко к сердцу ничего.
- Ну ругаются родители, на то они и родители, это их дело - воспитывать своих детей, - думал он ближе к окончанию школы.
Не было у него никаких интересов. Никуда не собирался поступать, ждал, когда его призовут в армию.
Пришло время, проводили родители сына в армию, а через полгода умер Захар - его отец. Произошел несчастный случай. Захар был рукодельным, дом всегда содержал в порядке, не пил, семья была нормальная, не скандальная. Перекрывал он крышу осенью, почти заканчивал, спешил, накрапывал дождь. Как-то неосторожно оступился и сорвался с крыши. Упал неудачно головой вниз, до сельской больницы не довезли, умер.
Для Лидии это был удар. Осталась в одиночестве. Тяжело переносила смерть мужа, в деревне женщине одной трудно. Но ничего не поделать, пришлось ко всему привыкать, дела мужа перешли к ней.
- Лид, если нужно какие тяжести передвинуть или принести, ты обращайся к моему Сереге, он поможет. Мы ж понимаем, как без мужика в доме. Мой муж хоть и не такой силач, хилый, но все-таки мужская сила в нем есть, - жалела соседка Лидию. - А там глядишь Витька твой вернется из армии, вот и помощь будет.
- Спасибо, Клава, спасибо. Если что, скажу, - обещала она.
Наконец Виктор отслужил, приехал домой. Лидия очень обрадовалась. Правда он недели две гулял с парнями и мужиками, отмечал встречу. Но остепенился, осмотрелся. Помогал матери, устроился на работу в село. Однажды сын сообщил:
- Ну мать, жди в дом невестку. Жениться я надумал.
- Это на ком же? – удивилась Лидия.
- На Таньке с Утёса, работаем вместе. Ты её не знаешь.
- Ну что ж, надумал жениться, так женись. А девушка-то хорошая?
- Потом посмотрим, как говорится, поживем-увидим, - ответил сын.
Лидия радовалась, что сын её не пьет, работает, теперь вот жениться собрался. Все шло своим чередом. Только вот расстраивалась, что после женитьбы сын с ней жить не будет, останутся в селе. У будущей жены Татьяны от бабки остался дом, там и будут жить.
Отгуляли свадьбу в селе. Из деревни многие приходили на Утес, всем хотелось покуражиться на свадьбе, не так часто устраивались праздники. Невестку Лидия приняла хорошо, понравилась девушка, правда очень шустрая, но ничего.
Правда Клавдия говорила Лидии:
- Твоя сноха шустрая, палец в рот ей не клади, откусит, если что. Рассказывала мне Валька с Утеса, повезло Таньке, что твой сын женился на ней, там о ней не очень-то хорошо говорят, так и сидела бы в девках. Ну может хозяйка из неё хорошая будет, так-то работящая.
Лидия жила отдельно от сына и невестки, поэтому и не знала, что да как там у них. Но приезжали они к ней, видела, что сын чисто одет, сама Татьяна тоже, уже и ребенка ждет.
- Значит чистоплотная, обихаживает Витьку, - думала Лидия, – пусть живут славно, да ладно. Сыну нравится и мне хорошо.
Шло время, к двадцати пяти годам у Виктора уже было двое детей. Он оказался хорошим семьянином, не пил и даже не курил. Правда командовала и заправляла всем Татьяна. Лидия радовалась, что дети её устроены. Дочка так и живет с мужем, иногда в отпуск приезжают с внуком. Виктор тоже живет нормально.
Шло время, но в жизни видимо так не бывает, чтобы все хорошо. Настали такие времена, все стало разваливаться в деревнях и селах. Не миновала эта участь и Утес, где жил Виктор.
Работы не стало на селе, некоторые мужики запили, жены ругались. Виктор с соседом стали ездить по шабашкам, денег нужно, дети подрастают.
Пока Виктор зарабатывал деньги, Татьяна его не скучала. Закрутила с местными мужиками, загуляла, вначале втихаря. А потом уже и не скрываясь. Уже и до Лидии слухи дошли, вновь Клавдия говорила:
- Сноха твоя Танька ударилась в пьянки-гулянки. Витька твой денег ей привозит, а она на них гуляет, не порядок это, хоть бы ты её пристыдила, об этом говорили мне с Утеса бабы.
Сходила Лидия к снохе, увидела в доме непорядок, грязно, пустые бутылки, дети пришли из школы. Накормила их, хорошо с собой пирогов принесла, с утра напекла для внуков. Не дождалась она Татьяну и ушла восвояси. Внучка сказала:
- Мамка поздно приходит…
Однажды Виктор приехал внезапно домой, и увидел все своими глазами, на его месте спал другой. Разразился скандал. Жена обвинила его в том, что его не бывает дома, а она «не железная». Выгнала мужа из дома, вернулся Виктор в деревню к матери.
- Детей жалко, - говорил он. – Они в основном у тещи живут и питаются, Танька ничего не делает, одно на уме…
Месяца через три стал встречаться с женщиной с ребенком, куда ездил на шабашку. Приезжал, рассказывал матери о ней, но Лидия повела себя не очень-то хорошо.
- Зачем тебе воспитывать чужого ребенка, я против этого, - наставляла она сына.
А Виктор прислушался. Через некоторое время женился на девушке, которую привез из района. Родился сын. Жили с Лидией в доме. Свекровь хорошо относилась к Кате, но той не нравилась деревенская жизнь, а еще денег мало приносил муж.
- Ты же обещал мне нормальную жизнь, - как-то услышала однажды Лидия, - обещал много денег, а живем с тобой в нищете, - упрекала жена Виктора. – Я хочу машину, я хочу хорошо одеваться и вообще, не хочу жить здесь в деревне. Хочу развлекаться, а здесь у меня нет подруг. Если ты не поедешь со мной, я забираю сына и уезжаю.
- Но где мы с тобой будем жить в районе, у тебя же нет никого из родных, - спрашивал Виктор.
- Я найду где, а ты как хочешь. Но и здесь в глухомани не буду жить.
Собралась Катя, когда Виктор был на работе, забрала сына и укатила в райцентр. С тех пор не заладилось у Виктора.
- Невезуха какая-то у меня мать, - сказал он матери, в очередной раз придя домой пьяным.
- Сынок, зачем пьешь, пока не поздно брось это. Не заметишь, как скатишься на дно. Ну не повезло, в следующий раз повезет, - увещевала она сына.
Шло время, Виктор все больше скатывался на дно, уже и со своей бывшей пили вместе. Работы не было, а верней работать Виктор не хотел. Лидия все больше расстраивается, время идет, а сын не меняется. Она уже и жалеет, что вмешалась в его жизнь тогда.
- Зачем я была против той женщины с ребенком? И что хорошего сейчас. Так бы он жил с ней в городе, говорил у неё свой дом. А сейчас она замужем, сын меня упрекает в этом.
Иногда вечером Виктор матери говорит в приказном тоне:
- Иди в магазин и купи мне выпить, давай быстрей, - и приходится Лидии идти, иначе он начинает кричать на весь двор, от соседей стыдно.
Вот теперь Лидия поняла слова своей бабушки Аграфены: «Женщины родят себе царей».
Теперь дошел до неё смысл этих слов. Приходится Лидии идти в магазин и покупать взрослому сыну спиртное. Она переживает, но идет. Ей очень хочется, чтобы никто не повторял её ошибки.
Можно почитать и подписаться на мой канал «Акварель жизни». Я благодарна за лайки и просмотры.
Спасибо, что читаете, подписываетесь и поддерживаете меня. Удачи всем в жизни!