Найти тему
Интересная техника

ОБТ Т-80 БВМ. Танк, который чуть было не сняли с вооружения, на деле оказался крайне удачной машиной

ОБТ Т-80 БВ
ОБТ Т-80 БВ

Т-80 — основная ударная машина танковых подразделений группировки войск «Восток». Его преимущество — малозаметность. Даже с включенным двигателем танк практически не слышно, но при этом с действующей системой управления огнем противник виден как на ладони. Поэтому Т-80 идеально подходит для ночных операций.

Танкисты работают небольшими группами по две-три машины. Они быстро выезжают на огневую позицию, делают несколько выстрелов, маневрируют, чтобы избежать ответного удара, и возвращаются в укрытие. Эффективность боевой работы Т-80БВМ не зависит от погодных условий - даже в мороз машина быстро заводится и безотказно стреляет.

Т-80БВМ — это модернизированный вариант советского танка Т-80БВ, являющийся одним из самых мощных и эффективных ОБТ в арсенале Вооруженных Сил Российской Федерации.

В 1976 году на вооружение Советской Армии поступил основной боевой танк Т-80. Это был первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем. Проект разрабатывался с 1968 года в СКБ транспортного машиностроения при ленинградском Кировском заводе под руководством Николая Попова.

Первая партия танков Т-80 была выпущена в 1976 году, и в том же году они были приняты на вооружение Советской Армии. В новом танке сочетались и усиливались лучшие характеристики танков Т-64 и Т-72, а также были устранены их недостатки.

ОБТ Т-80
ОБТ Т-80

Танк получил более современные гусеницы и ходовую часть, усиленное бронирование и газотурбинный двигатель мощностью 1000 лошадиных сил. Впоследствии танк неоднократно модернизировался, что привело к улучшению его характеристик.

Первая модернизация состоялась в 1978 году. В части начала поступать новая версия Т-80Б с композитной броней, повысившей живучесть танка в два раза. В отличие от стандартного Т-80, на модификации также была установлена современная система управления огнем, более мощный двигатель, гранатометы для запуска дымовых гранат «Туча» и система запуска управляемых ракет «Кобра».

Башня Т-80 была унифицирована с Т-64. В 1981 году танки Т-80Б поступили на вооружение 2-й гвардейской Краснознамённой танковой армии СССР, дислоцированной в ГДР. Однако эксплуатация обновлённой конструкции в войсках показала, что защиту танка необходимо еще более усилить.

В ответ на запросы военных о повышении защиты от противотанкового оружия была проведена модернизация Т-80Б до уровня Т-80БВ. Модификация предполагала установку блоков динамической защиты «Контакт» и усиление верхнего лобового листа брони. Новая версия танка стала производиться на Кировском заводе и поставляться в танковые части и подразделения Советской Армии с 1985 года.

Однако в конце 1980-х годов в СССР начался курс на «перестройку» и сокращение вооружений. Помимо этого, Советский Союз начал испытывать экономические трудности. Все эти факторы сказались и на танкостроении.

Т-80БВ, который оказался слишком дорогим для армии танком, требовалось удешевить. Переоснащение Т-80БВ началось с газотурбинных двигателей на дизельные, которые считались более экономичными. Боевая машина Т-80УД, оснащенная дизельным двигателем мощностью 1000 лошадиных сил, была принята на вооружение в 1987 году и производилась на ХТЗ. Этими танками вооружались воинские части в основном на территории УССР.

В 1990-х и начале 2000-х годов в российской армии танки Т-80 всех модификаций сотнями покидали войска, убывая на многочисленные базы хранения в качестве мобилизационного запаса. Казалось, что судьба Т-80 предрешена.

Положение изменилось в 2016 году, когда Министерство обороны Российской Федерации приняло решение о снятии с консервации части танков Т-80. В 2017 году был заключён контракт на капитальный ремонт и модернизацию танков Т-80БВ до уровня Т-80БВМ с Омским заводом транспортного машиностроения.

Это решение было вызвано несколькими причинами. С приходом нового министра обороны армия начала стремительно расширяться, и для новых формирований требовалась техника. Кроме того, военнослужащие, дислоцированные в зонах низких температур, жаловались на проблемы с эксплуатацией Т-72, особенно при запуске двигателя в мороз. Т-80 с газотурбинным двигателем позволял быстро запускать машину даже при -50 градусах, что значительно сокращало время выполнения боевых задач.

Модернизация Т-80БВ до уровня Т-80БВМ позволила значительно улучшить характеристики танка. Танк получил модернизированный газотурбинный двигатель ГТД-1250 ТФ мощностью 1250 лошадиных сил, который стал более экономичным. Расход топлива модернизированного танка стал примерно на уровне Т-72Б3.

Также на Т-80БВМ была установлена современная система управления огнём «Сосна-У». Танк получил систему сопровождения цели и новые ракетные установки «Рефлекс», которые позволили увеличить дальность пуска ракет и использовать более современное вооружение. Динамическая защита танка была заменена на более современную систему «Реликт».

В начале 2020-х годов на базах хранения Вооружённых Сил Российской Федерации находилось около трех тысяч танков Т-80 различных модификаций. Министерство обороны России не могло не воспользоваться таким огромным запасом боевых машин для комплектования своих частей.

Т-80БВМ по своим боевым качествам фактически стоит на одном уровне с танками Т-72Б3 и Т-90М. С 2018 года все работы по модернизации и капитальному ремонту Т-80 проводятся на ОАО «Омсктрансмаш». Все танки этой версии, которые сейчас поставляются на вооружение Сухопутных войск и Морской пехоты Вооруженных Сил Российской Федерации, модифицированы до уровня Т-80БВМ.

Орудие танка Т-80БВМ использует бронебойные подкалиберные снаряды 3БМ48, бронебойные кумулятивные снаряды 3БК31, а также осколочно-фугасные боеприпасы 3ОФ26. Т-80БВМ является современным, мощным и эффективным основным боевым танком, который обладает рядом преимуществ перед своими конкурентами, в том числе американскими и европейскими.