Киногерой (герой литературного или драматургического произведения) – это человек, живущих ради своих идеалов, отдающий себя без остатка ВЫСШЕЙ БЛАГОРОДНОЙ ИДЕЕ, отстаивая своё право свободной воли на трудном пути перемен и конфликтов, проходя испытания и трансформации, приходя в итоге к победе – и над обстоятельствами, и над собственными слабостями и ошибками. Это человек способный любить и прощать, понимать и помогать, нести ответственность и говорить правду.
На жизненном пути каждый из нас должен совершить что-то значимое – то, в чём нуждаются другие люди, что помогает сделать их жизнь лучше, наполняя её светом справедливости и творческого труда.
ГЕРОЙ – это ИДЕЯ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ. В серии «ВОЗВРАЩЕНИЕ КИНОГЕРОЯ», я попытаюсь показать всю многоликость персонажей-героев, весь диапазон их реализаций, сУдьбы, в которых есть всё, кроме одного – бессмысленно прожитой жизни.
В серии «Возвращения киногероя» мы столкнёмся с максимально широким понятием ПАССИОНАРНОСТИ, как черты характера народа, обладающего качеством САМООТВЕРЖЕННОСТИ, дружного человеческого сообщества, эволюционирующего прежде всего в нравственном поле отношений, на героическом векторе развития личности в активной социальной среде, которая В ЦЕЛОМ стремится к самоотдаче, ограничивая свои, порой оправданные, эгоистические мотивы.
Великая страна – это страна героев.
«Объяснение в любви» (музыка Баха, Вивальди, Малера)
Филиппок (искренний Юрий Богатырёв) – необычный герой. Он был РОЖДЁН для ЛЮБВИ во времена крушения уютного мира грёз и реализации «советского проекта», то есть построения нового мира и нового человека в огне мировой революции, в столкновении цивилизаций. Он осознавал себя свидетелем великой социалистической стройки и, проникнувшись эпическим звучанием общества трудящихся, стал его рупором, писателем с ярким умом, честным характером и добрым сердцем, настолько добрым, что очень долго не мог заслужить любовь своей женщины Зиночки (эротичная Эва Шикульска), которую, как ему казалось, он случайно повстречал ещё в детстве на корабле ПЕРЕХОДА во взрослую жизнь пустоты и опасности, начала войны в Европе. Она была его домом, его смыслом, его кровью, заставляющей сердце биться всё сильнее и сильнее. Он не мог обижаться на её покровительственный взгляд и на снисходительную улыбку, её отношение к нему как к талантливому ребёнку-романтику, её милому, с распахнутым сердцем, но беспомощному донкихоту. У Зиночки, видимо, была древняя душа, распознающая чистых сердцем рыцарей, поэтов, готовых ради неё на подвиг.
С первых кадров фильма понимаешь, что любовь героя ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ, и обладает ценностью, равной самой его жизни. Сам по себе, без Зиночки, тогда – в далёкие тридцатые, он был восторженным идеалистом. Зиночка «заземлила» его и сублимировала его эмоциональное и, увы, бесплодное восприятие жизни в практическую плоскость цеховой журналистики. Филиппок стал для Зиночки «проектом», её творческим деянием, в которое она вложила свою душу, как в Эдемский сад своей личной гармонии.
Филиппок был ровесником 20 века, «женского века». Рушились империи. За власть боролись те, кто считал, что беспризорные народы – женского рода, любящие силу и решимость. Филиппок и Зиночка странным образом поменялись местами. Когда гибло много мужчин на фронтах, женщины брали свою судьбу в руки и «лепили» для себя мужчин даже из нелепого материала гуманистов, пацифистов и прочих правильных теоретиков. Бытовой рай требует личностных преобразований партнёра и новых подходов в конкурентной среде. Филиппок стал игрушечным гладиатором красивой и умной женщины, ценящей поступки на грани безумства, например командировка мужа в заволжские степи для репортажей в столичный журнал о коллективизации. Промёрзшая голодная страна пахла свежестью наступающего хмурого утра, тревожащими душу горизонтами, безоглядностью захватывающего воображение будущего.
Зиночка обладала шармом породистой порочной расчётливой самки. Став любовницей успешного главного редактора известного журнала Гладышева (Кирилл Лавров, литературный гуру Филиппка), она позволяла мужу оставаться мальчиком из сказки, но её кармической задачей было снять уязвимость с радужной картины мира своего спутника через травму Эдипова комплекса - своего «материнского» промискуитета (см. «Форрест Гамп»). Красноречивый Филиппок просто понял, что люди – УЖАСНО РАЗНЫЕ, и это сделало из него репортёра-документалиста, журналиста, пишущего в достоверном стиле художественного повествования.
Мы видим редкое полотно киноизобразительности режиссера и сценариста Ильи Авербаха («Драма из старинной жизни» с Еленой Соловей по драме Лескова, «Монолог» с Михаилом Глузским, «Фантазии Фарятьева» с Андреем Мироновым). Он изобразил интеллигента советской эпохи, которому удалось не сбиться с Пути, остаться с Народом-Прометеем. Герою романа Евгения Габриловича, как и самому писателю пришлось выпить полную чашу правды о «борьбе за светлое будущее», где было очень мало светлого. Свет остался только в домах людей, где жила любовь, как спасительный символ маленького семейного счастья.
Прообразом Филиппка мог быть и Велимир Хлебников – поэт и математик, предсказавший Мировую войну, русскую революцию, теорию струн, интернет и собственную смерть. «Четыре четверти» — это учение Эйнштейна о «живом времени», меняющем пространство, энергию и информацию в причинно-следственных рядах абсолютно единого мира. Иногда оно воскрешает удивительную свежесть воспоминаний…