Интересно все-таки подходили к теме выборов в Советском Союзе в удивительные времена первой половины тридцатых годов. Часть народа загремела в «лишенцы», то есть в люди, которые лишены всех гражданских прав. Причем попасть в лишенцы можно было не только потому что ты бывший буржуй, но и потому что выиграл в лотерее. Такие примеры имелись.
Зато на очередных выборах запросто могли открыть отдельный избирательный участок для … домохозяек. Во всяком случае так подошли к вопросу в подмосковном поселке Дирижаблестроя, который потом превратится в город Долгопрудный. Там на выборах в декабре 1934 года в поселковый совет организовали избирательные участки не по месту жительства, как это делается сейчас, а по месту работы. Интересно, так поступали только в Долгопрудном или в других городах в 30-е годы тоже так выборы проводили?!
Так вот, в поселке Дирижаблестроя организовали аж целых два участка для домохозяек: «Домохозяйки Дирижаблестроя» и «Домохозяйки строительства». И еще один отдельный избирательный участок для нацменов.
Нет, слово «нацмен» тогда вовсе не имел такого, не совсем благозвучного оттенка при употреблении как сейчас. Тогда это всего лишь было сокращение от «национальные меньшинства». И использовалось без всякой задней мысли.
Например, рабочий-ударник и нацмен (потому что татарин) Галим Фахразеев в газете Дирижаблестроя требовал:
«Внимание нацменам!
… никакой политико-воспитательной и организационно-массовой работы с ними не велось и не ведется. Пора соответствующим организациям на этот забытый участок обратить серьезное внимание и организовать работу на их родном языке…»
Так как поселок Дирижаблестроя был рабочим на 99,99%, в лишенцы тут угодили всего шесть человек. Из них две женщины, которых лишили избирательного права, потому что они были иждивенками.
У меня, честно говоря, вызывает огромный интерес, как избирательная комиссия определяла – какую из женщин считать домохозяйкой, а какую записать в иждивенки. Чем товарищ Гладков, бывший председателем избирательной комиссии, руководствовался, когда лишил избирательных прав некую Рогозину Ольгу Сергеевну (иждивенку), но при этом включил в избирательный бюллетень домохозяйку Буланкину, которую в итоге избрали всенародным голосованием в состав поселкового совета?! Тем, что кухарка должна управлять государством?!
Увы, нет ответа…
Товарищ нацмен Галим Фахразеев, кстати, тоже не зря писал заметки в местные газеты. Его тоже избрали в депутаты поселкового совета.
А поселок Дирижаблестроя после декабрьских выборов вернулся к обычной жизни. Единственный большой дирижабль В-6 «Осоавиахим», построенный в СССР, проходил испытания. ОРС Дирижаблестроя аврально готовился к отмене хлебных карточек с 1 января 1934 года и началу свободной продажи хлеба. В поселке ходили слухи, что перебоев не будет только с черным хлебом, а белого – не купишь. Но в итоге хлеба в январе хватило всем, зато с другими продуктами возникли проблемы, хоть на них карточки еще не отменили.
Так и жили. Но все-таки какая удивительная загадка – как отличить иждивенку от трудовой домохозяйки, достойной избрания в депутатки?!
-------------
В статье использованы материалы из книги Алексея Белокрыса «Дирижаблестрой на Долгопрудной. 1934 год»
-----------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала. А еще на меня можно подписаться в Телеграме.