Найти в Дзене
Борьба по сквозному

Занятие 2: Освоение эмоций в плейбек-театре

Оглавление

Цель занятия: Развитие навыков выражения и понимания эмоций, как вербально, так и невербально. Участники учатся распознавать эмоции в себе и окружающих, работать с ними на сцене.

Продолжительность занятия: 60-90 минут

Структура занятия:

  1. Приветствие и разминка (10-15 минут)
  2. Упражнение на воображение (10 минут)
  3. Основное упражнение: "Парные статуи" (20-25 минут)
  4. Рефлексия (10 минут)

1. Приветствие и разминка (10-15 минут)

Цель: Подготовить тело и ум к активной работе, создать атмосферу открытости и доверия, начать работу с эмоциональными состояниями.

  • Музыкальное оформление: Лёгкая, ритмичная музыка без слов, которая задает бодрый, но ненавязчивый темп. Это может быть мягкая инструментальная мелодия на гитаре или фортепиано. Например, композиции в стиле акустики или world music.
  • Техническое оформление: Свет нейтральный, теплый, равномерно освещающий пространство, чтобы участники чувствовали себя комфортно.

Описание:

  • Педагог: "Сегодня мы будем осваивать эмоции. Каждая эмоция важна и имеет своё значение. Мы будем их не только выражать, но и учиться их чувствовать."
  • Игра "Эмоциональные статуи": Участники разбиваются на пары или тройки. Один участник по команде замирает в статуе, отражающей данную эмоцию (например, радость, страх, удивление), а его партнеры пытаются угадать эмоцию и присоединяются, создавая свои "эмоциональные" статуи. Затем они меняются ролями.Варианты эмоций: счастье, гнев, тревога, волнение, любовь, разочарование.
    Педагог может предложить динамичные изменения, где каждый участник начинает с одной эмоции, но постепенно переводит её в другую (например, радость —> удивление —> грусть).

2. Упражнение на воображение "Эмоции по кругу" (10 минут)

Цель: Развивать способность быстро переключаться между разными эмоциональными состояниями, работать с воображением и групповым взаимодействием.

  • Музыкальное оформление: Спокойная и плавная мелодия, которая постепенно усиливает темп. Например, произведения на фортепиано или струнных, чтобы акцентировать плавность переходов от одной эмоции к другой.
  • Техническое оформление: Лёгкий приглушённый свет, который можно регулировать в зависимости от изменения эмоций. Например, при сильных эмоциях свет становится ярче, а при спокойных — приглушеннее.

Описание:

  • Участники встают в круг. Педагог начинает с того, что передаёт воображаемый предмет (например, куб или шар) участнику рядом с собой, но с заданной эмоцией (например, с тревогой). Участник, принимая предмет, должен выразить эту эмоцию через жесты, мимику и физическое движение.Далее он меняет эмоцию предмета и передаёт следующему участнику.
    Эмоции могут быть как стандартными (радость, гнев), так и более сложными (сомнение, вдохновение, скука).
  • Цель упражнения — передать эмоцию не только через мимику, но и через движение тела и энергию.

3. Основное упражнение: "Парные статуи" (20-25 минут)

Цель: Научиться выражать эмоции через физическую статику и работу в парах, взаимодействовать с партнёром на сцене.

  • Музыкальное оформление: Для этого упражнения нужна смена ритма. В начале — более медленная, спокойная мелодия, чтобы участники могли осознавать свои эмоции и движения. Затем музыка должна стать более динамичной и интенсивной, чтобы подчеркнуть контрасты в эмоциях и движениях. Это может быть лёгкая классическая музыка или саундтреки к фильмам, которые часто играют с эмоциями.
  • Техническое оформление: Мягкий свет, который будет постепенно меняться по интенсивности. Для создания драматического эффекта можно использовать боковое освещение, чтобы выделить участников и создать объёмную картину.

Описание:

  • Участники разбиваются на пары. Один человек в паре начинает с рассказа короткой истории из своей жизни, где он пережил сильную эмоцию (например, случай, когда он был очень счастлив или сильно расстроен). Партнёр в это время слушает рассказ и создаёт статичную позу, отражающую эмоцию рассказчика.После рассказа партнеры меняются ролями: теперь рассказчик изображает статуи, а его партнёр рассказывает свою историю.
    Важно, чтобы участники не только отражали эмоции друг друга, но и реагировали на них, взаимодействуя через статику.
  • После выполнения задания пары могут обсудить: легко ли было угадывать и выражать эмоции, что помогало лучше понять партнёра.

4. Рефлексия (10 минут)

Цель: Обсудить чувства и впечатления от занятия, выявить сложности и успехи, закрепить понимание работы с эмоциями.

  • Музыкальное оформление: Очень мягкая и расслабляющая фоновая музыка, чтобы создать спокойную атмосферу для обсуждения (например, мелодии на флейте или лёгком фортепиано).
  • Техническое оформление: Приглушенный свет, создающий уютную, интимную атмосферу для рефлексии. Свет может становиться теплее и мягче.

Описание:

  • Педагог задаёт открытые вопросы для обсуждения:"Как вам было выражать эмоции через статичные позы?"
    "Какие эмоции были легче, а какие сложнее передать?"
    "Какое чувство вызвало у вас особенные трудности? Почему?"
    "Как вы думаете, почему важно уметь выражать эмоции на сцене?"
  • Каждому участнику даётся возможность поделиться своими мыслями, переживаниями и выводами. Важно создать поддерживающую атмосферу, где нет неправильных ответов, и каждый может выразить своё мнение.

Музыкальное и техническое оформление занятия:

  • Музыка: Основная идея музыкального сопровождения — поддержка эмоционального фона. Музыка должна меняться в зависимости от динамики занятий, помогать участникам погружаться в свои эмоции и менять их. Важно подобрать композиции, которые не отвлекают, а дополняют действия. Хорошо подходят спокойные инструментальные мелодии или композиции, которые можно изменять по темпу и эмоциональной окраске.
  • Техническое оформление: Освещение играет важную роль в работе с эмоциями. Оно должно быть приглушённым и мягким для начала и окончания занятия, когда идёт обсуждение и рефлексия. В моменты активной работы над эмоциями и статуями свет можно усиливать, а также использовать боковые источники света, чтобы создать драматический эффект.