Вопрос о стоимости договора купли-продажи в 2024 году кажется не совсем уместным, поскольку его оформление осуществляется на бесплатной основе. Однако при заключении сделки всё же придётся понести некоторые расходы.
Во-первых, покупатель должен оплатить государственную пошлину.
Во-вторых, в определённых случаях требуется нотариальное удостоверение договора купли-продажи. Кроме того, иногда возникает необходимость в получении некоторых платных документов, таких как выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
Кроме того, не каждый может самостоятельно составить договор купли-продажи, поэтому стороны часто обращаются за платными услугами к специалистам.
1. Из чего складывается стоимость договора.
Оформление купли-продажи – это процесс, который требует определенных расходов. Стоимость заключения сделки зависит от услуг, которые будут использоваться сторонами.
Эти расходы можно разделить на три категории:
1. Обязательные расходы – это издержки, которые невозможно избежать.
2. Условно-обязательные расходы – это издержки, возникновение которых зависит от конкретных обстоятельств. Например, если по закону требуется нотариальное удостоверение сделки, то необходимо оплатить услуги нотариуса.
3. Необязательные расходы – это затраты, которые возникают по инициативе сторон.
Перед заключением сделки рекомендуется договориться со второй стороной о распределении расходов, связанных с куплей-продажей. Это поможет избежать возможных разногласий в будущем.
2. Обязательные платежи при заключении договора.
Невозможно точно определить, сколько стоит оформление сделки купли-продажи недвижимости. Стоимость зависит от множества факторов, индивидуальных для каждой ситуации. Однако есть один вид расходов, которого нельзя избежать.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимые объекты подлежит обязательной государственной регистрации. За эту процедуру заявитель должен заплатить государственную пошлину.
Если пошлина не будет уплачена, Росреестр приостановит регистрацию перехода прав собственности от продавца к покупателю.
Еще одним обязательным платежом являются расходы на выполнение финансовых обязательств покупателем по договору. Стоимость дома или другого объекта недвижимости устанавливается по соглашению сторон и фиксируется в договоре.
Если вы хотите, чтобы сделка прошла быстро и без проблем, рекомендуем обратиться к нашим юристам https://myjus.ru по недвижимости. Мы поможем вам оформить все необходимые документы, подскажем, какие траты можно избежать, и самостоятельно проверим продавца и покупателя на добросовестность.
3. Условно-обязательные затраты.
Процесс оформления купли-продажи зависит от множества индивидуальных факторов, поэтому перечень необходимых затрат может варьироваться. К условно обязательным расходам относятся те, которые возникают в зависимости от конкретной ситуации:
- нотариальное удостоверение;
- оформление документов, необходимых для заключения сделки;
- уплата налогов.
Эти затраты не всегда являются обязательными, но если законодательством предусмотрено выполнение определенных действий, которые влекут за собой расходы, то избежать их невозможно.
Важно! Чтобы минимизировать издержки во время сделки, рекомендуется заранее обсудить все условия с продавцом или покупателем. Это поможет избежать возможных финансовых претензий и дополнительных расходов.
4. Необязательные расходы по договору.
К необязательным издержкам относятся расходы, которые не предусмотрены законодательством.
К ним можно отнести:
- Юридические консультации.
- Сопровождение сделки агентом.
- Услуги по подготовке договора купли-продажи или других документов.
- Проверка юридической чистоты сделки и другие.
Сложно однозначно сказать, сколько стоит договор купли-продажи и подготовка его специалистом. Стоимость может зависеть от региона, где заключается соглашение, от престижности компании, предоставляющей услуги, а также от перечня дополнительных опций, которые требуются клиентом.
5. Государственная пошлина.
После заключения сделки стороны обязаны обратиться в Росреестр для регистрации следующих документов:
- договора купли-продажи земельного участка, дома, квартиры или любой другой недвижимости;
- перехода права собственности на этот объект.
Согласно статье 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, за государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество необходимо уплатить государственную пошлину. Ее размер зависит от правового статуса заявителя.
Важно отметить, что если покупатель является физическим лицом, то сумма пошлины составит 2 тысячи рублей, а если юридическим — 22 тысячи рублей. Если же участником сделки выступает религиозная организация, в отношении которой был заключен договор пожертвования, то размер пошлины составит также 2 тысячи рублей.
Однако в некоторых случаях госпошлина за регистрацию права собственности составляет 350 рублей. Это касается ситуаций, когда заявитель регистрирует право собственности на земельный участок и/или расположенные на нем объекты, если такая земля предназначена для:
- ведения личного подсобного хозяйства;
- занятия огородничеством или садоводством;
- индивидуального гаражного или жилищного строительства.
Кроме того, госпошлина в размере 350 рублей применяется при регистрации права собственности на земли сельскохозяйственного назначения.
Следует учесть, что государственная пошлина уплачивается за каждый объект, в отношении которого осуществляются регистрационные действия. Например, если предметом договора купли-продажи является частный дом, то его продажа невозможна без земельного участка, на котором он расположен. В таком случае покупателю придется оплатить государственную пошлину за регистрацию права собственности как на жилое строение, так и на землю.
6. Плата за получение документов.
Для осуществления сделки по продаже недвижимости продавец должен иметь на руках правоустанавливающий документ на квартиру, дом или земельный участок, а также кадастровый или технический паспорт. Если у него отсутствуют какие-либо из этих бумаг, их необходимо оформить.
Если правоустанавливающий документ был утерян, следует обратиться в Росреестр с соответствующим заявлением для получения его копии. Стоимость такой услуги составляет 340 рублей.
При отсутствии кадастрового или технического паспорта их необходимо получить в БТИ. Стоимость изготовления кадастрового паспорта для физических лиц составляет 500 рублей, а для юридических — 1000 рублей.
Цена на подготовку технического паспорта квартиры зависит от количества комнат и наличия информации об объекте в компьютерной базе данных и может варьироваться от 600 до 1400 рублей.
В некоторых случаях сторонам могут потребоваться справки из ЕГРН. Например, выписка об основных характеристиках недвижимости может быть необходима для подготовки договора купли-продажи. Стоимость бумажной справки составляет 460 рублей, а электронной — 290 рублей.
Если покупатель желает убедиться в чистоте сделки, он может заказать выписку из ЕГРН о переходе прав собственности на объект. Стоимость получения этой выписки аналогична предыдущей.
Размер платы за предоставление сведений из ЕГРН установлен на законодательном уровне Приказом Росреестра № П/0145 от 2020 года и является единым для всех регионов России.
Для уточнения конкретного перечня документов, необходимых для вашей сделки, мы рекомендуем обратиться к нашим юристам https://myjus.ru по недвижимости. Мы готовы ответить на все ваши вопросы, независимо от их сложности, и, при необходимости, сопроводить вас до успешного завершения сделки.
7. Услуги нотариуса.
Расходы, связанные с нотариальным удостоверением, можно отнести к условно-обязательным. Это связано с тем, что в определенных ситуациях, предусмотренных законодательством, сделка требует обязательного нотариального заверения.
К таким случаям относятся:
1. Если собственником продаваемого имущества является несовершеннолетний.
2. Если владелец предмета сделки является недееспособным или ограниченно дееспособным лицом.
3. Если договор от имени хозяина недвижимости или продавца заключает доверенное лицо.
4. Если предметом купли-продажи является доля в праве общей собственности.
Если сделка подлежит обязательному нотариальному удостоверению в соответствии с действующим российским законодательством, то гражданин обязан оплатить государственную пошлину в размере 0,5% от суммы договора купли-продажи, но не более 300 рублей и не менее 20 тысяч рублей.
В некоторых случаях нотариальное заверение соглашения может быть согласовано сторонами. Размер платы нотариусу за удостоверение сделок по отчуждению права собственности на недвижимость, если по закону заверять договор не обязательно, регламентирован статьей 22.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и напрямую зависит от стоимости имущества и того, кто является приобретателем объекта.
Государственная пошлина за удостоверение доверенности на распоряжение недвижимостью составляет 500 рублей. Однако, если доверенным лицом является ребёнок доверителя, супруг, родители или полнородные братья и сёстры, то пошлина снижается до 100 рублей.
Если продавец состоит в браке и продаёт совместную собственность супругов, то требуется согласие на продажу от супруга или супруги. Этот документ обязательно должен быть нотариально удостоверен, а плата за его заверение также составляет 500 рублей.
Обратите внимание, что в стоимость услуг нотариуса может входить оплата технической работы по подготовке договора и его проекта. Размер этой платы законодательно не установлен.
8. Стоимость дополнительных услуг.
Дополнительные услуги, которые могут быть оказаны в рамках оформления договора купли-продажи, включают:
- Подготовка договора купли-продажи (ДКП)
- Проверка юридической чистоты сделки
- Сопровождение клиента на всех этапах
- Поиск покупателей
- Помощь в сборе необходимых документов
- Консультации и другие услуги
Стоимость дополнительных услуг зависит от их характера и объема. Как правило, агентства недвижимости предлагают комплексный подход, начиная с поиска покупателей или объекта и заканчивая подготовкой ДКП. За свои услуги они могут взимать от 3 до 20% от стоимости сделки.
Проверку юридической чистоты сделки может осуществлять как агент по недвижимости, так и юрист. Стоимость таких услуг обычно составляет от 2 до 10 тысяч рублей. Однако вы можете обратиться в Европейскую юридическую службу, где наши специалисты проведут оформление сделок гораздо быстрее и по более выгодным ценам.
Стоимость подготовки договора купли-продажи может варьироваться от 500 до 3 тысяч рублей. Стоит отметить, что большинство компаний предоставляют первую консультацию бесплатно. Стоимость последующих встреч зависит от расценок специалиста и времени, уделенного клиенту.
Вы можете составить договор купли-продажи самостоятельно, но для получения качественной услуги мы рекомендуем обратиться к профессионалам https://myjus.ru . Свяжитесь с нашими юристами по недвижимости в любое время, и мы расскажем вам, как правильно оформить соглашение. В случае необходимости мы составим его для вас, учитывая не только нормы действующего российского законодательства, но и ваши индивидуальные потребности.
9. Налоги.
При продаже недвижимости продавец обязан уплатить налог на доход физических лиц (НДФЛ) в размере 13% от полученной прибыли.
Для расчета суммы налога, подлежащего уплате, налогоплательщик может воспользоваться одним из двух налоговых вычетов на выбор:
- Стандартный вычет в размере 1 миллиона рублей;
- Вычет на сумму расходов, связанных с покупкой объекта.
Формула для расчета налога выглядит следующим образом: (Цо – НВ) * НС, где Цо — это цена объекта, НВ — налоговый вычет, а НС — налоговая ставка (13% для резидентов и 30% для нерезидентов).
Если недвижимость была приобретена до 1 января 2016 года и продавец владел ею на правах собственности три года и более, он освобождается от уплаты НДФЛ с доходов от продажи этого имущества.
Для недвижимости, купленной после 1 января 2016 года, срок владения для освобождения от уплаты НДФЛ составляет пять лет.
Важно отметить, что в данной ситуации от уплаты НДФЛ освобождаются продавцы, которые получили недвижимость в наследство или в дар от близких родственников и владеют ею три года и более.
10. Примерная стоимость договора.
Невозможно точно определить стоимость договора купли-продажи, так как она зависит от множества индивидуальных факторов. Например, от того, нужно ли удостоверять договор у нотариуса, планируют ли стороны обратиться за помощью к специалистам, нужны ли для заключения сделки дополнительные документы и так далее.
Покупатель оплачивает государственную пошлину за переоформление дома, земли, квартиры или другой недвижимости в свою собственность. Услуги нотариуса по удостоверению согласия супруга на заключение сделки оплачивает продавец, а по заверению доверенности — доверитель.
Плату за получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) обычно вносит та сторона, которая заказывает такую информацию.
Пример из практики:
Чтобы представить себе, во сколько в среднем обходится продажа недвижимости, давайте рассмотрим типовой пример заключения договора на следующих условиях:
- Предметом сделки является квартира в многоквартирном доме, которая находится в собственности у продавца более 5 лет.
- Продавец обратился за помощью к юристу для подготовки договора купли-продажи. Стоимость услуг составила 15 тысяч рублей.
- Поскольку квартира является совместным имуществом супругов, было оформлено нотариальное согласие (стоимость — 500 рублей).
- Сделка не требует обязательного нотариального удостоверения.
Таким образом, расходы продавца составили: 15 тысяч + 500 рублей = 2 тысячи рублей. Кроме того, покупатель должен оплатить государственную пошлину в размере 2 тысяч рублей.
Общая стоимость всей сделки составила 4 тысячи рублей. Дополнительные расходы, связанные с заключением договора, могут быть распределены между сторонами в соответствии с условиями договора купли-продажи.
11. Судебная практика.
Суд рассмотрел исковое заявление Львовой Т. о взыскании расходов, связанных с заключением договора купли-продажи, с Смирнова И.
Истец рассказала, что между ней и ответчиком был заключен договор купли-продажи земельного участка и жилого дома. Однако через месяц после сделки она обнаружила, что здание находится в аварийном состоянии: фундамент начал разрушаться, стены отсырели, на них появилась плесень, а несущие конструкции оказались неустойчивыми.
Женщина обратилась к эксперту для оценки состояния дома. Выяснилось, что проживание в нём опасно для жизни, так как дом является аварийным.
Львова обратилась в суд с требованием о расторжении договора купли-продажи. Суд удовлетворил её иск, и продавец вернул ей денежные средства.
Согласно статье 18 Закона о защите прав потребителей, покупатель имеет право требовать возмещения всех убытков, связанных с приобретением товара ненадлежащего качества. Именно этим положением руководствовалась истец, предъявляя иск.
Рассмотрев дело, суд установил, что ранее заключённый договор купли-продажи земельного участка и дома был расторгнут в судебном порядке из-за передачи покупателю товара ненадлежащего качества. Истец требует взыскать затраты, связанные с заключением этого договора: государственную пошлину в размере 4 тысяч рублей и плату за подготовку договора в размере 10 тысяч рублей.
Согласно условиям договора купли-продажи, затраты на составление договора оплачивает покупатель. Суд пришёл к выводу, что расходы были понесены в результате передачи покупателю товара ненадлежащего качества, поскольку договор был расторгнут по решению суда, и удовлетворил иск в полном объёме.
12. Частые вопросы.
Кто оплачивает составление договора купли-продажи дома, если стороны обращаются за помощью к юристу?
В зависимости от условий договора, расходы на дополнительные услуги, включая составление документа специалистом, могут быть возложены на покупателя, продавца или на обоих участников сделки.
Кто платит государственную пошлину при заключении договора купли-продажи земельного участка?
Согласно законодательству, оплата государственной пошлины за регистрацию права собственности на недвижимость возлагается на заявителя, которым в случае купли-продажи выступает покупатель. Следовательно, все расходы по оплате пошлины ложатся на покупателя.
Можно ли принести нотариусу уже готовый договор купли-продажи, чтобы сэкономить на оплате его услуг?
Если нотариальное удостоверение договора купли-продажи является обязательным в соответствии с действующим законодательством или предусмотрено условиями соглашения, стороны могут обратиться к нотариусу с готовым документом, составленным самостоятельно или с помощью специалиста. Однако на законодательном уровне не закреплена обязанность использовать только договор, подготовленный нотариусом.
13. Заключение юриста.
Стоимость договора купли-продажи, а точнее, его оформления, напрямую зависит от перечня услуг, которые желают получить покупатель и продавец. Все затраты можно разделить на три группы: обязательные, условно-обязательные и необязательные.
К обязательным издержкам относятся те, которых избежать нельзя. Например, оплата государственной пошлины является неотъемлемой частью сделки.
Условно-обязательные расходы возникают в зависимости от конкретной ситуации. Они также являются обязательными для выполнения, но возникают не всегда. К таким затратам можно отнести оплату услуг нотариуса, налоговые обязательства и другие.
Необязательные издержки возникают по инициативе сторон. Например, договор купли-продажи можно подготовить самостоятельно, в таком случае нет необходимости платить за его оформление. Однако многие предпочитают обращаться за помощью к специалисту, чтобы избежать возможных проблем и ошибок.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!