Найти тему
Татарский Мир

«Девочки интересуются учебным делом больше, чем мальчики»: успеваемость в татарских сельских школах в 1930 г.

Как известно, в Советском Союзе, власти особое внимание уделяли народному образованию. Ведь именно в школах должно было появиться новое поколение советских людей, способных построить «светлое будущее». Поэтому Народные комиссариаты просвещения разных уровней тщательно следили за всеми средними учебными заведениями, даже самыми отдаленными и небольшими по численности. Так, в 1930 г. обследованием татарских школ в Арском кантоне Татарской АССР занялся аж сам Исследовательский институт научной педагогики при Втором Московском государственном университете. Проводил он эту проверку совместно с Татарским научно-исследовательским институтом.

Сотрудники этих организаций проверяли грамотность арских школьников на родном и русском языках, умение читать, писать, владение арифметическими действиями и познания детей о «текущей общественно-политической обстановке».

Результаты оказались самыми разными. Но главный вывод проверяющих был вот каким: «процентное соотношение успеваемости между мальчиками и девочками разнится в том, что девочки, в общем по родному языку идут впереди, чем мальчики. Такое явление можно объяснить, с одной стороны, тем, что девочки усидчивее, чем мальчики, они находятся большею частью дома или около дома и имеют возможность более аккуратно посещать школу и заниматься дома, а мальчики, наоборот, большей частью находятся вне дома, больше на хозяйственной работе, что отнимает у них время и возможность лишний раз заняться учением. С другой стороны, такое явление можно было бы объяснить и тем, что девочки интересуются учебным делом, больше чем мальчики, последние больше интересовались производством».

-2

Далее проверяющие указывали на ряд мер, которые могли бы «подтянуть» успеваемость мальчишек. Но мы не будет их расписывать, так как ученые-педагоги в первую очередь уповали на «сплошную коллективизацию», которая освободила бы детей от трудоемких сельскохозяйственных работ.

Однако выводы комиссии довольно любопытны и не лишены актуальности, ведь «прилежные девочки» и «непоседливые мальчики» - это привычное явление и в современных школах.

Людмила Бушуева