Как известно, в Советском Союзе, власти особое внимание уделяли народному образованию. Ведь именно в школах должно было появиться новое поколение советских людей, способных построить «светлое будущее». Поэтому Народные комиссариаты просвещения разных уровней тщательно следили за всеми средними учебными заведениями, даже самыми отдаленными и небольшими по численности. Так, в 1930 г. обследованием татарских школ в Арском кантоне Татарской АССР занялся аж сам Исследовательский институт научной педагогики при Втором Московском государственном университете. Проводил он эту проверку совместно с Татарским научно-исследовательским институтом.
Сотрудники этих организаций проверяли грамотность арских школьников на родном и русском языках, умение читать, писать, владение арифметическими действиями и познания детей о «текущей общественно-политической обстановке».
Результаты оказались самыми разными. Но главный вывод проверяющих был вот каким: «процентное соотношение успеваемости между мальчиками и девочками разнится в том, что девочки, в общем по родному языку идут впереди, чем мальчики. Такое явление можно объяснить, с одной стороны, тем, что девочки усидчивее, чем мальчики, они находятся большею частью дома или около дома и имеют возможность более аккуратно посещать школу и заниматься дома, а мальчики, наоборот, большей частью находятся вне дома, больше на хозяйственной работе, что отнимает у них время и возможность лишний раз заняться учением. С другой стороны, такое явление можно было бы объяснить и тем, что девочки интересуются учебным делом, больше чем мальчики, последние больше интересовались производством».
Далее проверяющие указывали на ряд мер, которые могли бы «подтянуть» успеваемость мальчишек. Но мы не будет их расписывать, так как ученые-педагоги в первую очередь уповали на «сплошную коллективизацию», которая освободила бы детей от трудоемких сельскохозяйственных работ.
Однако выводы комиссии довольно любопытны и не лишены актуальности, ведь «прилежные девочки» и «непоседливые мальчики» - это привычное явление и в современных школах.