Продолжаем нашу энциклопедию вагонного хозяйства. На этот раз мы решили показать Вам самые необычные вагоны, о существовании которых, возможно, Вы и не догадывались. Занимаем места, мы отправляемся!
Вагон-храм
Вагон-храм или вагон-церковь — специальный вагон, предназначенный для богослужения в пути, на остановках и стоянках железнодорожного транспорта. Является разновидностью пассажирского вагона и походного храма.
Вагон-храм внутри оснащается салоном для проведения богослужений с сиденьями или зоной для стояния посетителей, кафедрой священнослужителя и всем необходимым для церковной службы. Часть внутреннего пространства вагона также обычно занимают жилые и рабочие помещения для священнослужителей, которые обычно располагаются за алтарём.
Вагон КДЦ (вагон-поликлиника, вагон-больница)
Создание их начато с 1993 года. По состоянию на 2010 год в России действовало пять передвижных консультативно-диагностических центров (ПКДЦ) на базе железнодорожных поездов: «Здоровье» (ЗСЖД), «Доктор Войно-Ясенецкий — Святитель Лука» (КрЖД), «Терапевт Матвей Мудров» (ДВЖД, до 2017 г.), «Академик Федор Углов» (ВСЖД) и «Хирург Николай Пирогов» (СЖД). По состоянию на 2019 год из них остались действующими 2: «Доктор Войно-Ясенецкий — Святитель Лука» и «Академик Федор Углов».
Диагностические поезда состоят из 8-10 переоборудованных пассажирских вагонов. В поезде есть аптека, где можно сразу после осмотра приобрести необходимые лекарства. Один вагон оборудован дизель-генераторными агрегатами, обеспечивающими полную автономность энергоснабжения, жилой вагон и вагон-ресторан для персонала. Применяются в основном для квалифицированного медицинского обеспечения населённых пунктов при железнодорожных станциях расположенных в отдалённых и малодоступных местностях и в случае крупных железнодорожных аварий с пострадавшими.
Вагон - сауна
Этот вагон не только создали как концепт, но и уже запускают на железных дорогах. Первыми попариться в сауне смогут пассажиры турпоезда «Жемчужина Кавказа», который отправляется из Москвы.
Сегодня на Казанском вокзале прошла перезентация обновленного состава, на которой можно было увидеть и первый спа-вагон. В РЖД утверждают, что раньше подобного в России не было. Но в мире первый спа-вагон был запущен еще в 2017 году в Шотландии, в составе Belmond Royal Scotsman.
Наши спа-вагоны оборудованы душевыми кабинами, местом для отдыха, зоной стирки и глажки. А в конце вагона размещается инфракрасная сауна, ради которой все и задумано.
Вагон-автомобилевоз
Вагоны-автомобилевозы — грузовые вагоны специального назначения для перевозки автомобилей, прицепов к ним, микроавтобусов и троллейбусов. Представляют собой крытый вагон либо платформу, с двумя ярусами для увеличения вместимости, у них относительно большая масса при низкой грузоподъёмности.
В составе пассажирских поездов с 2012 года по предварительным заявкам курсируют автомобилевозы иной конструкции, сделанные на базе стандартных вагонов пассажирского парка. Их характерной особенностью является отсутствие боковых окон и одной пары боковых дверей, а вместо торцевых дверей у них установлены подъёмные двери наподобие гаражных ворот, сквозь которые осуществляется въезд и выезд автотранспорта. Автомобили в таких вагонах сопровождаются проводниками.
Весоповерочный вагон
Весоповерочный вагон ВПВ-135К
Области применения
Весоповерочный вагон ВПВ-135К предназначен для проведения поверки и настройки вагонных весов с диапазоном взвешивания от 200 кг до 100 т одним весоповерочным вагоном и до 200 т двумя весоповерочными вагонами на железных дорогах колеи 1520 мм Российской Федерации, стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии.
Весоповерочный вагон ВПВ-135К используется в соответствии с государственной поверочной схемой для средств измерений массы, действующих стандартов и рекомендаций МОЗМ и утвержденных технических регламентов на весы в рамках единого экономического пространства СНГ.
Весоповерочный вагон ВПВ-135К обеспечивает максимальную механизацию процесса поверки и ремонта вагонных весов.
Весоповерочный вагон ВПВ-135К - шестиосный вагон с осевой нагрузкой 22 тс в соответствии с ГОСТ Р 15.201-2000, обеспечивает вписывания в кривые малого радиуса и пригоден для эксплуатации без ограничений по всей сети железных дорог.
Весоповерочный вагон ВПВ-135К оборудован подвесным грузоподъёмным устройством с электрическим приводом талью (тельфер) грузоподъемностью 2.3 т., таль перемещается по выдвижной стреле. Скорость подъема/передвижения тали (тельфера) - не более 8/20 м/мин. Таль оборудована встроенным тормозом. На выдвижной стреле тали смонтирована кабина машиниста весоповерочного вагона с трехсторонним ограждением и двухсторонним остеклением, обеспечивающим улучшенный обзор машинисту. Для удобства машинистов наряду с проводным пультом весоповерочный вагон ВПВ-135К укомплектован беспроводным аккумуляторным пультом дистанционного управления. Конструкция выдвижной стрелы тали грузоподъемностью 2.3 т защищена патентом РФ.
Автоматическое грузозахватное приспособление (АГП)
Для грузозахвата эталонных гирь и весоповерочных тележек в весоповерочном вагоне ВПВ-135К предусмотрено автоматическое грузозахватное приспособление (АГП) с грузоподъемностью не менее 2 т. Величина развода крюков автоматического грузозахватного приспособления (АГП) не менее 40 мм.
Вагон для перевозки заключённых ("столыпинский вагон", вагонзак)
Вагонза́к («вагон для перевозки спецконтингента», также жарг. «столыпин», «вагон-зек») — специальный вагон для перевозки подследственных и осуждённых.
Перевозка заключённых в вагонзаках во времена правления Сталина подробно описана в художественном произведении Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» и мемуарах Евгении Гинзбург «Крутой маршрут».
В советское время произошла подмена понятий и вагоны для перевозки заключенных стали называть «Столыпинскими». Хотя настоящие Столыпинские вагоны не имели никакого отношения к перевозке заключенных. Александр Солженицын в романе «Архипелаг Гулаг» писал о столыпинском вагоне: «История вагона такова. Он, действительно, пошел, по рельсам впервые при Столыпине: он был сконструирован в 1908 году, но — для переселенцев в восточные части страны, когда развилось сильное переселенческое движение и не хватало подвижного состава. Этот тип вагонов был ниже обычного пассажирского, но много выше товарного, он имел подсобные помещения для утвари или птицы (нынешние „половинные“ купе, карцеры) — но он, разумеется, не имел никаких решеток, ни внутри, ни на окнах. Решетки поставила изобретательная мысль, и я склоняюсь, что большевистская. А называться досталось вагону — столыпинским…».
Современный вагон для перевозки осуждённых является модификацией стандартного пассажирского вагона.
Внешний вид всех специальных вагонов — типовой, характерный для цельнометаллических пассажирских вагонов. Кузов сварной конструкции, защищён теплоизоляцией, опирается на две тележки и соединён с ними замковыми шкворнями, оборудован переходными площадками и буферами.
Вагон специальный модели ЦМВ 61-4500 постройки 2004 года обеспечивает размещение 75 человек спецконтингента в 3 малых (до 5 осуждённых в каждой) и 5 больших (до 12 осуждённых в каждой) камерах. Предусмотрено 10 служебных мест: 8 — для караула, 2 — для проводников.
Купе караула оборудовано двумя нижними диванами с рундуками, двумя подъёмными полками второго яруса, двумя полками третьего яруса, столом и двумя откидными лестницами.
Купе начальника караула оборудовано нижним диваном с рундуком, подъёмной полкой второго яруса, столом с тумбочкой, в которую вмонтирован сейф для оружия и спецсредств, настенным шкафом для личных дел спецконтигента, откидным сиденьем, шкафчиком для медикаментов, настенным бра, часами, нумератором вызывной и специальной сигнализации.
Современный вагон модели ЦМВ 61-4500 отличается от прежних модификаций большей комфортностью: улучшенной вентиляцией воздуха, наличием кондиционеров, газовой плиты, холодильника, микроволновой печи, душевой кабины для личного состава караула. Осуждённые имеют возможность пользоваться горячей водой для гидратации индивидуального рациона питания.
Все окна вагонов оборудуются предохранительными решётками, а окна, кроме туалета и кухни, оборудуются механическими шторками и солнцезащитными занавесками. Форточки открываются и фиксируются в крайних положениях. Окна кухни, туалета и внутренние рамы окон большого коридора и коридора некотлового конца имеют непрозрачные стекла.
Обшивка потолков выполнена из негорючих материалов. Каркасы диванов, спальных полок и рундуков выполнены из металла. Стенки камер имеют внутреннее металлическое усиление.
В камерах устанавливаются диваны первого яруса, полки с откидными клапанами и полки третьего яруса. Полки камер изготовлены из трудногорючих древесных материалов. Окна в камерах отсутствуют.
Нумерация дверей начинается с некотлового конца вагона. Двери всех камер сдвижные, решетчатые. Каждая дверь камеры имеет два замка: верхний — щеколдный с крючком, нижний — автоматический. Все двери имеют окна-форточки. Каждое окно закрывается сплошной металлической створкой со специальным замком.
Для изоляции некоторых категорий осуждённых решетчатая дверь камеры № 9 (для ранних моделей — камеры № 8) прикрывается глухой створкой-ставнем, запираемой двумя «барашками». В створке прорезан смотровой глазок.
В тамбурах имеются двери для входа в коридор вагона, для перехода в соседний вагон и две боковые выходные двери. Боковые и торцевые тамбурные двери имеют тройные запоры, двери для входа в коридор вагона — двойные запоры, двери в купе начальника и состава караула — одинарные запоры.
#Команда091