Найти тему

Близкий сердцу конаковский фаянс на выставке советской керамики

Оглавление

Друзья, приветствую на канале "Фарфоровые путешествия"! Конаковский фаянсовый завод имени М.И. Калинина имел богатую историю, полную как трудностей, так и триумфальных достижений. В этой статье мы вспомним его лучшие годы и художников, которые работали с таким интересным материалом, как фаянс. В качестве примеров - экспонаты выставки "Территория керамики", которая открылась в сентябре 2024 в музее-усадьбе "Кусково".

Для читателей поясню, что я изучаю историю фарфора, поэтому посещаю музеи и выставки художественной керамики. Также я бываю на блошиных рынках, в антикварных салонах и культурных местах Москвы. Если вам интересна тема канала, подписывайтесь, будем общаться!
Экспонаты выставки "Территория керамики" в музее-усадьбе "Кусково". Фото автора
Экспонаты выставки "Территория керамики" в музее-усадьбе "Кусково". Фото автора

Фабрика до 1917 года

В Тверской губернии в XIX веке было много керамических и майоликовых производств, заслуживающих внимания: завод Ауэрбаха, Гужева, Масленникова, товарищества Кузнецовых. Завод в поселке Кузнецове (в советские годы - "ЗИК"), начал работать с 1809 года. Можете ознакомиться с историей тверских предприятий в статье на моем канале.

Завод в 1920-30 годы

После национализации керамические производства в советской России потребовали масштабного реформирования.

Произошли следующие события:

  • С 1924 года Тверской фарфорово-фаянсовой фабрике в поселке Кузнецове было присвоено имя М.И. Калинина.
  • С 1929 года произошел отказ от выпуска фарфора и полу-фаянса, на заводе остановились на выпуске фаянса и майолики.
  • В 1930 году рабочий поселок Кузнецово был переименован в поселок Конаково. Порфирий Конаков - бывший живописец завода, расстрелянный за революционную деятельность.
  • В 1937 году предприятие стало именоваться Конаковский фаянсовый завод им. М.И. Калинина.

Друзья, ваши лайки и подписки помогают каналу развиваться. без них автор может писать статьи, но их никто не увидит, потому что без лайков Дзен "считывает" материал неинтересным для читателей и перестает его показывать. Те, кто читает и смотрит видео, но не ставит лайк, может загубить канал, как ни грустно. Так работает интернет, поэтому все блогеры просят вас поставить лайк, оставить комментарий и подписаться.

Новые времена на заводе

В 1920-х годах завод, будучи одним из бывших предприятий товарищества Кузнецовых, работал по старым образцам и формам. В тот период всё, что напоминало о дореволюционном искусстве, считалось мещанским, пошлым и безвкусным. Государству было необходимо было привести художников на заводы и изменить художественный и идейный облик выпускаемой продукции. В 1926 году на фабрику прибывает молодой энтузиаст, художник Исидор Григорьевич Фрих-Хар, который меняет судьбу конаковского фаянса.

Ваза "Весна человечества", 1927 г. Фрих-Хар И.Г. Тверская фарфорово-фаянсовая фабрика им М.И. Калинина в пос. Кузнецове
Ваза "Весна человечества", 1927 г. Фрих-Хар И.Г. Тверская фарфорово-фаянсовая фабрика им М.И. Калинина в пос. Кузнецове

И. Фрих-Хар не имел системного художественного образования, он пробовал работать с разными материалами, начал изучать фаянс. Работы этого скульптора отличались незаурядностью, импульсивностью и любовью ко всему живому. Работы И.Г. Фрих-Хара 1928 года «Шашлычник», «Старый город» были необычны, навеяны самаркандскими впечатлениями скульптора о реальной жизни, о настоящих людях.

Скульптура "Лани", 1935 г. Ефимов И.С. Скульптуры "Старый город", 1928 г. Фрих-Хар И.Г. Скульптура "Шашлычник", 1928 г. Фрих-Хар И.Г.
Скульптура "Лани", 1935 г. Ефимов И.С. Скульптуры "Старый город", 1928 г. Фрих-Хар И.Г. Скульптура "Шашлычник", 1928 г. Фрих-Хар И.Г.

В эти годы завод посещает опытный художник И. С. Ефимов, который, в отличие от И. Фрих-Хара, получил художественное образование в частной студии В. Серова и К. Коровина, обучался в Европе, Париже, Швейцарии, Испании, Англии. Это был уже состоявшийся керамист, прежде всего в анималистической скульптуре. В 1927 году он создает на заводе скульптуру «Зебра», отличавшуюся необычным разворотом в пространстве и ритмичными полосками. Позднее появились другие произведения, к примеру, «Кошка на шаре» (1935). Скульптура показывает напряжение фигуры животного, устремленного вперед с горящими глазами.

Скульптуры И. Ефимова и И. Фрих-Хара, полные энергии и радости жизни, ознаменовали переход к новому этапу в жизни Конаковского фаянсового завода. В 1930 году на завод пришла молодая выпускница, керамистка С. Прессман, которая пыталась внести свежий взгляд на художественный фаянс.

Прессман С.Б. Блюдо "Девушка-крестьянка", 1928-29 гг. Тверская фарфорово-фаянсовая фабрика им. М. И. Калинина
Прессман С.Б. Блюдо "Девушка-крестьянка", 1928-29 гг. Тверская фарфорово-фаянсовая фабрика им. М. И. Калинина

В 1934 году И. Фрих-Хар возглавил первую в СССР художественную лабораторию и собрал в Конаково одаренных творческих людей с разным опытом и образованием. Рядом с именитыми керамистами трудились начинающие. Молодой художник И. Чайков был горячим экспериментатором. И. Слоним и А. Зеленский ранее не работали с керамикой.

Одной из ключевых задач для керамистов в Конаково было создание нового ассортимента посуды. Среди первых подключился И. Ефимов, придумав тарелки с трафаретным рисунком. С. Лебедева создала новаторский чайник-курицу, отмеченную в 1937 году серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже.

Множество образцов для создания фаянсовой и майоликовой посуды дала М. П. Холодная. Женское чувство домашнего уюта отмечает всю посуду, созданную талантливой художницей. Выпускница Киевского художественного института М. Холодная долгие годы посвятила работе в Конаково. Ее любимыми темами были нежные образы детства и очарование юности. Листайте галерею.

С. Д. Лебедева была опытным художником и создала ряд произведений в обнаженной натуре.

Лебедева С.Д. Скульптура "Сидящая женщина", 1934-36 гг. Скульптура "Купальщица", 1934 г.
Лебедева С.Д. Скульптура "Сидящая женщина", 1934-36 гг. Скульптура "Купальщица", 1934 г.

Многие из перечисленных художников в будущем создали так называемую «Бригаду восьми». Общие взгляды на искусство объединили этих людей и побудили приехать в Конаково.

В 1936 году на завод был приглашен опытный керамист Т. З. Подрябинников, создавший выставочные вазы «Московское море» (1939), «Химкинский порт» (1946) и другие произведения.

Подрябинников Т.З.
Подрябинников Т.З.

В 1935-1937 годах на заводе работал П. М. Кожин, создавший несколько произведений. Выразительные анималистические скульптуры "Куница", "Соболек" удостоились золотой медали на Всемирной выставке в Париже.

Конаковский фаянсовый завод им. М.И. Калинина на Парижской выставке получил наивысшую награду - гран-при. Были отмечены золотыми медалями работы И. Фрих-Хара ( "Пушкин на диване"), И. Ефимова и П. Кожина.

Завод в 1940-60 гг.

Постепенно члены первой художественной лаборатории разъехались из Конаково и вернулись к своей основной деятельности. На заводе стал формироваться постоянный творческий коллектив. Этими людьми, создавшими облик конаковского фаянса в послевоенные годы, были В. Филянская, А. Хихеева, И. Васильев, Н. Литвиненко. Их декоративный талант расцвел в 1950-60-е годы. В послевоенные годы завод выпускал посуду, декорированную надглазурными красками, трафаретами, аэрографом, подглазурную роспись стали применять с 1947 года.

В этот период формируется узнаваемый стиль конаковского фаянса. Завод выпускает наборы посуды, бульонницы, чайно-кофейные сервизы, наборы для воды, кваса и пива, сухарницы, масленки, наборы для фруктов, пепельницы.

Большим и уважаемым художником завода к 1950-60-м годам стала В. Г. Филянская. Она создавала простые и удачные формы, основанные на народных традициях, где орнамент хорошо сливался и существовал вместе с формой. В. Филянская обладала важным качеством создавать практичную посуду, умела при ее создании думать о человеке, о функциональности предмета и одновременно - о красоте. Благодаря таким художникам, как В. Филянская, конаковскому фаянсу было легко найти место в интерьере, подобрать к нему текстиль, в этом состояла прелесть бытового фаянса.

"Произведения В. Филянской несли в себе теплоту домашнего очага и непревзойденный артистизм исполнения". Из книги "Конаковский фаянс", автор Буонова Е.А., 1978.

Прибор для воды, 1957 г. Филянская В.Г.
Прибор для воды, 1957 г. Филянская В.Г.

Хлебосольный конаковский фаянс

Фаянс - простой, домовитый, с мягкими округлыми очертаниями полюбился многим советским покупателям. Художники, работавшие на заводе, чувствовали этот материал, экспериментировали с поливами, подглазурными красками. Конаковский фаянс соединял в себе технологичность и простоту, современность и традиционность.

Важная причина, почему конаковский фаянс кажется таким родным - обращение художников к приемам народного искусства, к росписи "агашкой", к рельефам, восходящим к давним художественным традициям.

Особое место в истории завода в 1950-х годах занимал выдающийся художник Г. Я. Альтерман. Многие молодые специалисты учились, восхищались и перенимали его приемы. Он жил в Польше, совершенствовал свое мастерство в Берлине, но в 1940 году бежал от гитлеровского режима в СССР. Главным произведением художника является чайный сервиз "Шиповник", награжденный серебряной медалью на выставке в Брюсселе за форму и подглазурную роспись.

Опытнейший керамист Конаковского завода И. Васильев в 1963 году становится Главным художником. Его задорный выставочный сервиз "Народный" показал размашистую роспись с неограниченными возможностями подглазурной росписи с применением глазурей.

Предметы из чайно-кофейного сервиза "Народный", Васильев И.В. 1967 г. Розетка для варенья, 1964 г. Крохина Ф.Н.
Предметы из чайно-кофейного сервиза "Народный", Васильев И.В. 1967 г. Розетка для варенья, 1964 г. Крохина Ф.Н.

Художникам Конаково подглазурными красками и поливами удалось добиться глубины и звучности в росписи фаянса. В 1960-х появился новый тренд в декорировании посуды - геометрия. Но роспись цветами по-прежнему оставалась в приоритете.

Одним из видных художников в Конаково была Гуревич Е.М., работавшая на заводе в период с 1951 по1962 годы. Она создала множество скульптур для массового производства.

Ваза "ТУП" ( Транспортный универсальный прицеп", 1960-е гг. Гуревич Е.М.
Ваза "ТУП" ( Транспортный универсальный прицеп", 1960-е гг. Гуревич Е.М.

Е. Гуревич ушла с завода в 1962 году, после чего малая пластика была представлена в основном Г. Садиковым и В. Сергеевым. Скульптура Г. Садикова "Мамонт" экспонировалась на Международной выставке в Праге в 1961 году, произвела большое впечатление и была награждена серебряной медалью. После внесения некоторых изменений в выставочный образец, произведение "Мамонт" начал выпускать завод.

Скульптура "Пеликан" 1965 г., "Мамонт" 1963 г., Садиков Г.В.
Скульптура "Пеликан" 1965 г., "Мамонт" 1963 г., Садиков Г.В.

В 1961 году на завод пришел художник Николай Коковихин. Его увлечение подглазурными красками, любовь к живописности, стихии цвета совпало с общим увлечением декоративностью в 1960-х гг. В 1974 году он создает компотный набор с изображением фруктов и набор для блинов, которые стали заводскими эталонами и многократно перевыпускались. На наборах расцветают яркие глянцевые полосы, сочные натюрморты. Посуда была удобна в быту, предметы складывались друг в друга.

Предметы из компотного набора, 1974 г. Предметы из прибора для блинов "Зимний лес", 1979-80 г. ( модель 1974). Н. Коковихин
Предметы из компотного набора, 1974 г. Предметы из прибора для блинов "Зимний лес", 1979-80 г. ( модель 1974). Н. Коковихин

В 1970-е на заводе сложился крепкий коллектив опытных художников, любящих фаянс, которые создавали удобную, яркую посуду.

Многим Конаковский завод запомнился еще потому, что выпускал огромными объемами повседневную столовую посуду. В 1974 году было выпущено 112 миллионов штук изделий, 12% от всей фарфорово-фаянсовой посуды страны, 42% общесоюзного выпуска фаянса и 56% майолики Источник: "Конаковский фаянс", Е.А. Буонова, 1978.

Конаковский завод в 1970-х сосредоточился на выпуске тарелок, внимание художников было направлено на их декорирование отводками, деколями и печатными рисунками. В 1975 году на заводе был организован участок по выпуску сложных изделий, малосерийных сервизов. В 1976 это участок начал выпускать компотный набор Н. Коковихина.

В начале 2000-х, немного не "дожив" до своего 200-летия, Конаковский завод был признан банкротом и закрылся. В Конаково сохранилась художественная лаборатория завода; предприятия нет, но остались мастера. На базе лаборатории работает компания «Конаковский Фаянс».

При создании данной статьи использованы:

  • Фотографии автора с выставки "Территория керамики", музей-усадьба Кусково, Москва.
  • Книга "Конаковский фаянс", Автор: Е.А. Буонова, Год издания: 1978. Издательство: Изобразительное искусство

Сайт музея "Кусково" и информация о выставке здесь

Подписывайтесь на мои социальные сети о фарфоре и керамике!

На рутубе я делюсь видео и роликами, на мой взгляд, смотреть их там удобнее, так как нет такого количества рекламы, как на Дзене.

Канал Фарфоровые путешествия на RUTUBE

Подписывайтесь в Телеграм: https://t.me/myloveiscups

Вконтакте: https://vk.com/myloveiscups

Инстаграм @porcelainandtravel