Системные нарушения речи, затрагивающие все речевые компоненты (фонетику, грамматику, лексику, синтаксис), требуют от педагога внимательного отношения к составу дидактического материала на каждом занятии. При подготовке ребенка к школе я так и раскладываю пособия перед уроком, прямо по выделенному списку. Оглядела материал, оценила - всё включила? Да, есть пособия по каждому пункту, можно начинать занятие.
Фонетика
Задание на умение читать йотированные гласные в начале слова. На этом уроке предлагаем ребёнку слова на буквы Ю, Ë
Ребёнку, который уже знает о гласных и согласных звуках, усложняю задание. Не просто прочитать слова, но и провести их звуко-буквенный анализ. Как минимум, обсуждаем, что видим одну букву Ю, а слышим два звука: [й] и [у]. Аналогично разбираем Ë, написана одна буква, произносим два звука: [й] и [о].
Грамматика
Образуем сравнительную степень прилагательных.
На 4-м уровне развития речи можно уже работать со списками слов. Развёрнутые обучающие конструкции типа "Эта палка толще, чем та" мы отработали на предыдущем этапе работы. Подобные задания есть на канале в подборке "Грамматика". Здесь же я даю ребёнку пару-тройку примеров, а дальше он пытается сам образовать сравнительную степень от тех прилагательных, которые напечатаны в таблице.
Лексика
Расширяем словарный запас за счёт словообразования сложных слов. Не всем детям с нарушением речи в 6-7 лет легко даётся словообразование. Лëше (на видео) я немного помогаю, но принцип образования слов из двух основ он понял.
По этому пособию даю два варианта работы:
1. Называю два отдельных слова, например, лес рубит. Ребёнок находит карточку со словом "лесоруб".
2. Сама читаю слово на отдельной карточке, например, "скалолаз", а ребёнок угадывает, чем он занимается: по скалам лазает.
Обязательно предваряю работу с двусложными словами изучением темы "Корень слова", по ссылке есть описание упражнения по нахождению корня в слове.
На видео пример работы Лаврика со словами из двух корней. Ему 6 лет, через год в школу, весьма достойно справился с заданием.
Синтаксис
Работа с деформированным текстом "Подруги".
Читаем с ребёнком полный текст. Затем я предлагаю восстановить его по памяти из отдельных карточек, на каждой из которых написано одно предложение. Перечитываем текст ещё раз, исправляем ошибки (если они есть). Считаем, сколько всего предложений в этом тексте, отмечаем знаки препинания в конце и заглавную букву в начале предложений.
Ребусы
Для поддержания интереса к занятию, обычно даю ребусы на каждом уроке.
Читаем слова, обсуждаем, что написанное не соотносится с картинками. Ребёнок догадывается (иногда с моей помощью), какое слово должно быть и вписывает в клеточки правильные слова: матрос, ворона, куница, пеликан, жеребёнок, девочка.
В занятие ещё включаю письмо по прописям и одно задание на арифметику.
Всем успехов в развитии речи!