Найти тему

Чтение гласных Ю, Ë. Слова из двух корней. Сравнительные прилагательные. Работа с текстом.Ребёнка с нарушением речи готовим к школе системно

Оглавление

Системные нарушения речи, затрагивающие все речевые компоненты (фонетику, грамматику, лексику, синтаксис), требуют от педагога внимательного отношения к составу дидактического материала на каждом занятии. При подготовке ребенка к школе я так и раскладываю пособия перед уроком, прямо по выделенному списку. Оглядела материал, оценила - всё включила? Да, есть пособия по каждому пункту, можно начинать занятие.

Фонетика

Задание на умение читать йотированные гласные в начале слова. На этом уроке предлагаем ребёнку слова на буквы Ю, Ë

Слова на Ю, Ë
Слова на Ю, Ë

Ребёнку, который уже знает о гласных и согласных звуках, усложняю задание. Не просто прочитать слова, но и провести их звуко-буквенный анализ. Как минимум, обсуждаем, что видим одну букву Ю, а слышим два звука: [й] и [у]. Аналогично разбираем Ë, написана одна буква, произносим два звука: [й] и [о].

Грамматика

Образуем сравнительную степень прилагательных.

Для облегчения образования сравнительной степени добавляю слово "ещё".
Для облегчения образования сравнительной степени добавляю слово "ещё".

На 4-м уровне развития речи можно уже работать со списками слов. Развёрнутые обучающие конструкции типа "Эта палка толще, чем та" мы отработали на предыдущем этапе работы. Подобные задания есть на канале в подборке "Грамматика". Здесь же я даю ребёнку пару-тройку примеров, а дальше он пытается сам образовать сравнительную степень от тех прилагательных, которые напечатаны в таблице.

Лексика

Расширяем словарный запас за счёт словообразования сложных слов. Не всем детям с нарушением речи в 6-7 лет легко даётся словообразование. Лëше (на видео) я немного помогаю, но принцип образования слов из двух основ он понял.

Слова из двух корней.
Слова из двух корней.

По этому пособию даю два варианта работы:

1. Называю два отдельных слова, например, лес рубит. Ребёнок находит карточку со словом "лесоруб".

2. Сама читаю слово на отдельной карточке, например, "скалолаз", а ребёнок угадывает, чем он занимается: по скалам лазает.

Обязательно предваряю работу с двусложными словами изучением темы "Корень слова", по ссылке есть описание упражнения по нахождению корня в слове.

На видео пример работы Лаврика со словами из двух корней. Ему 6 лет, через год в школу, весьма достойно справился с заданием.

Синтаксис

Работа с деформированным текстом "Подруги".

Текст полностью и карточки с отдельными предложениями.
Текст полностью и карточки с отдельными предложениями.

Читаем с ребёнком полный текст. Затем я предлагаю восстановить его по памяти из отдельных карточек, на каждой из которых написано одно предложение. Перечитываем текст ещё раз, исправляем ошибки (если они есть). Считаем, сколько всего предложений в этом тексте, отмечаем знаки препинания в конце и заглавную букву в начале предложений.

Ребусы

Для поддержания интереса к занятию, обычно даю ребусы на каждом уроке.

Исправить неправильные слова и вписать в клеточках верные варианты.
Исправить неправильные слова и вписать в клеточках верные варианты.

Читаем слова, обсуждаем, что написанное не соотносится с картинками. Ребёнок догадывается (иногда с моей помощью), какое слово должно быть и вписывает в клеточки правильные слова: матрос, ворона, куница, пеликан, жеребёнок, девочка.

В занятие ещё включаю письмо по прописям и одно задание на арифметику.

Всем успехов в развитии речи!