Найти в Дзене
Соло - путешествия

С хранителем по залам Новой Третьяковки: неожиданные открытия на выставке Васнецовых

На выставку семейства Васнецовых «Связь времен» я долго не решалась пойти. Свежо еще в памяти разочарование от нашумевшей выставки Н. Рериха. Я думала: ну что нового можно увидеть у Васнецовых? В Москве два их музея, в регионах есть работы, ну чем удивят. И когда слышала слова арткритиков о сенсации на этой выставке, то не верила и думала о том, что это очередной рекламный ход.  Но так получилось, что посмотреть выставку Васнецовых меня пригласила хранитель Третьяковки, и от такой возможности я не отказалась.  На выставке представлены работы трех художников: братьев Виктора (всем известного по своим сказочным картинам) и Аполлинария, и внука Виктора Андрея.   Думаю, работы Виктора и Аполлинария для любителей живописи не в диковинку. Аполлинария называют летописцем Москвы и этим он интересен. Можно увидеть столицу прошлого, и проникнуться атмосферой былого. Но как раз эта часть экспозиции ничем не удивила.  Творчество Виктора, как мне казалось, я знаю довольно хорошо. Но вот изюмин

На выставку семейства Васнецовых «Связь времен» я долго не решалась пойти. Свежо еще в памяти разочарование от нашумевшей выставки Н. Рериха. Я думала: ну что нового можно увидеть у Васнецовых? В Москве два их музея, в регионах есть работы, ну чем удивят. И когда слышала слова арткритиков о сенсации на этой выставке, то не верила и думала о том, что это очередной рекламный ход. 

-2

Но так получилось, что посмотреть выставку Васнецовых меня пригласила хранитель Третьяковки, и от такой возможности я не отказалась. 

На выставке представлены работы трех художников: братьев Виктора (всем известного по своим сказочным картинам) и Аполлинария, и внука Виктора Андрея.  

-3

-4

-5

-6

-7

Думаю, работы Виктора и Аполлинария для любителей живописи не в диковинку. Аполлинария называют летописцем Москвы и этим он интересен. Можно увидеть столицу прошлого, и проникнуться атмосферой былого. Но как раз эта часть экспозиции ничем не удивила. 

Творчество Виктора, как мне казалось, я знаю довольно хорошо. Но вот изюминка этой выставки - это невероятные эскизы к росписи Владимирского собора в Киеве. Вживую уже, видимо, это чудо увидеть не удастся. Хоть на эскизы посмотреть. И они впечатляют, тем более что на стены храма были перенесены не все задумки, что-то Синоду показалось уж слишком реалистичным. 

-8

-9

-10

Для конкурса на заказ росписи он сделал несколько сотен эскизов, некоторые почти в натуральную величину. На этот же заказ претендовал Врубель. Но его лики с глазами демонов напугали священников и заказ художник не получил. А вот Васнецов, кажется, кое-что подглядели у Врубеля. Уж слишком лица похожи на работы гениального сумасшедшего Врубеля.  Эскизы завораживают и очаровывают. Тут тебе и сказки, и модерн, и орнаменты. Потрясающе. Уже ради этого стоило сходить на эту выставку.

-11

-12

-13

Но впереди нас ждал еще Андрей Васнецов. Для меня имя совершенно незнакомое. Оказывается, он основоположник «сурового стиля» и очень необычный художник. Вообще-то он был монументалистом, а живопись - это было хобби, поле для экспериментов и отдыха.  

-14

-15

-16

-17

-18

-19

-20

-21

-22

-23

Последний автопортрет художника
Последний автопортрет художника

Работы у него своеобразные, почти монохромные, полные символизма. И вот в таком обьеме творчество Андрея Васнецова раньше никто не видел, даже специалисты. Поэтому-то и говорят искусствоведы о сенсации и об открытии нового художника. Нравится ли мне его работы, скорее нет. Но знать и видеть нужно. 

Вот такое открытие со мной случилось в Третьяковке. А вы знали об этих художниках? Ходили на выставку?

О других проектах Третьяковки я писала здесь: