Распад Российской Империи привел не только к смене политического режима в России, но и к реформированию многих сфер деятельности, в том числе системы высшего образования. Рабочий класс стал прерогативой государства, классовый отбор в высшие школы привел к заполнению ВУЗов рабоче-крестьянской молодежью со слабой подготовкой. Идею вовлечения в ВУЗы трудящихся должны были осуществить рабочие факультеты при вузах (рабфаки). Первым открытым в Казани рабфаком был рабфак при Казанском университете (Госрабфак) (1919 г.). Позже были созданы рабфаки Казанского политехнического института (закрыт в 1922 г.) и Восточно-педагогического института.
Основной задачей рабфаков была подготовка студента в кратчайшие сроки к поступлению в вузы. При рождении рабфаков в 1919 году в понятие «кратчайший» первоначально вкладывалось 6 месяцев. В практике работы этот срок изменился (в 1921-1922 учебном году срок составлял 3 года, с 1928 г. увеличен до 4 лет на обычных и 5 лет на национальных отделениях. С 30-х гг. срок обучения сократился до 3 лет на дневных и до 4 лет на вечерних и национальных рабфаках).
Рабфаки с первых лет должны были стать кузницей подготовки кадров для национальных республик Поволжья. Однако рабфаки не были приспособлены к обучению представителей не говорящих по-русски народов многонационального Поволжья. Трудности работы с национальным студенчеством состояла в том, что большинство студентов крайне слабо владела русским языком, а сиюминутно обеспечить преподавание на родном языке всех предметов было невозможным. Привлечение и увеличение числа татарской молодежи в профессионально-технические школы и высшие учебные заведения была одной из задач Наркомпроса ТАССР.
Нежелание татарской молодежи поступать в вузы объяснялось целом ряда факторов. Это и отдаленность вузов от татарских центров, и отсутствие агатационной работы среди татарской молодежи. Также помимо языкового барьера, многим приходилось параллельно работать для элементарного существования.
Открытие 15 октября 1923 года Татарского рабфака при Восточно педагогическом институте, который с первых дней стал именоваться «Тюрко-татарский рабфак» стал значимым событием для малых наций России. В нем помимо татар обучались казахи, киргизы, узбеки, азербайжанцы, турки и другие представители тюркоязычной нации. Несмотря на то, что основной контингент перешел в новый рабфак, татары продолжали учиться и на рабочем факультете Казанского университета.
Вначале Тюрко-татарский рабфак располагался в помещениях бывшей Учительской Семинарии на Кабане, позже на Черноозерской улице. Акты обследования и протоколы 1924 и 1925 года подчеркивают неудовлетворительное положение дел Тюрко-татарского рабфака. Чрезвычайная текучесть педагогического персонала и руководящего аппарата характеризует невнимательное отношение к учебному делу. Пребывание студентов по нескольку лет в академическом отпуске или на одном курсе дополняли общую картину.
Лишь с переходом рабфака в 1925-1926 учебном году в учебное здание бывшей Ксениинской женской гимназии, рабфак начинает понемногу развертываться как в экономическом, так и в академическом отношениях.
В Тюрко-татарском рабфаке студенты, несмотря на свою национальность, наряду с русским языком изучают татарский язык и литературу. Программа Тюрко-татарского рабфака была намного шире, чем в средней школе: в первом курсе изучают математику, химию, биологию, обществоведение, историю партии, историю, географию, русский, татарский и иностранный языки, черчение и рисование. Однако остро оставались проблемы педагогического характера, это и отсутствие как опытных педагогов, так и учебников на родном языке. Все же многие предметы на первом курсе велись на родном языке. Преподавание на старших курсах в основном проходило на русском языке для адаптации студентов к дальнейшей учебе в высших учебных заведениях.
Однако, несмотря на наличие Татрабфака немногие студенты проходили весь путь учебы. Многие были отсеяны в процессе обучения. Если в первое время студенты переводились с курса на курс по голосованию (коллективный учет), то со временем требования начинают усложняться. Надо учитывать и то, что окончившие рабфак студенты имели право продолжить обучение в высших учебных заведениях без вступительных экзаменов. Выпускники рабфака зачислялись в вузы в первую очередь. Лишь в 1932 г. рабфаковцы стали сдавать приемные экзамены наравне с выпускниками средних школ и техникумов. Причиной большого количества отсева студентов являлось как необходимость обучения исключительно по русским учебникам, так и плохие экономические и учебные условия, неустойчивое положение рабфака в жилищном вопросе (нехватка общежитий, учебных помещений). Также отсеву способствовала недостаточно рационально распределяемая нагрузка студента, главным образом партийца и комсомольца, зачастую отвлекающая его от усиленной работы.
Если к 1926-1927 учебному году в Татарии имелось всего 2 рабфака (Госрабфак при университете и Тюрко-татарский при ВПИ), то согласно решений Пленумов ЦК ВКП(б) (1928, 1929 гг.) о расширении сети вуза, техникумов и рабфаков, число рабфаков существенно увеличилось (на 1 января 1933 года – 26 рабфаков дневные и вечерние).
В 30-е годы наступает новый этап в подготовке кадров национальной интеллигенции. Новый этап характеризуется повышенным вниманием к вопросу ускорения подготовки национальной молодежи в высшую школу и связывается с работой по созданию аппарата управления из национальных кадров. Для татар слабо владеющих русским языком комплектовались специальные группы на первом курсе, перед ними ставилась задача в первый год укрепить знания по различным предметам на родном языке и подготовить на русском настолько, чтобы в последующие годы учиться в смешанных группах. Частичное введение татарского языка в вузах и рабфаках дало свои результаты в привлечении национальных кадров, что существенно отразилось на количестве татар окончивших высшие учебные заведения. Однако изменения, произошедшие в конце 30-х годов, отрицательно сказались на системе образования, основанной на родной язык. С середины 30-х годов актуальность теряют и рабфаки, на смену которых приходят средние общеобразовательные учебные заведения и вечерние школы, которые непосредственно начинают заниматься подготовкой учащихся в вузы.