Найти тему

Диалектическая психотерапия: активное слушание и препятствия к нему

Как научиться хорошо ладить с людьми? Как освоить умение вести разговор так, чтобы оба собеседника выходили из него с хорошими чувствами?

Для начала желательно сформировать в себе твёрдое намерение: быть вовлечённым в разговор, как активный участник, а не как пассивная щепка на чужих волнах.

Но для того, чтобы быть в состоянии вести разговор успешно, очень важно хорошо понимать намерения партнера, его мнение и его чувства относительно обсуждаемой темы.

Также неплохо бы уметь отслеживать в себе неправильные поведенческие привычки, которые мешают взаимопониманию в общении. Но очень важно, заметив такие привычки, не ассоциировать их со своей личностью, в целом. Вот – я, хороший человек, который желает добра и успешных переговоров. А вот – моя старая, детская привычка вести разговор неправильно. Ну-ка, ну-ка, посмотрим, что это за привычка? И как мы ее будем менять?

  • Заметив проявление привычки, не переживайте, а просто верните своё внимание к диалогу и личности собеседника.
  • Если вы чувствуете тревогу от того, что не понимаете другого человека, не пытайтесь догадаться, не думайте, что можете «читать его мысли», а спросите прямо: «Я пока не понимаю. Объясни, пожалуйста!», «Как ты думаешь, что тут можно сделать?» и тому подобное.
  • Не отвлекайтесь от речи собеседника, чтобы продумать свою речь. Будьте предельно внимательны к чужим словам, старайтесь вникнуть. Тогда ваш ответ будет в тему, а не мимо темы. И у собеседника будет ощущение, что его выслушали. Он будет настроен к вам благожелательно.
  • Не фильтруйте! Не отбирайте из речи другого человека только то, что именно вам интересно и важно. Обращайте внимание на то, что интересно и важно другому. Отстаньте от себя!
  • Не оценивайте! Не осуждайте интересы и предпочтения другого человека, просто старайтесь их понаблюдать с любопытством и как можно лучше понять.
  • Не уплывайте в мир фантазий и воспоминаний, разговаривая с другим человеком. Ваше отвлечение он расценит, как пренебрежение, и отношение к вам ухудшится.
  • Не «консультируйте»! Поспешное предложение советов и решений – плохая тактика. Лучше постарайтесь понять человека и выяснить его собственные идеи относительно обсуждаемой темы. Возможно, они идентичны вашим. Но вы об этом не узнаете, торопясь показать свою компетентность.
  • Не боритесь, не конкурируйте! В этом случае не будет выигравших, ведь отношения испортятся. Заметив в себе желание поспорить – остановитесь! Поставьте цель – не взять верх, а достичь глубокого понимания.
  • Не считайте своё мнение единственно правильным. Позвольте и партнёру оказаться правым. Не игнорируйте его аргументы.
  • Не убегайте от неприятной темы. Позвольте разговору состояться. В результате проблема станет более понятной и легче решаемой.
  • Не «задабривайте»: «Да, знаю, … ты, конечно, прав…». Не показывайте фальшивого согласия, лишь бы уйти из неприятной ситуации. Постарайтесь разобраться в мнении собеседника и найти в нём рациональное зерно. Прислушайтесь к его чувствам, даже если они вам чужды. Для него они важны. И он будет благодарен за то, что вы проявили к его мнению и чувствам внимание.

Ставьте целью разговора улучшение отношений. Спросите себя: "Что Я могу сделать прямо сейчас, чтобы отношения после этого разговора стали лучше, а взаимопонимание углубилось?"

Отказавшись от идеи "переделать" собеседника, мы достигнем цели: теплого эффективного общения и хороших отношений с людьми.