Найти тему
Нина Рубштейн

Защита от маразма

Чем старше мы становимся, тем труднее даются любые изменения.
Это данность нашей биологической природы: меньше сил, больше экономии энергии, а отсюда - приверженность к привычкам, как автоматическим навыкам, которые лучше всего справляются с этой задачей - экономить энергию.

С одной стороны, это отличный эволюционный механизм, который заботится о том, чтобы мы не изобретали велосипед там, где опыт подсказывает "все ж понятно". С другой стороны, это - признак старения.

Повторение одних и тех же историй, анекдотов, обсуждение одних и тех же воспоминаний, повторение одних и тех же действий в эмоциональных отношениях - признак эмоционального старения. Отсутствие потребности в новых знаниях - признак интеллектуального старения. И то, и другое неразрывно связано с привычками движения и питания.

Невозможно изменить какую-то одну привычку, не затрагивая в целом механизм осознавания себя. Именно поэтому обычные волевые способы что-то изменить дают только кратковременный эффект.
Все, кто пытался менять эти привычки, знают, что это невероятный труд, поскольку естественный возрастной консерватизм держит очень крепко, и нет способа справиться с ним, разрывая рубаху на груди.
Должна быть достаточно веская причина для того, чтобы этим заниматься, тренировать внимание к самому себе и своему поведению, слой за слоем медленно снимать защитную коросту самообмана. Это муторно, кропотливо и медленно. "Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте" (с) Льюис Кэролл, "Алиса в Зазеркалье"
Это не революция, это - эволюция самих себя.

Риск менять эмоциональные привычки и паттерны мышления, представления о себе и о мире - дело благородное, и защита от маразма.
Это гораздо труднее, чем поменять обстановку в квартире или стиль одежды, жену или работу. И уж намного труднее, чем загрузить себя едой, алкоголем, ненужной информацией, ненужным общением, чтобы не замечать, что вы стоите на эскалаторе, идущем вниз, думая, что он идет вверх.

Для кого-то такой причиной "бежать со всех ног" являются серьезные проблемы со здоровьем, кого-то тошнит от привычной жизненной колеи, для кого-то это - экзистенциальный кризис, когда становится ясно, что большая часть жизни уже прожита, и не хотелось бы спустить в унитаз те годы, что остались. А для кого-то - защита от маразма.