Сохранение обороноспособности Смоленской крепостной стены на протяжении столетий было важной государственной задачей. Мы продолжаем небольшой цикл статей, посвященных ремонтам и совершенствованию крепостной стены в XVII – начале XVIII века. В фокусе нашего внимания – эпоха Петра Первого.
Укрепление Смоленска в начале XVIII века в преддверии возможного нападения войск Карла XII вызвало необходимость создать новое, более совершенное сооружение, позволяющее отразить натиск неприятеля.
В 1706 году Петр I посетил Смоленск шесть раз и лично руководил созданием городских укреплений. Помимо создания аппарели и палисада царь поручил боярину Г. И. Головкину начать строительство кронверка. Так именуется крепость незамкнутого контура, напоминающая в плане корону. Это понятие в русском языке объединило два немецких слова: «kron» (корона) и «werk» (крепость). Смоленский кронверк создавал дополнительную защиту северного рубежа крепости. В случае занятия врагом кронверк не создавал препятствий в обстреле его территории с крепостных башен и прясел. Центральный бастион, принимающий основную нагрузку по защите моста, симметрично фланкировался двумя полубастионами, соединенными с ним куртинами. Единственный путь из кронверка на север был защищен сравнительно небольшим треугольным равелином. Кронверк дополнительно был окружен сухим рвом максимальной шириной около 16 метров. При всем масштабе стоявшей задачи укрепление было сравнительно невелико. Кронверк ограничивал небольшую территорию размерами примерно 270 на 130 метров. Общая длина укрепления по берегу Днепра составляла чуть более 700 метров. Бастионы поднимались на высоту около четырех метров. Кронверк в Смоленске стал одним из первых подобных сооружений в России; он был построен на следующий год после Санкт-Петербургского кронверка. На серии чертежей, сохранившихся в архивах и библиотеках России, отчетливо читается основная композиция кронверка.
Помимо рва, бастионов и куртин в состав укреплений входила караульня. Помещение караульной избы служило местом отдыха, приема пищи, обогрева стражи. Аналогичную функцию выполняли и кордегардии.
Существование большого количества вспомогательных сооружений при башнях и пряслах неоспоримо. К примеру, в Годовом отчете Смоленской крепости о производстве ремонтно-строительных работ за 1798 год отмечено, что «Кардегардии: Кронверкская, Молоховская, Крылошевская, Пятницкая, Днепровская – отремонтированы».
Если в XVII и начале XVIII века укрепление оживленного торгово-ремесленного пространства Заднепровья было стратегической задачей, то снижение военной угрозы сразу отразилось на сохранности кронверка. При первой возможности был начат снос укреплений. Обширный комплекс исторических материалов позволяет проследить постепенную ликвидацию этого крупного сооружения, трансформацию милитаризованного пространства для целей мирного использования.
Благодарим за внимание. Готовим новые статьи 😉