.
X в горле
Вот на таком бэкграунде мы и подходим к борьбе «прокурорских» и «судейских» Бразилии с Х. Здесь, однако, важно избежать одной политической ловушки. И в этом нам как раз и поможет опыт итальянского священника Дона Камилло.
Перед прочтением, пожалуйста, подпишитесь на новый канал "Жизнь Дурова: ЗОЖ, деньги, ИТ"
Ловушка заключается в соблазне списать гнобление Х на месть правым со стороны левых. Политические симпатии Илона Маска хорошо известны: Жаир Болсонару — близкий друг Илона, Илон дружит с Дональдом Трампом, а Жаир пытался, как умел, строить жизнь с Дональда.
Твиттер еще до продажи Маску во времена Дорси обвиняли в Бразилии в недостаточном уважении к социалистическим ценностям и склонности к буржуазному индивидуализму (что вполне естественно для либертарианца Дорси), а уж с приходом Маска поддержка либеральной партии Бразилии (и Болсонару) в Х пошла уже в открытую.
Сведение сюжета к мести левых правым стало бы непростительным выхолащиванием реальности. Хотя бы потому, что судья Александр де Мораес — вовсе не левый. В Верховный суд его выдвинул президент Мишел Темер, председатель центристской партии бразильского демократического движения (Partido da Social Democracia Brasileira, PSDB) и главный дирижер импичмента Дилмы Русеф.
После того как Болсонару проиграл выборы, в стране разыгралась пародия на захват Капитолия сторонниками Трампа. С аналогичным результатом: кучку «путчистов» повязали, Болсонару обвинили в попытке госпереворота и в июле 2023-го Высший избирательный суд Бразилии лишил его права избираться до 2030 года (ремарка: а вот Трампа не лишили).
Когда в риаллайфе не осталось заговорщиков и путчистов, а Бразилия вышла на повторный виток народного счастья под управлением партии трудящихся,
судья Александр де Мораес нашел главного врага в цифровом зазеркалье — Твиттер (Х)! Именно эта американская социальная сеть под управлением американского империалиста Илона Маска предоставила трибуну апологетам Болсонару.
В пылу борьбы не правый и не левый судья де Мораес забыл, что он судья, взяв на себя функции и следователя, и полицейского. Мораес завалил руководство Х требованиями удалять посты и блокировать счета тех лиц, к которым у Мораеса были претензии. Претензии на самых разных основаниях: распространение фейковых новостей, пропаганда насилия в школах, призывы к свержению конституционного строя. Без детской порнографии тоже, разумеется, не обошлось.
Ничего не напоминает, читатель? А ведь это демократическая страна Бразилия со зрелыми демократическими институтами, разделением ветвей власти и хорошей Конституцией (в которой, между прочем, политическая цензура трактуется как тяжкое преступление).
Требования по блокировке счетов и удалению постов в Х судья подкреплял весомыми оплеухами: ежедневными штрафами за каждый день просрочки выполнения приказа, арестами сотрудников бразильского офиса социальной сети.
Илон Маск пошел на принцип, обвинил судью де Мораеса в нарушении бразильских законов, превышении полномочий, попрании свободы слова и призвал к его смещению с должности. В ответ де Мораес заморозил счета компании Starlink в бразильских банках!
Казалось бы, при чём тут Starlink. Скоро узнаете.
Конфликт вышел на уровень рукопашной в апреле 2024-го, а кульминация наступила в августе. 17 августа X заявил о прекращении работы бразильского представительства компании. 30 августа де Мораес запретил бразильским интернет-провайдерам предоставлять доступ в X, а пользователям пообещал 50 тысяч реалов ежедневных штрафов за использование VPN для обхода запрета. При том, что у самого де Мораеса есть аккаунт в Х и более 1 млн подписчиков.
Скриншот аккаунта Александра де Мораеса в соцсети X
В ответ Илон Маск завел специальный аккаунт в Х (@Alexandre Files), которые призван «обнажить незаконные распоряжения, сделанные Александром де Мораесом в адрес Х». Сюда ежедневно сливаются циркуляры, внутренние распоряжения (в том числе с грифом «секретно»), которые свидетельствуют о том, что боевой бразильский судья прямым текстом диктует социальной сети, какие посты нужно удалять, а какие счета замораживать.
Последние новости с информационного фронта:
- в бразильском парламенте собираются подписи для смещения де Мораеса, «позорящего звание судьи»;
- де Мораес отправил запросы в компании Apple и Google с требованием удалить из своих онлайн-магазинов приложение Х, а также все VPN-сервисы (правда, быстро одумался и отозвал это позорище);
- Маск продолжает сливать компромат на бразильского судью, настаивая на том, что собранных доказательств преступлений судьи Верховного суда уже хватает на 20 лет судебной посадки.
Загружено с ошибкой.Поддержать независимую журналистику
Удар по империалистам из Starlink
Выше я сказал, что анализ политического фона бразильского конфликта позволит нам устранить этот самый политический фон и выйти на важные для всех нас выводы. Прежде чем мы выйдем на финишную прямую, дополню картинку небольшим обобщением.
Как видят сюжет с борьбой де Мораеса и Маска бразильские левые?
Здесь царит полное единодушие: дело не в Х, а в желании «гринго» похитить драгоценные ресурсы страны и превратить Бразилию в сырьевой придаток и колонию англосаксонского империализма!
Дальше больше. Говорить о том, что Илон Маск действует самостоятельно и независимо, значит демонстрировать политическую наивность. Нужно совсем выжить из ума (вот она начинается — такая любимая современными политиками конспирология!), чтобы допустить мысль о том, что какой-то приезжий из ЮАР бизнесмен может получить контроль над крупнейшей в США космической частной империей, самой большой в мире частной сетью спутников и одной из самых влиятельных социальных сетей без прямого разрешения со стороны военно-промышленного комплекса США. В реальности Маск — не более чем марионетка англосаксонского империализма, озабоченного только одним: колонизацией прекрасной нашей родины, Бразилии.
Раз так (продолжаю суммировать оценку сюжета со стороны бразильских «левых»), то нужно не просто сплотиться всей нацией, но и поддержать судью де Мораеса в его адекватном понимании реальности, требующем нанести комплексный удар по врагу: нейтрализовать в Бразилии не только Х, но и остальные конкистадорские проекты Маска — Tesla и Starlink!
Со Starlink теперь понятно: спутники врага предоставляют неподконтрольный доступ к рупору американской пропаганды — сети Х — в обход местных законопослушных бразильских провайдеров.
С Tesla, поверьте, немногим сложнее. В 2023 году китайский производитель электромобилей BYD, главный конкурент Tesla, объявил о строительстве трех заводов в северо-восточном штате Бразилии Баия. В начале 2024-го Financial Times сообщила, что BYD заключает соглашение о поставках с Sigma Lithium, которую, по слухам, пытался приобрести Илон Маск. Цитирую журналиста Ренато Соуза: «За несколько часов до начала нападок Илона Маска на Бразилию главный исполнительный директор Sigma Lithium, уроженка Рио-де-Жанейро Ана Кабрал-Гарднер заявила Reuters, что не собирается продавать компанию Маску и намерена увеличить производство лития до 520 тысяч тонн в год к 2025 году».
Наконец, последняя вишня на бразильском «левом» торте: «недемократический» наезд Бразилии на Х — это жалкий лепет на фоне ультиматума, выдвинутого сенаторами США китайской компании TikTok: или продаете свой бизнес нашим правильным пацанам, или мы вас блокируем на всей территории Америки.
Посмотрим теперь на сюжет глазами «правых» наблюдателей.
Ситуация оценивается до того просто, что эффект чреват эстетическим разочарованием:
то, что творит судья де Мораес, является абсолютным беспределом, поскольку попирает святая святых демократии — свободу слова и самовыражения.
Вы не поверите, но именно к этой единственной претензии сводятся все без исключения публикации и посты видных представителей американского «правого» журнализма. Об этом стенает Мэтт Тайбби, Майкл Шелленбергер и, конечно же, Илон Маск. Весь «крестовый поход» Америки на судью де Мораеса сводится именно и только к этому: судья действует неконституционно, потому что цензурирует свободу слова.
«Франция более активна в борьбе с киберпреступностью, чем ее соседи»
Французский юрист, эксперт в сфере цифрового права — о сути обвинений, выдвинутых против Павла Дурова
Жупел «национального законодательства»
Теперь, когда мы получили все нужные формулировки слева и справа, можно с легкостью свернуть эту надоевшую политическую канитель. Критика де Мораеса «справа» вместе с обвинением судьи в нарушении системообразующих прав и конституции, а также симпатиям к «левым», не стоит выеденного яйца, потому что за этой критикой не стоит ничего, кроме временами совсем уж невыносимого американоцентризма.
Дело в том, что абсолютный приоритет свободы слова и самовыражения — это привилегия и великое завоевание единственной конституции в мире — конституции США. Ни в Евросоюзе, ни в Бразилии, ни — насколько мне известно — где-либо еще в мире подобного положения не существует.
В частности, в Конституции Бразилии прописана важность свободы слова и самовыражения, равно как и недопустимость цензуры, однако сразу же делается важная оговорка: свобода слова допустима только в той мере, в которой она не затрагивает и не попирает интересы третьих лиц и институтов.
Я не юрист, поэтому хотелось бы услышать комментарии и поправки от коллег-профессионалов. Однако, анализируя законодательные акты, которые принимаются в Евросоюзе и которые единодушно воспринимаются либеральным (тем более либертарианским) сообществом не иначе как репрессии в адрес свободы самовыражения в цифровом пространстве, прихожу к выводу, что европейский конституционный фундамент совпадает с бразильским. И там, и там свобода слова и самовыражения даже отдаленно не сходится с безграничным пространством, которое выделяется этим важным демократическим завоеваниям в Конституции США.
Сторонники бывшего президента Болсонару протестуют против приостановки работы социальной сети Илона Маска X в Бразилии. Фото: Sebastiao Moreira / EPA-EFE
Полагаю, мы созрели для того, чтобы провести параллель между «крестовыми походами» бразильского и французского государства на столь дорогую моему сердцу цифровую вольницу. Начну с важного: судья де Мораес действует сугубо в рамках национальной бразильской конституции, которая позволяет затыкать рот кому угодно и чему угодно в риаллайфе и цифровом пространстве под предлогом нарушения прав третьих лиц (например, бразильских школьников, которые видят в сети Х призывы вооружаться и совершать насилие в родных школах). По этой причине не вижу ни единого шанса на импичмент судьи-конкистадора, защищающего национальные ценности!
Такие же родные национальные ценности защищают французские прокуроры, которым хватило трех суток ареста Павла Дурова, чтобы Telegram начал беспрекословно перлюстрировать закрытые аккаунты
и каналы по каждому новому требованию регуляторов ЕС.
Во избежание обвинений в предвзятости, обязан указать, что, если исходить из приоритетов национальных законодательных актов над либертарианским представлением об истинной свободе (а эти представления в нашем сюжете совпадают с положениями конституции США) и не допускать двойных стандартов, мы обязаны признать право российского правосудия творить то, что оно сегодня творит, потому что оно также действует в рамках собственного национального законодательства, которое написано таким образом, чтобы защитить «национальные традиционные ценности» от тлетворного влияния англосаксонских «извращенцев».
Как видите, мотивация принципиально нисколько не отличается от того, что делается сегодня в реально демократической Бразилии под управлением Партии трудящихся.
Мораль истории такова: если мы и дальше решим оставаться в рамках представлений о приоритете законодательства национальных государств, мы обязаны раз и навсегда закрыть все разговоры на тему «нарушения свободы слова» и «затыкания ртов» в цифровом пространстве.
Еще по теме экономики и технологии:
Мы с семьей живем на 30 тысяч в месяц. Я — жена военного, и его зарплата — единственный источник дохода для нас и ребенка. Мы взяли ипотеку, делаем ремонт служебной квартиры и жестко экономим
Интернет-провайдеры потребовали прекратить замедлять YouTube из-за массовой потери абонентов
Российский бизнес резко перестал платить налоги: долги перед бюджетом достигли исторического рекорда
Россия начнет платить Китаю криптовалютой за необходимые товары