Экосистема бренда – это совокупность всех точек касания между брендом и потребителем. Экосистема моделирует весь путь клиента: от момента зарождения потребности в продукте до самой покупки, и далее к формированию лояльности. Основная задача экосистемы – создать пространство, в котором аудитория самостоятельно и добровольно удерживает внимание на всех этапах взаимодействия: от формирования потребности до покупки и переходу к лояльности.
Для того чтобы разработать экосистему необходимо найти все возможные точки касания со своей аудиторией.
Точки касания – это все моменты, когда потребитель соприкасается с брендом. Они могут быть физическими (офлайн-магазины, ивенты) или цифровыми (сайт, социальные сети, реклама).
Основная цель определения точек касания – моделирование восприятия и поведения потребителя, аналитика этих данных и управление продажами.
Базовые точки касания, необходимые для создания экосистемы:
- Формирование потребности - что стимулирует интерес клиента к продукту?
- Поиск товаров - какие каналы, приемы клиент использует для поиска товаров?
- Принятие решения - что влияет на выбор?
- Совершение покупки - где и как покупка происходит?
- Формирование лояльности - почему, где и как формируется?
Чтобы бренду сузить поиск и не анализировать безбрежный океан потенциальных покупателей, необходимо изначально определиться с нишей, в которую бренд хочет зайти, и наложить на нее ценности и идеи, которые он будет транслировать.
Ниша — это сегмент рынка, в котором бренд решает работать. Это стратегический выбор, который определяет целевую аудиторию, чтобы сузить фокус и направить ресурсы на наиболее подходящую аудиторию, не распыляя усилия на весь рынок. Выбор ниши также дает понимание, о конкурентном поле и позиционировании бренда.
Ниша определяется факторами: ценовой сегмент, продуктовый подход, бизнес-модель. Также важно понимать тренды рынка, чтобы оценить динамику и потенциал выбранной ниши.
Ценности и идеи бренда – это основа его идентичности. Именно они формируют эмоциональную связь с целевым клиентом и помогают отличаться от конкурентов. Правильно сформулированные и транслируемые ценности становятся магнитом для аудитории, которая разделяет их.
Ценности, т.е. принципы, которые бренд поддерживает и транслирует во всём, что делает -как ведет бизнес, взаимодействует с клиентами, сотрудниками и обществом в целом.
Два ключевых ограничения — ниша и ценности — являются основой фокусировки бренда.
Ниша помогает определить, в каком сегменте и для кого бренд будет работать, а ценности создают эмоциональную связь с аудиторией, формируя уникальность бренда. Эти два элемента задают реалистичный и целенаправленный пул аудитории, на который стоит ориентироваться при анализе поведения и создании точек касания.
Таким образом, через понимание поведения и мотивации своего сегмента аудитории на каждом шаге их покупательского пути, бренд сможет конвертировать спонтанное внимание в выручку.
Важно помнить, что построение экосистемы — это не одноразовый процесс. Это постоянное исследование и оптимизация на основе данных и изменений рынка. Бренд, который четко понимает свою нишу и ценности, способен эффективно формировать взаимодействие с аудиторией на каждом этапе пути клиента: от осознания потребности до лояльности. Это позволит не только увеличить продажи, но и построить долгосрочные отношения с потребителями.