Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Педагогика действительно наука, или выполняет функции «чего изволите»?

Нравится мне советская наука, особенно педагогика. Спросите, почему она советская? А какая же ещё? Только не нужно убеждать, что советской власти 30 лет как нет. Власти советской нет, а люди по-прежнему советские. Примеры? Пожалуйста!

Не могу представить, чтобы вашингтонский обком распорядился включить в школьные программы Америки лапту и городки как виды спорта, которые формируют у учащихся «чувство патриотизма, нравственные качества (честность, доброжелательность, дисциплинированность, самообладание, терпимость, коллективизм»), а потом, через год, этот же обком распорядился исключить эти виды спорта, поскольку «практикуемые за рубежом дисциплины не соответствуют отечественному историческому опыту и традициям, национальным нравственно-этическим нормам».

А вот советская педагогическая наука способна вывернуться в течение года наизнанку, и ничего ей за это не будет, кроме новых публикаций самых актуальных документов!

Нароем лунки на школьном стадионе!
Нароем лунки на школьном стадионе!

В начале 2024 г. министерство просвещения включило гольф, любимую игру миллионеров, в школьную программу по физкультуре. Учителям физкультуры сообщалось, что речи о том, что в каждой школе появится газон и набор клюшек, не идет, но «элементы этого вида спорта теперь педагоги могут включать в занятия». Учителя привычно пожали плечами: таким же способом в школах без бассейна уже давно по распоряжению министерства изучают плавание. Наверно, это реализация древнего анекдота: «Вы плавайте, плавайте, а потом и воду дадим!»

В документе подчеркивается, что гольф является эффективным средством физического воспитания и содействует всестороннему интеллектуальному, нравственному развитию:

«Гольф, как средство воспитания, формирует у обучающихся чувство патриотизма, нравственные качества (честность, доброжелательность, дисциплинированность, самообладание, терпимость, коллективизм). Гольф требует соблюдения этикета, это дисциплинирует обучающихся, учит их владеть собой в стрессовых ситуациях и с уважением относиться к соперникам».

Кроме гольфа, в программу этим же приказом предлагалось ввести в школьные занятия чир спорт (чирлидинг) – «интересный для детей и популярный среди молодёжи командный вид спорта, сочетающий в себе спортивные нагрузки и гармонию, красоту выступлений».

Первоначально чирлидинг – это было выступление команды девушек, которые скандировали «речёвки» в поддержку своей команды и двигались, используя танцевальные, гимнастические и даже акробатические элементы. Потом это стало соревнованием групп поддержки, и, наконец, выделилось в отдельный вид спорта.

В числе основных целей изучения модуля «Чир спорт» на уровне начального общего образования названы «формирование знаний истории развития чир спорта в мире и России», «умение произносить чиры (речёвки)». Что тоже, по задумке Минпросвещения, подарит «чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России».

Так, всё поняли? Гольф и чирлидинг подарят гордость за Родину и народ, воспитает патриотизм и высокие нравственные качества!

Но, очевидно, документы, регламентирующие включение гольфа и чирлидинга в программы школ готовились слишком долго (проклятый бюрократизм!) – изменилась ситуация, откровенно западные новшества были отвергнуты, поэтому появился совершенно новый приказ министерства.

Ах, какой вид ... спорта для школы!
Ах, какой вид ... спорта для школы!

Буквально только что министерство просвещения предложило исключить из уроков физкультуры в российских школах гольф и чир-спорт (чирлидинг), поскольку «практикуемые за рубежом» дисциплины не соответствуют «отечественному историческому опыту и традициям, национальным нравственно-этическим нормам». Об этом говорится в проекте приказа ведомства, появившемся на федеральном портале правовых проектов.

Также министерство предложило убрать из уроков физкультуры «практики массажа и банных процедур». Массаж в учебной программе сейчас упоминается в модулях по самым разным видам спорта (в том числе по перетягиванию каната и городошному спорту), а вот банные процедуры – только по бадминтону. Причина для их исключения: «возрастная психофизиология школьников». Научишь их массировать – а они и начнут! И продолжат!

Кроме того, Минпросвещения решило убрать из учебной программы информацию о зарубежных спортсменах, тренерах и соревнованиях. Это, как говорится в пояснительной записке, делается «в целях формирования осознанного отношения учащихся к истории, опыту и ценностям именно отечественной физической культуры и спорта».

Запланированные ведомством изменения касаются не только физкультуры.

Например, из образовательных программ предполагается убрать следующие термины: гендерный; толерантность; буллинг; семейное насилие.

Их ведомство собирается поменять на «понятные и нейтральные формулировки».

Вам всё понятно? Понимаете смысл этих замен? Просто когда этих слов нет, то и явлений таких тоже как бы и нет! Нет у нас никакого буллинга! Деточки немного подрались! Гениальные ведь чиновники! И все они педагоги!

Этот проект приказа возвращает «системы образования к национальному воспитательному идеалу, что является одной из приоритетных государственных задач, направленных на укрепление общероссийской гражданской и культурной идентичности, являющихся важнейшими условиями обеспечения национальной безопасности России в сферах образования и культуры».

В случае одобрения приказ вступит в силу с 1 сентября 2025 года.

А вы говорите, что у нас давно нет советских учёных, педагогов, советских чиновников – да вот же они, «живее всех живых»!