Цифровые технологии облегчают жизнь, но они же способны и принести большие проблемы.
Финансовые мошенники постоянно совершенствуют методы отъёма денег у граждан, научившись обманным образом входить к нам в доверие, представляясь то сотрудниками полиции и ФСБ, то банковскими работниками или социальных служб. Многие на эти обманные приёмы ведутся и теряют в результате свои деньги. В прошлом году финансовые мошенники выманили у граждан 15,8 млрд рублей (такие данные приводит Банк России). Очень внушительная цифра. Но ситуация с ростом таких видов преступлений, кажется, будет только расти. На нас с вами наваливается такая беда, что любой самый невероятный прогноз становится допустимым.
Если прежде нам звонили неизвестные люди, представляясь должностными лицами, и от имени государственных организаций беседовали с нами, а правильнее говоря, мозги пудрили, запугивая тем, что некие жулики прямо сейчас крадут у нас с вами деньги со счетов, то теперь технология обмана совершенствуется и становится чрезвычайно опасной. Нам могут позвонить и с нами поговорить хорошо знакомые нам люди (так мы думаем), которых мы знаем, которым доверяем, потому что это наши родственники или закадычные друзья, и в ходе разговора попросить срочно одолжить им энную сумму денег, потому что у них что-то чрезвычайное стряслось. И, конечно же, мы им в этом не откажем, найдём деньги и перечислим на указанные ими счета. Не поверить мы им не сможем, потому как доверяем своим глазам и ушам. А оказывается, уже самим себе верить не всегда можно.
Новая технология подмена личностей, именуемая дипфейком, опасна тем, что нейросети способны формировать контент, в том числе и визуальный, когда, разговаривая с человеком по телефону, ты не сможешь понять, что говоришь не со знакомым тебе человеком, а с его образом, созданным искусственным интеллектом. Нейросеть уже умеет подменять лицо, жесты, мимику, голос и даже интонации голоса, делая это так искусно, что живого человека (известного вам) вы не отличите в телефонном разговоре от его виртуального образа. И это уже не кадры из фантастического фильма, а реальность, шагнувшая из нейросетей в нашу жизнь.
Пока это ещё не массовая угроза, но к ней уже пора готовиться. И в Госдуме началась работа по упреждению преступлений, связанных с использованием дипфейков. Депутат Госдумы Я. Нилов и сенатор А. Пушков подготовили проект закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», предлагая наказывать за клевету, совершённую с использованием изображения или голоса потерпевшего или иного лица, а равно с использованием биометрических персональных данных потерпевшего. За клевету, кражу и мошенничество, в том числе и в сфере компьютерной информации, вымогательство, причинение имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием предлагается штрафовать и даже лишать свободы. Степень наказания будет зависеть от характера преступления. Скажем, за кражу с использованием изображения или голоса человека, предложен штраф до полумиллиона рублей, а за что-то более серьёзное могут и свободы лишить на срок до шести лет, ещё и с требованием выплаты штрафа. За клевету с применением дипфейков наказание предлагается выносить более строгое, чем за вымогательство (чем финансовые мошенники как раз занимаются).
Кажется, возражений против таких мер защиты человека не может быть. Тем более что речь ведь идёт не просто о наказании финансовых мошенников, а законотворческий вопрос много шире формулируется - разговор надо вести о нашей с вами безопасности в широком смысле слова.
Что думает о предлагаемом законопроекте эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности Павел Никитин, который в качестве волонтёра часто выступает в разных профессиональных и возрастных аудиториях, предупреждая своих слушателей о возможных угрозах по причине собственной финансовой беспечности или доверчивости.
Тема о дипфейках одновременно и важная, и сложная для обсуждения (в сами дипфейки пока всё же плохо верится), и я сначала поинтересовался у Павла Никитина, а он в своей практике, как эксперт, когда-либо сталкивался с разбором ситуации, где предметом обсуждения становились нейросети, создатели которых с помощью дипфейков воровали деньги у людей?
Он на это ответил отрицательно: «Ни я лично, ни мои клиенты с таким не сталкивались. С дипфейками пока не пересекались. Хотя известно, что они уже есть. Это действительно - реальность».
- Тогда как на эту реальность правильно реагировать, чтобы не стать жертвой финансовых мошенников? – спрашиваю П. Никитина.
- У меня две дочери подростка растут, и я как-то завёл с ними разговор о новых информационных технологиях, несущих человеку угрозу, - издалека начал свой ответ Павел Никитин. - И я поинтересовался у них, как бы они поступили, если б, взяв телефонную трубку, услышали мой голос и моё предложение к ним выйти на улицу, где их ждёт такси, мною заказанное, и ехать по адресу, где я их буду ждать? Они ответили, что поехали бы ко мне. Это стало поводом для нашего с ними разбора такой нестандартной ситуации.
Я постарался внушить своим детям, что если кто-то звонит им по телефону, и пусть даже голос на мой похожий будет, им прежде чем-то что делать (выполнять услышанное), нужно разобраться - это стандартная ситуация или нет? Спрашиваю: я вам когда-либо заказывал такси и предлагал ехать одним по неизвестному адресу? Ответ: нет. Ситуация стандартная? - уточняю у них. Нет, не стандартная, - отвечают они. После чего я им сказал, что любой разговор по телефону с родителями, если в ходе него звучит необычная просьба (приказ), они должны перепроверить услышанное, для этого перезвонив родителям. Буквально пара минут и картина прояснится. Они согласились с этим.
Разговор о дипфейках выходит далеко за обсуждаемую нами тему о финансовых мошенниках. Речь впору вести о безопасности человеческой жизни.
Как и любая социальная инженерия дипфейк применяется для того, чтобы ввести человека, ставшего объектом корыстного психологического давления, в стрессовое состояние. Человек должен довериться анонимному собеседнику, подчиниться его воле и потому, убеждён Павел Никитин, в подобных ситуациях нужно уметь дистанцироваться от наседающего «собеседника». Первое что требуется сделать, это прервав телефонный разговор, самому перезвонить человеку, с которым только что по телефону разговаривал, разобравшись, вы с ним беседовали или с дипфейком?
Такие уж времена наступают.
Анатолий Цыганков