Игровая зависимость -
Форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми, подчиненность своего выбора внешней сложной цели — достижению прогресса в виртуальной игровой реальности (Е. Е. Малкова).
Общие черты игровой зависимости:
неограниченное количество времени за игрой; неправильная расстановка приоритетов; ограничение в общении со сверстниками и близкими людьми; нет контроля времени; чувство раздражения при невозможности воспользоваться игрой и чувство удовольствия и эйфория от процесса игры (А. В. Сидорова).
Из этого следует, что игровая зависимость — психическое заболевание, которое характеризуется потерей времени, самоконтроля и патологическим пристрастием к игре (Л. П. Гурьева).
В младшем школьном возрасте наиболее существенным фактором развития личности ребенка являются условия развития, в сравнении с предшествующими возрастами, когда биологические детерминанты, более определяющие в развитии, или последующими – когда внутренняя позиция личности может стать значимым фактором развития (А. С. Обухова). Основными причинами возникновения игровой зависимости в младшем школьном возрасте являются нарушения в: детско-родительских отношениях; самооценки; самореализации, возможность при помощи игр реализовать свои фантазии и страх; межличностных отношений – дефицит общения, актуально для детей в век цифровых технологий.
На данный момент проблема профилактики игровой зависимости у младших школьников только начинает развиваться. Качественно разработанных программ профилактики, направленных именно на проблему компьютерной игровой зависимости, почти нет, есть лишь программы, ориентированные на профилактику аддитивного поведения в целом. Именно поэтому сейчас особенно актуальна проблема профилактики компьютерной и игровой зависимости у детей младшего школьного возраста.