Найти тему

Диссертация: "Теоретические основы и практические аспекты оценки деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ".

Оглавление

Диссертация посвящена актуальной проблеме повышения эффективности государственного управления в России. В работе проведен анализ теоретических основ формирования системы критериев оценки эффективности, изучена нормативно-правовая база, а также рассмотрены основные методики оценки, применяемые в органах исполнительной власти субъекта РФ. На примере Избирательной комиссии Волгоградской области проанализирована результативность деятельности органа власти, выявлены проблемные зоны и предложены пути оптимизации системы показателей и методики оценки.

Фрагмент диссертации предоставлен для ознакомления. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

1.1 Теоретические предпосылки и методологические основы формирования системы критериев эффективности государственного управления

1.2 Нормативно-правовая база организации эффективности деятельности исполнительных органов власти Российской Федерации

Глава 2. КРИТЕРИИ И МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Характеристика основных критериев и методик оценки эффективности деятельности, применяемых в органах исполнительной власти Российской Федерации

2.2. Оценка результативности деятельности органов исполнительной власти на примере Избирательной комиссии Волгоградской области: инструментарий, эффективность, качество управленческих решений

Глава 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА Российской Федерации

3.1 Оптимизация системы показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти

3.2. Совершенствование методики оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации на примере Избирательной комиссии Волгоградской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Развитие Российской Федерации, как правового демократического государства требуют наличия эффективной, гибкой, приспособленной к новым вызовам системы государственного управления. Повышение эффективности и качества национальной системы государственного управления является одним из главных условий обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны в целом, а также основным фактором улучшения благосостояния граждан. Главной проблемой, сдерживающей формирование эффективной системы управления в России, является отсутствие единой концепции управления с четко определенными задачами для всех управленческих уровней: отдельного государственного служащего, подразделения, учреждения, органа государственной власти или системы государственного управления в целом.

Степень изученности. Анализ профессиональной научной литературы свидетельствует, что значительный вклад в исследование вопросов оценки системы государственного управления внесли многие зарубежные и отечественные ученые. Так исследованию теоретических и правовых основ эффективности деятельности органов исполнительной власти посвящены работы: М.У. Байсаевой, С.А. Батчикова, И. Барциц, Д.Р. Боязитова, П.Ф. Друкера, О.Ю. Ереминой, А.В. Желтенкова, О.В. Жигарь, В.А. Ильина, С.А. Кожевникова, И.И. Кохановской, Т.Ю. Лушниковой, А.Д. Мандриченко, В.А. Рубан, Т.В. Усковой, О.В. Филимоновой, И.Ю. Чазовой, А.Е. Чичерина, В.И. Яковчук. Научному поиску критериев и методики оценки эффективности в органах государственной власти посвятили свои труды: Ю.М. Большакова, Г.И. Бурдакова, К.А. Григорьев, Д.И. Дынник, Д.П. Зеркин, Е.В. Крюкова, В.Ю. Максимов, Д. Розенблум, А.Н. Савруков, Х. Саймон и др. Обоснованию путей совершенствования методики оценки эффективности в органах государственного управления посвящены научные работы: Е.Д. Богатырева, Р. Каплан, Х.Т. Келехсаева, В.А. Маркеловой, И.Е. Хмуры, С.С. Шепелевич и др. Однако, не смотря на значительное количество научных наработок, сложность исследований проблем оценки эффективности в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации объясняется как недостаточностью разработки понятий и категорий теории оценивания, так и трудностями практического применения предложенных методик оценивания. Кроме того, научно и практически недостаточно разработанными остаются вопросы оценки деятельности областных избирательных комиссий.

Обеспечение эффективности выступает сложной задачей для управленческой системы, в том числе и находящейся в состоянии трансформации. Разносторонность управленческой деятельности требует применения различных подходов к обеспечению эффективности и создания дифференцированных критериев ее оценки. Необходимым является выработка и применение особых технологий и инструментов обеспечения эффективности управленческой деятельности, которые будут сохранять внутреннюю целостность и вместе с тем гибкость управленческой системы, а также обеспечивать быстрые качественные изменения в государстве. Обозначенное и обусловило выбор темы, цели и задач диссертационной работы.

Целью магистерской диссертации является обоснование теоретических основ развития категории эффективности в государственном управлении и определение критериев и методики ее оценки в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- раскрыть теоретические предпосылки и методологические основы формирования системы критериев эффективности государственного управления;

- изучить нормативно-правовую базу организации эффективности деятельности исполнительных органов власти Российской Федерации;

- охарактеризовать основные критерии и методики оценки эффективности деятельности, применяемые в органах исполнительной власти Российской Федерации;

- провести оценку результативности деятельности органов исполнительной власти на примере Избирательной комиссии Волгоградской области;

- выявить пути оптимизации системы показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти;

- обосновать направления совершенствования методики оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации на примере Избирательной комиссии Волгоградской области.

Объект исследования – категория эффективности в государственном управлении.

Предмет исследования – закономерности, критерии, направления развития методики оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Методы исследования. Для выполнения поставленных в магистерской диссертации задач был использован комплекс общенаучных и специальных методов: системный, системно-структурный, сравнительный, SWOT-анализ и формально-логический.

Системный метод применялся для осуществления теоретико-методологического обобщения теоретических предпосылок и методологических основ формирования системы критериев эффективности государственного управления. Системно-структурный метод способствовал рассмотрению основных критериев и методик оценки эффективности деятельности, применяемых в органах исполнительной власти Российской Федерации. SWOT-анализ позволил охарактеризовать факты, дать оценку результативности деятельности органов исполнительной власти на примере Избирательной комиссии Волгоградской области. Формально-логический метод способствовал обоснованию путей совершенствования методики оценки эффективности в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

С помощью использованных методов исследования был осуществлен комплексный анализ поставленных задач и получены достоверные теоретические, практические результаты, сформулированы выводы и рекомендации.

Информационную базу исследования составляли труды зарубежных и отечественных ученых, нормативно-правовые акты, Интернет-ресурсы, информация Избирательной комиссии Волгоградской области.

Научная новизна полученных результатов. В магистерской диссертации решена научная задача, которая заключается в обосновании обоснование теоретических основ развития категории эффективности в государственном управлении и определение критериев и методики ее оценки в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Наиболее весомые результаты диссертационного исследования, имеющие научную новизну, заключаются в том, что:

- научно-теоретическое осмысление закономерностей развития методологии оценки эффективности на основе анализа научных разработок отечественных и зарубежных ученых позволило выявить закономерности, которые заключается в том, что на современном этапе как сама категория эффективности, так и критерии ее оценки разработаны и подробно исследованы по отношению к управлению организацией, тогда как в мировой науке и практике нет общепринятых критериев оценки эффективности органов исполнительной власти;

- усовершенствованы теоретико-методические подходы к построению системы оценивания эффективности деятельности органов исполнительной власти путем выделения таких составляющих: формулирование критериев, инструментов и методик оценки эффективности на стадии установления целей деятельности; четкое определение субъектов оценки эффективности; разработка объективных показателей для оценки;

- предложена система мониторинга деятельности органов исполнительной власти на базе исследования общественного мнения, а также изучения ситуации в органе исполнительной власти с привлечением специалистов. Обосновано, что для сбора данных о социальной эффективности деятельности органов исполнительной власти целесообразно ввести социологические опросы, во-первых, потребителей государственных услуг, т.е. изучения общественного мнения, во-вторых, независимых специалистов-экспертов (профессионалов других ведомств, ученых, политических аналитиков).

- с целью оценки системы государственного управления, в том числе и деятельности органов исполнительной власти, предложено использование сбалансированной системы показателей, которая предусматривает оценивание четырех аспектов: финансов, потребителей, внутренних бизнес-процессов, обучения и развития персонала. Разработана методика оценки деятельности органов государственной власти на основе сбалансированной системы показателей, с использованием факторно-критериальной модели и количественных методов экспертного оценивания, предусматривающая пять этапов оценки.

Практическое значение полученных результатов. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности органов исполнительной власти, что позволит повысить эффективность их деятельности.

Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

1.1 Теоретические предпосылки и методологические основы формирования системы критериев эффективности государственного управления

Объективная и достоверная оценка эффективности государственного управления требует разработки адекватных критериев для ее осуществления. Критерии в управлении – мерила оценки, наиболее существенные, часто комплексные показатели, которые позволяют определить, классифицировать, оценить те или иные существенные аспекты управленческой деятельности, охарактеризовать то или иное качество управления[1]. Критерии эффективности представляют собой признаки, стороны, проявления управления, анализируя которые, можно определять уровень и качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества. Критерий эффективности управления определяется как уровень достижения целей управления, степень достижения объектом управления желаемого состояния[3]. Для систем управления критерий должен определять эффективность управления, т.е. оценивать проявления управления, благодаря анализу которых можно определять уровень и качество управления и предоставления услуг, его соответствие потребностям общества. Именно учет качества отделяет критерии управления от других показателей, измеряющих только количественные показатели соответствующих признаков, проявлений и т. п.

Простота критерия эффективности в коммерческих организациях, целью которых, как правило, является получение прибыли, в значительной степени объясняется тем фактом, что деньги обеспечивают "общий знаменатель" для измерения результатов и доходов и позволяют напрямую их сравнивать. Эту концепцию необходимо расширить таким образом, чтобы ее можно было применить к процессу принятия решений в тех случаях, когда факторы, которые влияют на него, не поддаются прямому измерению в денежных единицах. Именно такие факторы присутствуют в государственном управлении, где монетарное измерение результатов, как правило, лишено смысла или невозможно. Итак, в сфере государственного управления необходимо найти некий заменитель денежной стоимости продукции в качестве мерила ценности. Этот заменитель обеспечит формулирование целей деятельности и разработку индикаторов для измерения степени достижения этих целей. Любое измерение, которое является индикатором влияния управленческой (административной) деятельности на достижение конечной цели, представляет собой измерение результата данной деятельности.

Таким образом, на современном этапе как сама категория эффективности, так и критерии ее оценки разработана и подробно исследована по отношению к управлению организацией, тогда как в мировой науке и практике нет общепринятых критериев оценки эффективности государственного управления. Слабая разработанность проблемы оценки эффективности государственного управления в отечественной теории и практике управления в значительной мере связана со сложностью и многогранностью категории "эффективность государственного управления", что делает невозможным полное перенесения существующих подходов к оценке эффективности управления с уровня отдельной организации на уровень государственного управления.

Понятие "эффективность государственного управления" – комплексное, многогранное и зависит от многих факторов (экономических, социальных, политических и др.), что затрудняет применение методов количественного анализа. Определить результат государственного управления и оценить обусловленный им эффект весьма сложно и связано это, в первую очередь, со сложностью определения основных факторов, которые имеют непосредственное влияние на эту категорию. Вследствие этого среди ученых, на сегодняшний день, до сих пор отсутствуют четко определенные критерии оценки эффективности государственного управления и возникает мысль о методологии оценки эффективности государственного управления. Часто даже высказывается гипотеза о невозможности ее оценки. Ситуация осложняется еще и тем обстоятельством, что в полном объеме управленческую деятельность практически нельзя оценить на какой-то определенный момент, поскольку результаты ее будут известны лишь в отдаленном будущем. Так же и деятельность аппарата управления является эффективной только тогда, когда деятельность объекта управления будет эффективной. Однако без постоянного количественного и качественного измерения эффективности управления оно не только не будет контролироваться, но и совершенствоваться.

-2
-3

2.2. Оценка результативности деятельности органов исполнительной власти на примере избирательной комиссии Волгоградской области: инструментарий, эффективность, качество управленческих решений

Избирательная комиссия Волгоградской области (далее – Комиссия или ИК ВО), является государственным органом Волгоградской области, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов на территории Волгоградской области в соответствии с компетенцией, установленной законодательством.

В своей деятельности ИК ВО руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Волгоградской области, Законом Волгоградской области "Об избирательных комиссиях в Волгоградской области", иными нормативными правовыми актами Волгоградской области, нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее – ЦИК России), самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению, и не связана решениями политических партий и иных общественных объединений.

Срок полномочий Комиссии – 5 лет.

Официальное сокращенное наименование Комиссии – ИК ВО.

Комиссия состоит из 14 членов с правом решающего голоса, которые назначаются Губернатором Волгоградской области и Волгоградской областной Думой в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон) и Законом Волгоградской области "Об избирательных комиссиях в Волгоградской области"[2] (далее – Закон Волгоградской области).

-4

Согласно Регламенту ИК ВО, председатель Комиссии избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов Комиссии с правом решающего голоса по предложению ЦИК России с использованием бюллетеней для голосования.

Заместитель председателя и секретарь Комиссии избираются на ее первом заседании тайным голосованием из числа членов ИК ВО с правом решающего голоса с использованием бюллетеней для голосования.

Член ИК ВО с правом решающего голоса может работать в Комиссии на постоянной (штатной) основе. Количество членов Комиссии с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, определяется решением Комиссии в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на обеспечение деятельности ИК ВО.

Основанием для работы в Комиссии на постоянной (штатной) основе является личное письменное заявление члена Комиссии с правом решающего голоса и решение Комиссии, оформляемое постановлением Комиссии.
На члена Комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, распространяются ограничения, установленные законодательством для лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

-5

Глава 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА Российской Федерации

3.1 Оптимизация системы показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти

Единой методики оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти на сегодняшний день не существует. Разные органы исполнительной власти периодически проводят мониторинги своей деятельности. Система мониторинга деятельности органов исполнительной власти должна создаваться и функционировать на следующих базовых принципах:

1) Законность – мониторинг осуществляется на основании российского законодательства и не вопреки его положениям;

2) Системность – мониторинг должен разрабатываться, организовываться и внедряться на основе системного подхода к регулированию методологического, финансового, организационного и кадрового обеспечения, использование полученных результатов исследований и т. д.;

3) Единство – методика и осуществление мониторинга являются едиными для всех органов исполнительной власти и их структурных подразделений;

4) Открытость – результаты мониторинговых исследований являются открытыми для общественности, если иное не предусмотрено действующим законодательством, а сама система мониторинга должна позволять адаптировать ее к требованиям времени, поскольку круг актуальных вопросов постоянно меняется, меняются требования и методический опыт;

5) Под мониторинговые исследования подпадают результаты деятельности органов исполнительной власти и их структурных подразделений (должностных лиц), а не процессы и условия их достижения;

6) Мониторинг деятельности должностного лица должен осуществляться только в контексте мониторинга деятельности структурного подразделения органа;

7) Проведение мониторинга не должно препятствовать осуществлению органами исполнительной власти и их должностными лицами своих функциональных (должностных) обязанностей;

8) Отсутствие информации о результатах деятельности государственного органа (должностного лица) свидетельствуют об отсутствии самих результатов.

Система мониторинга состоит из субъекта, объекта, предметов, параметров, методов и средств мониторинга.

Субъект мониторинга – это орган публичной власти (в узком смысле – орган исполнительной власти), к функциям и задачам которого отнесена компетенция по постоянного исследования деятельности органов исполнительной власти.

Объект мониторинга – органы исполнительной власти, деятельность которых охвачена исследованием.

Предмет мониторинга – конкретные результаты деятельности органов исполнительной власти (решения, их последствия, принятые меры и т.п.) и социальная оценка результатов этой деятельности.

Параметры мониторинга – количественные и качественные показатели, характеризующие предмет мониторинга. Показатели мониторинговых исследований для каждого из предметов определяются на основе оценки деятельности структурных подразделений и могут быть объединены в группы: политические, социальные, экономические, организационные и другие.

-6
-7