Российский «АвтоВАЗ» на протяжении многих лет остаётся лидером российского авторынка по объёмам продаж. Автомобили марки Lada встречаются на каждом квадратном метре российской территории. Только у меня во дворе можно насчитать с десяток.
Казалось бы, с такой популярностью, причина которой кроется вовсе не в высоком качестве и надежности, никаких проблем у дилеров быть не должно. Россияне сами ходят по салонам, желая купить очередную Lada по цене, за которую раньше можно было BMW найти.
Но, ситуация складывается для «АвтоВАЗ» не лучшим образом. Новая Lada Vesta с приставкой NG, пока не может выдержать конкуренцию со своей младшей сестрой – Granta. Более доступная модель по-прежнему остаётся бестселлером российского рынка, в то время как Vesta NG заполняет дилерские склады. Давайте разбираться в причинах.
За такие деньги хотелось бы что-то получше
На мой взгляд, основной причиной низкой популярности новой Lada Vesta NG является ее завышенная цена. Точнее, её можно назвать завышенной, исходя из соотношения цена-качество.
Достаточно вспомнить, что нам обещали, когда NG только собирались выпускать. Нам рассказывали про современный автомобиль, который отвечает всем требованиям рынка. И тут же мы видим двигатель с мощностью 90 лошадиных сил, который уж точно нельзя назвать достойным современного рынка. Да и версия на 106 лошадиных сил – это необходимый минимум.
Сегодня меньшим объёмом могут похвастаться лишь автомобили, которые по своим габаритам чуть больше кроссовка. Такие любят в Индии, а вот в России они не пользуются популярностью. Да и преемственность моторов не пошла новой модели на пользу.
Что я имею в виду? Да все просто – наследование моторов. Тот же 90-сильный мотор вы можете получить, если купите Granta. Так зачем переплачивать?
На момент выхода Lada Vesta NG на рынок, её стоимость составляла порядка 1,5 миллиона рублей. И это на объявлениях или в заверениях представителей «АвтоВАЗ». Приходя в салон, покупатели видели совершенно другую ситуацию. С «допами» и дилерскими наценками, её могли предложить и за 2 миллиона рублей.
И рядом с ней стояла Lada Granta, которую готовы были отдать за 1-1,1 миллиона рублей (сегодня о таких ценах остаётся только мечтать). Зачем тогда переплачивать? Двигатель тот же, ходовая часть, коробка. Да, кузов более современный, но назвать его весьма удачным – язык не повернётся.
Вот и получилось, что российским потребителям пытаются «втюхать» все ту же Granta, только в новой обертке и по завышенной цене. Возможно, на «АвтоВАЗ» рассчитывали, что подвоха никто не заметит, но подмена не удалась.
И рядом у того же дилера за 2 миллиона рублей продают китайский автомобиль. Да, качество его вызывает вопросы. Но и российский автопром надёжностью не балует. Чего только стоят многочисленные проблемы с электроникой. А китайцы готовы за 2 миллиона предложить неплохой набор функций. Пусть и часть из них через 1-2 года перестанут работать, зато сейчас они есть.
И на вторичном рынке выбор вполне неплохой. Можно присмотреть Polo или Rapid. Не новый, с пробегом, но вряд ли он сильно уступит российской Lada Vesta. И это за все те же 2 миллиона рублей.
Продавайте, как хотите
В нынешних условиях ситуация для дилеров складывается не лучшим образом. С одной стороны, они столкнулись со стеной непонимания со стороны покупателей. Те наотрез отказываются покупать Vesta NG, отдавая предпочтение Granta. Но тут же в дело вступает «АвтоВАЗ», который махает перед лицом контрактом.
Да и Largus неплохо поджимает. О полноценном восстановлении производства говорить пока не приходится, но модель сейчас находится на стадии реанимации. Ещё немного, и новые автомобили начнут заполнять автосалоны. Сомневаюсь, что Vesta NG сможет составить им достойную конкуренцию.
Все же Largus всегда пользовался у россиян большой популярностью. Вместительный фургон, который ещё и высоким клиренсом может похвастаться. Захотел, отправился в путешествие с семьей. А если нужно, то и на дачу рассаду отвёз. Универсальный автомобиль, и Vesta ему тут совсем не конкурент.
Вот и приходится производителям, искать уловки, чтобы продавать ненавистные Vesta NG, придерживая более популярные фургоны. Кто-то сомневается, что с их массовым появлением в салонах, продажи Vesta резко упадут? Лично я, нет.
На помощь дилерам пришёл «АвтоВАЗ». Сперва помахал дилерским соглашением, а потом решил помочь. Тут тебе и достойные скидки в дилерских центрах, и возможность взять Vesta в рассрочку без необходимости платить проценты.
Правда, особенного ажиотажа по этому поводу в автосалонах пока не наблюдается. Народ не торопится менять свои кровно заработанные средства на автомобили сомнительного качества.
Да, в последние несколько месяцев продажи новых машин в России заметно подросли. Но причиной тому стали вовсе не действия «АвтоВАЗ». На то есть несколько нюансов:
- во-первых, в скором времени в России поднимется утилизационный сбор, и цены неуклонно поползут вверх. Все, кто хотя бы планировал приобретение автомобиля, стараются это сделать как можно быстрее.
- во-вторых, на фоне повышения ключевой ставки растут и кредиты. Ещё немного, и проценты будут настолько невыгодными, что россияне просто от них откажутся. Пока есть время, люди пытаются закупиться автомобилями, в том числе и в кредит.
Конечно, повышение утилизационного сбора не должно затронуть российские автомобили. Сами представили «АвтоВАЗ» выступили инициатором этого проекта, который направлен на «честную конкуренцию» с иностранными производителями.
Вот только в августе прошлого года, когда ставка утилизационного сбора поднималась, нам обещали не повышать цены. А как было в реальности, вы прекрасно помните. Ценник подрос, и даже Lada заметно подорожали. Вроде и локализованные автомобили российского производства, а «потяжелели».
Учитывая сложную ситуацию, вряд ли «АвтоВАЗ» пойдёт на серьёзные уступки. Скорее они начнут давить на дилеров, вынуждая их повышать продажи, освобождая склады под новые автомобили. Куда они будут их девать? Большой вопрос.
Возможно, нам не оставят выбора, и в салонах останутся только одни Lada. А может их за полцены начнут продавать? Тогда высокий спрос будет гарантирован, в отличие от положительных отзывов автовладельцев.