Как картина XIX века стала зеркалом современного лицемерия, или почему полотно 1870 года актуальнее, чем когда-либо Представьте: зима 1870 года. Улицы Парижа, ещё не оправившегося от хаоса Коммуны, покрыты инеем, но не тишиной. В промозглом воздухе витает запах жареных каштанов и отчаяния. На углу, прижавшись к стене с афишами, рекламирующими балы и новинки моды, стоит человек в потёртом мундире. Его рука дрожит не от холода — от стыда. Это «Ветеран» Франсуа Фирмен-Жирара — картина, которая бьёт по нервам сильнее, чем любое современное арт-инсталляция. Почему сегодня, в эпоху соцсетей и «успешного успеха», она заставляет нас морщиться от узнавания? Франсуа Фирмен-Жирар (1838–1921) — не просто современник Мане и Дега, а мастер, чьи работы балансируют на грани академического реализма и предчувствия модерна. Но если импрессионисты воспевали мгновения радости, Фирмен-Жирар, как хирург, вскрывал язвы общества. Его «Ветеран» — не метафора, а документ эпохи: после Франко-прусской войны тысячи
«Ветеран» Мари-Франсуа Фирмен-Жирара: образ войны в искусстве XIX века
24 сентября 202424 сен 2024
8
3 мин