Перед нами дошкольник или школьник, обычный такой. И ведь не сказать, что у него совсем нет внимания. Как книжку почитать или слушать воспитателя – так невнимателен, а как паззл собирать, расковыривать цветок в горшке или в гаджете рубиться – так сплошное сосредоточение!
Что же такое рассеянность? Это вариант дефицита внимания, вариант невнимательности. Внимание со знаком минус. Внимания не просто маловато, оно может быть недостаточным или излишне «разбросанным», словно его широким жестом сеют. Конечно, малыш от взрослого всегда отличается – и ростом ом меньше, и словарный запас беднее, и внимание ещё не так хорошо развито. Но помимо количественных различий есть и качественные. У ребенка внимания не просто мало по сравнению со взрослым. Оно другое. И рассеянность как особенность ребёнка может быть нормальным возрастным явлением, а может вызывать беспокойство… Постараемся проследить логику развития внимания и увидеть, откуда у невнимания и рассеянности «ноги растут».
Психологические теории внимания часто пользуются метафорой поля. В центре этого поля – фокус внимания, а от него расходятся периферические круги, которые где-то совсем растворяются, и внимание пропадает. Можно представить мишень:
Когда мы внимательны, мы на чём-то сфокусированы. Нельзя быть «просто внимательным»: это состояние несфокусированного на конкретном объекте внимания скорее относится к состоянию повышенного напряжения, тревожности. Мы точно чувствуем, когда внимательны:
· мы сосредоточены, захвачены или напряжены
· мы игнорируем другие раздражители
· мы чувствуем, что прервали или окончили что-то важное, значимое, если пришлось переключиться на другое дело.
Вниманием - это избирательная сосредоточенность на каких-то объектах, процессах, на том, что мы воспринимаем и на том, что мы делаем.
У внимания очень полезные функции:
· Делать наше сознание избирательным, выделять главное и не отвлекаться на второстепенное. Мозг хоть и умный, но и его ресурсы ограничены. Мы всегда выбираем, суживаем круг нашего сознания. Фактически, модные практики осознанности – это практики произвольного переключения внимания и сужения его на моменте и ощущениях. Это и даёт эффект разгрузки.
· Усиливать ощущения, образы, активировать мышление. Внимание делает остальные интеллектуальные процессы более эффективными, оно позволяет переключаться между разными работами и объектами.
Эти функции внимания задают его характеристики: устойчивость, объём и переключаемость. Как добить одновременного выполнения дел? Либо за счёт быстрого переключения, либо за счёт расширения этого самого поля. Либо фокус быстро меняется, перепрыгивает с объекта на объект (как лучик), либо в фокусе несколько объектов.
Мы же знаем, что взрослый человек (да и школьник) должен не только переключаться и работать над чем-то одним, но и уметь выполнять два дела одновременно – например, слушать и записывать. И это тоже требует внимания. А если слушать музыку в наушниках, читать и писать?.. Готовить, разговаривать и смотреть кино?.. Работать, переживать личные драмы, думать о родных?.. Ох, много всего. Так много, что «многозадачность» стала на какое-то время просто эталоном современной жизни! Но это тупиковый путь развития (и обязательно его обсудим позже).
Устойчивость внимания определяется степенью важности решаемой задачи. Неважно, неинтересно – нет и внимания. Если хотим добиться устойчивого внимания, то постоянно должны стимулировать, подогревать интерес. Ещё режиссёры заметили, что интерес публики не держится, если постановка идёт без изменений или она принципиально новая. Оптимально – привносить новые элементы, не теряя ощущения знакомости и понятности основного материала. Как солнечные зайчики на обоях: такие привычные, родные, а зайчик появился - засмотрелся…
Объём внимания зависит от содержания и сложности задачи. Чем сложнее, тем объём меньше. Чем задание проще, тем больше можно «впихнуть» в фокус.
Распределение внимания зависит от степени автоматизированность деятельности. Если работа нам привычна, все действия уже выполняются на автомате, то внимание можно направить на что-то ещё. А если мы только-только осваиваем навык (например, учимся вышивать крестиком), то всё внимание необходимо задействовать на этой задаче.
Теперь мы можем охарактеризовать внимание рассеянного ребёнка. Рассеянным мы называем ребёнка либо со скачущим, неустойчивым вниманием, либо с ограниченным по объёму вниманием, либо зависающего, не переключающегося достаточно быстро. Вот картина маслом: ребёнок вроде бы и делает что-то, но постоянно отвлекается, смотрит – и не видит, мечтает о чём-то… Нет остановки и фиксации внимания на определенной деятельности.
Что такое внимание, какими характеристиками обладает и какие функции выполняет, мы разобрались. Теперь поищем, где же начинается внимание. Откуда оно изначально берётся? Всё просто, есть три источника внимания:
1. Внимание, «растущее» из интереса, из ярких эмоций – «вау-эффект», Супер!, Класс!
2. Внимание, идущее от наших от потребностей и мотивов – мне это надо, мне этого хочется, я к этому стремлюсь
3. Внимание как результат волевого усилия – соберись, тряпка! Надо – значит, надо!
Первый тип внимания мы называем непроизвольным, оно само случается, как вспышка. И.П. Павлов это называл ориентировочным рефлексом, В.М. Бехтерев – рефлексом сосредоточения.
Третий, как понятно из описания, называем произвольным. Именно это внимание лежит в основе учебной и трудовой деятельности, именно его надо развивать у детей. Оно социально по своему происхождению, изначально мама привлекает и направляет внимание ребёнка, а постепенно, с развитием речи, он и сам начинает регулировать свою деятельность.
А внимание второго типа реализуется как произвольными, так и непроизвольными механизмами. (Разговор про послепроизвольное внимание оставим на лекцию по общей психологии.)
Каждый тип внимания обладает своими показателями устойчивости, глубины и переключаемости. Все мы представляем малыша, который может долго сосредоточенно следить за мухой, движением игрушек на мобиле, или, увы, «зависнуть» перед экраном с пищащими Фиксиками или видео-игрой.
Важно, что наше супер-пупер крутое произвольное внимание прокачивается постепенно, благодаря тренировкам, как мышца. Оно формируется на основе изначального, имеющегося у детёныша от рождения, непроизвольного внимания. Чтобы его сформировать, надо нам, взрослым, прививать интерес – к сложным задачам, к чтению, к новым знаниям, к высоким планкам...
А что вызывает интерес ребёнка? Эмоция, радость, соревнование, совместная деятельность со взрослым. Заметьте, не конфетка и не оценка. Эти внешние материальные поощрения не особенно эффективны и работают только на коротких дистанциях. Хотя конфетка может носить символический смысл. Главное, чтобы это было социальное поощрение. Это самое значимое поощрение, самое крутое признание. На фоне положительных эмоций и будет закрепляться внимание к изначально не особо радостным объектам. Надеюсь, не все вспоминают обучение чтению и письму как пытку? Помните, как классно было, когда первый раз прочитал записочку от мамы или накалякал открыточку папе? Как изображали, что читаем книжку, лишь бы выглядеть по-взрослому (да-да6 когда помнишь наизусть, а сам странички листаешь, будто вслух читаешь). Это же эмоции! На них горы свернуть можно!
Соответственно, рассеянность возникает либо как следствие увлечённости чем-то одним (занят так, что ничего не слышит и не видит вокруг себя), либо как следствие отсутствия интереса к задаче (ноль радости, ноль мотивации). Сами понимаете, родитель и педагог в силах это корректировать. Как? Поговорим в следующей статье.
Вы внимательно прочитали статью? Если да, ставьте лайк.