Найти в Дзене
Pherecyde

Страшный сон кавалерии - Квадратное построение пехоты, более известное как "Каре"

Заметив наступающую кавалерию, пехота быстро переходила в особый строй, известный как квадрат (Каре). Армии разных стран освоили различные квадратные формации, которые стали стандартным оборонительным маневром. Хотя нередко встречались формации с участием нескольких полков, наиболее распространены были квадраты на уровне батальона, поскольку они позволяли солдатам быстро перестраиваться в колонны для контратак.

Подобную тактику применяли как линейные, так и егерские батальоны. Подробные инструкции о том, как егеря должны были реагировать на кавалерийские атаки, можно найти в «Руководстве по службе полевых егерей».

Самым уязвимым моментом для егеря было нападение кавалерии на открытой местности. Однако выжить было возможно, если они сохраняли самообладание, не обращали внимания на хаос от грохота копыт и берегли огонь. Без приказа командира они должны были не стрелять.

Когда кавалерия приближалась, пехота должна была быстро формировать квадраты (каре). Кавалерийские скирмишеры, известные как фланкирующие, пытались отвлечь на себя огонь пехоты, совершая беспорядочные движения. Цель состояла в том, чтобы спровоцировать пехоту на последний залп, после чего кавалерия пошла бы в атаку, пока солдаты перезаряжаются. Поэтому пехоте рекомендовалось не стрелять по фланкирующим пехотинцам. Вместо этого из квадрата выходили снайперы и открывали точный огонь по фланкирующим, заставляя их либо отступить, либо атаковать квадрат в лоб.

В случае полного наступления кавалерии первый ряд пехотинцев должен был встать на колени, уперев штыки в грудь лошадей, а приклады винтовок - в землю. Следующие ряды открывали огонь только тогда, когда кавалерия оказывалась в пределах 150 метров, причем два ряда стреляли, пока остальные перезаряжались.

-2

Квадратный строй стал прорывом в тактике ведения боя, но для его эффективного применения требовались хорошо обученные солдаты. Для того чтобы войска могли быстро реагировать и действовать как единое целое, требовалась длительная подготовка.

Один из ярких примеров произошел в июле 1812 года, когда 27-я пехотная дивизия генерала Неверовского продемонстрировала свое мастерство в построении квадратов против элитной кавалерии Мюрата. Сформировав квадраты, войска Неверовского успешно отразили повторные атаки французов и прошли от Красного до Смоленска, не позволив войскам Мюрата прорвать линию ощетинившихся штыков.

Аналогичное проявление дисциплинированности произошло в Бородинском сражении с лейб-гвардии Измайловским и Литовским полками. Когда французские кирасиры атаковали их позиции, командир батальона Тимофеев приказал своим солдатам не стрелять, а выставить штыки, сверкающие лезвия которых отражали солнце. Это зрелище настораживало лошадей, и если они осмеливались приблизиться, солдаты получали приказ колоть их в морду. Эта тактика сработала, заставив кавалерию перегруппироваться. Позже Тимофеев вспоминал:

«Я дал команду на штыковую атаку. Мы бросились на них, и передние шеренги кайрасиров попали под наши штыки, обрушились на их колонну и привели ее в замешательство. Когда они бежали, я приказал нашим людям открыть огонь и завершить разгром».

-3

Такие моменты не были единичными. В том же бою солдаты Перновского пехотного полка, выстроившись в батальонные квадраты, отбивались от французской кавалерии. Когда кавалерия отступала, русские солдаты преследовали ее, бросаясь с винтовками наперевес в бегущих всадников, не имея времени на перезарядку.

Иногда пехота могла отбиваться от кавалерии, не прибегая к квадратному построению, особенно когда ее численность превышала численность кавалерии или когда лошади теряли темп. Во время Бородинского сражения солдаты 24-й пехотной дивизии, окруженные вражеской кавалерией, сумели штыком пробиться сквозь окружение, не перестраиваясь.

Егеря и стрелки, попав под кавалерийскую атаку, точно так же объединялись в группы. Если они не могли этого сделать, то ложились плашмя на землю, позволяя всадникам обойти их. Бывали даже случаи, когда целые линии пехоты падали на землю под ударами кавалерии.

-4

Квадратный строй (каре) , развившийся из походов Миниха и Салтыкова, стал надежной тактикой против массовых кавалерийских атак, особенно со стороны турецких и крымских всадников. При Румянцеве и Суворове этот строй стал основным в стратегии русской пехоты, постоянно совершенствуясь в ходе многочисленных боев и вновь и вновь доказывая свою эффективность.

Если понравилась статья, поддержите канал лайком и подпиской, а также делитесь своим мнением в комментариях.