Продолжение текста про «Исповедь» Аврелия Августина (Он же Августин Блаженный). Напомню, что данный автор стоит в категории классических авторов по изучению философии, оказавших влияние на всю западную философскую традицию. Психологическое содержание в его текстах тоже есть, так как книга обычно входит в курс по историческому исследованию психологии.
Здесь я пишу про книги XII-XIII, а ранее про книги X-XI.
Творчество Августина - сложный феномен, сочетающий архаичные идеи с глубокими инсайтами о духовной жизни человека. Ведь сама психология - это наука о душе, не так ли?
Книга XII
12 книга исследует момент творения. Природа и мир вдохновляют Августина на размышления. И несомненный плюс в том, что он предлагает интегральное учение, оперируя не только собственным исследованием. Августина может что угодно вдохновить, любое созвучное движение духа, однако современное мировоззрение должно быть преимущественно научным. Бог по словам автора превосходит бытие не как некая платоническая монада, а как охватывающий бытие сущностный акт.
Чаще в тексте появляются моменты некоего спора с потенциальными слушателями Августина. По его мнению, человек на своем месте, когда он растворяется в правильном деле или в общности ради других. Во всех иных случаях он быстро раздувается до ложного осознания какой-то своей особой значимости и важности. Религия не может все объяснить и обосновать, представляя себя исключительно как система догм, иначе не вызывает отклика. Сохранить веру, ссылаясь на Августина, просто, ведь ключевые истины абсолютно не связаны с частностями обрядов или абсурдными представлениями тех, кто далек от раздумывания о Божественном.
Августин признает свою греховность и видит в себе смертную сторону, плохое проживание. Он ищет решение, желает быть наставленным. Августин подчеркивает важность разума и веры, но признает, что человеческий разум ограничен, и необходимо опираться на веру и откровение.
В книге также прослеживается внутренний конфликт Августина между его желаниями и страстями, с одной стороны, и поиском успокоения чувств за счет истины - с другой.
Книга XIII
13, заключительная часть, в которой Августин также продолжает моления об озарениях. По сути, получается, что Августин не разделяет молитвенный процесс, процесс исповеди и познания Бога. Судя по всему, в этом процессе человек (В нашем случае автор) призывая Силу и Присутствие Бога привносит в процесс молитвы/исповеди/рефлексии нечто такое, отчего данное Присутствие становится возможным, хотя Оно будто бы не исчезает полностью. Процесс этот в повествовательных предложениях Августина предполагает не просто некий рассказ, а прежде всего описание, взвешивание, оценку и связывание событий между собой. То, что для этого требуется – связь с Другим, кому человек может отдать историю своей жизни.
Молящийся Августин весьма болезненно испытывает некое сокрытие Бога, отчего первый осознает себя во власти некоей безличностной судьбы. Впрочем, для автора это не проблема, поскольку Августин декларирует с мелким интервалом, что таково выражение Божественной свободы от формы, свободному от человеческих устремлений и желаний привести все к конкретным множителям.
Августин подчеркивает важность духовного поиска и самоанализа. Он использует метафоры творения и очищения, чтобы описать процесс духовного развития человека. Августин подчеркивает важность веры, которая приводит к внутреннему озарению и ощущению смысла жизни.
Автор: Роман Можаров
Психолог, Семейный и кризисный
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru