Предисловие: данный материал мне передал мой товарищ, профессор института математики из одного большого города. Это краткая выжимка его научной статьи под одноименным названием. Товарищ мой пытался продвигать свой проект в стенах института, но успеха не имел. Посоветовавшись с ним, мы решили выложить общую мысль проекта в сети интернет. Если она покажется кому-то небезынтересной и кто-то захочет воплотить данный проект в реальность, я могу поделиться его контактами и полным текстом статьи. На данный момент профессор хотел бы сохранить анонимность.
***
Люди Средневековья придерживались двух взглядов на призыв демонов. Одни считали, что демонов можно вызвать с помощью простых действий. Например, посвистеть в темноте, нарисовать изображение дьявола, зарезать и закопать курицу, пристально посмотреть в зеркало в темноте и так далее. Второй взгляд был полностью противоположным и говорил о том, что вызывание демона есть дело исключительно трудное и требует сложного ритуала.
Вероятно, с этим связана многочисленность контактов с демонами в Средневековье и даже наличие своеобразных «гайдов» по их призыву. Конечно, мы понимаем, что первая точка зрения о простоте призыва в корне неверна. Ведь если бы это было так, кто угодно мог бы призывать Велиала, Асмодея, Бельфегора и прочих демонов направо и налево. Возможно, возник бы даже целый теневой бизнес по поставке кур для подобных ритуалов, как поставляют бедных животных в фастфуды KFC.
Дело все-таки в том, что призыв демона требует сложного алгоритма действий. Он должен быть неочевидным и даже напротив - максимально запутанным, чтобы обыватель ни в коем случае не мог его повторить. Взгляните, например, на такие вот средневековые алгоритмы:
«Нужно срезать новым ножом, которым никогда не пользовались, молодую лозу дикого орешника, на которой никогда не распускались листы; причем делать это нужно на рассвете, в тот самый момент, когда солнце показывается над горизонтом. Затем следует выбрать укромное место (комната, разрушенный замок), где надлежит рисовать углем треугольник (в этот момент вы уже заключили договор с дьяволом), поставить по углам освященные свечи» (из гримуара «Ключей Соломона»).
Либо в «Фаусте» Гёте герой делает так: в лесу, под вечер, на перекрестке четырех дорог чертит палкой несколько кругов и два рядом так, что эти два были вчерчены внутрь одного большого круга. Иными словами, вызвать демона было довольно просто, если ты знал алгоритм, по которому тот или иной демон вызывается. Откуда люди его знали? Скорее всего, это происходило просто путем перебора. Тот факт, что призыв демонов исчез из повседневности говорит не о том, что эта практика принадлежит к области сказок и легенд, а скорее о том, что людям сегодня интереснее материальные ценности, которые видно без всяких ритуалов. Им не надо никого призывать, чтобы заключать сделки, советоваться или вообще видеть изнанку реальности. У них нет времени заниматься перебором бессмысленных действий, чертить круги на дорогах вечером, рвать орешник и так далее. У них есть семья, которую надо кормить, ипотека, которую надо выплачивать - материальные, осязаемые вещи.
Однако тот факт, что мы не видим демонов в повседневности, не говорит о том, что их не существует. Вы ведь не чувствуете, что Земля вращается и никогда бы так не подумали, если бы вам это не сказали в школе на уроках астрономии. То же самое с этими незримыми существами: тот факт, что мы их не видим, не значит, что они не влияют на нашу жизнь из-за кулис. А если так, то значит, что мы можем их из-за этих кулис вытащить. Все дело в модели реальности. Люди Средневековья представляли реальность - окружающий нас материальный мир - как нечто зыбкое и иллюзорное. Впрочем, они в этом были не одиноки - о мире как иллюзии говорили (и до сих пор говорят) также буддисты.
Но если мир есть иллюзия, за кулисами которой есть другие существа, которые влияют на события в этой иллюзии, то возникает несколько вопросов. Во-первых, вполне очевидно, что наш мир должен представлять собой симуляцию. И поскольку мы не знаем других симуляций, кроме компьютерных, то мы должны пребывать в виртуальном мире, программируемом на некотором компьютере. Спрашивается, какая же мощность должна быть у компьютера, который высчитывает все, что происходит в нашем мире? Она должна быть огромной, но в таком случае налагаются математические ограничения на вычисления. Учесть колоссальное количество событий, которые могут произойти в симулированном мире, может только компьютер, который будет обладать практически бесконечной вычислительной мощностью. Это была бы, выражаясь языком математиков, универсальная машина Тьюринга.
Например, если я пойду играть в футбол, то все будет нормально, пока я бью по мячу, принимаю пасы и навешиваю. Но если я вдруг надену бутсы на руки, сниму носки и начну кричать что-то на языке суахили, при этом извиваясь как дождевой червь на земле, то симуляция может быть к этому не готова. Возможно, от этого она зависнет или случится баг.
Так вот, если мы примем взгляд, что наш мир есть симуляция, то мы также должны принять, что высчитать этот компьютер за кулисами может не все. То есть, его вычислительная мощность все-таки ограничена. И вот тут-то на сцену и выходят демоны. Теперь мы понимаем, почему ритуалы призыва должны быть сложными. Люди Средневековья никого на самом деле не вызывали. Люди Средневековья пытались сломать симуляцию, то есть намеренно совершали такие действия, которые симуляция не могла предсказать. Проще всего привести сравнение с компьютерной игрой: если вы совершаете действие, которое не было предусмотрено разработчиками, то игра или зависает, или вылетает. Поэтому хорошие разработчики компьютерных игр перед выпуском игры всегда проводят тестирование. В нем тестеры намеренно совершают действия, которые, по их мнению, не смогли предусмотреть создатели и смотрят, сломается ли игра. Когда все баги будут таким образом подлатаны, игра готова к релизу.
Сравнение нашей реальности с компьютерной игрой также поможет ответить на вопрос, почему старые алгоритмы призыва демонов из оккультных книг сегодня могут не работать. Архитекторы за кулисами залатали эти баги. Мы можем предположить, что появление демона есть нежелательный результат для самого демона, поскольку говорит о том, что иллюзия была сломана. Насколько он ответственнен за нее целиком - вопрос открытый. Возможно, призываемые в Средневековье демоны были лишь частью штата команды бета-тестировщиков, а подчиняются они большому боссу, имя которого начинается на С или Л. Нас сейчас интересует другое - как создать алгоритмы, которые гарантированно бы позволили вызывать демонов?
Мы зашли уже довольно далеко в наших рассуждениях. Но прежде чем предложить решение данного вопроса, рассмотрим другой, который наверняка на языке у многих. А зачем, спрашивается, вообще вызывать демонов? Нам ведь и так неплохо живется, гораздо лучше, чем в Средневековье. Да и вообще, демоны и симуляция это только лишь предположение. Их наверняка не существует, и мы зря потратим время. Но позвольте, с таким отношением нашу цивилизацию ожидает стагнация и вымирание. Если мы не будем расширять свою картину мира, лучше понимать структуру реальности, то мы так и останемся в рамках текущей цивилизационной ситуации. Открытие Коперником, что Земля движется, имело грандиозные последствия для науки и цивилизации. Точно таким же переворотом наверняка станет открытие того, что наш мир есть симуляция, которую кто-то направляет из-за кулис. Можно сказать, это будет означать революцию в мировоззрении, сравнимую как раз с возникновением гелиоцентрической модели Солнечной системы.
В первую очередь, если мир симуляция, то кто ее создал и для каких целей? Мир компьютера, в котором происходит наша симуляция и который находится вне ее - какой он? Каким законам он подчиняется? Отличается ли его физика - а физические законы, как мы знаем, определяют природу вселенной - от физики нашего мира? Ведь тогда получится, что возможны разные физические модели, разные Вселенные, летит в тартарары теория Большого взрыва… Словом, наука получит огромное поле для деятельности.
Но даже безотносительно к этому - представьте, что призыв демонов можно будет военизировать. Мы не знаем, видим ли призванный демон для остального мира или его видит только призыватель - средневековые тексты на этот счет тоже расплывчаты. Насколько демон будет повиноваться, тоже большой вопрос. Худший сценарий представлен в манге и аниме «Тетрадь смерти», где обычный человек через бога смерти получает возможность убивать кого вздумывается, вписывая их имена в обычную тетрадь. Этот демон никому, кроме призывателя не виден, а сила, дарованная им, огромна. Представьте, если бы тетрадь заполучил человек с глобальными амбициями. А если руководители той или иной страны? Об этом и речь - если станет известно, что призыв демонов, как бы неправдоподобно это ни звучало, все-таки возможен - ведущие государства мира в ту же секунду кинутся сами разрабатывать модели по призыву. Потому что кто его знает, насколько это может быть опасно для них. Хотя бы для самообороны надо понять, как это делается.
Теперь, ответив скептикам, вернемся к главному - как создать алгоритмы для призыва? Тут мы уходим в область математики, потому что алгоритмы - ее стихия. Итак, наша первая задача - собрать все ритуалы призыва из всех гримуаров, которые существовали, и перевести их в математические уравнения. Из этих уравнений мы соберем оракула - то есть, такую компьютерную программу, которая будет решать, верны ли все другие алгоритмы, которые мы в нее поместим, или нет. Как только мы создадим оракула, у нас будет способ отличать действенные ритуалы призыва от недейственных. Остается только путем перебора найти действенные.
Тут возникнет проблема. Скорее всего, область допустимых решений будет огромной, потому что переменных в ритуалах очень много. Например, положение звезд на небе, какие ветки какого дерева мы срезали, хорошо ли наточен нож и т.д. То есть, мы будем иметь дело с множеством данных, а значит, с большим количеством запросов к оракулу. Например, мы ищем в пространстве 2 в степени N верное решение, и его можно найти только перебором. То есть, потребуется 2 в степени N запросов плюс-минус. Но у нас есть возможность ускорить этот процесс с помощью алгоритма Гровера, который посылает оракулу всего около 2 в степени N/2 запросов (то есть, перебор в два раза быстрее). Проблема в том, что это квантовый алгоритм, и он работает только на квантовом компьютере. Конечно, можно искать решение на обычном компьютере, но чем больше вычислений нужно произвести, тем дольше ждать результата.
В целом, квантовые компьютеры справляются с задачами перебора гораздо лучше, особенно, если речь о большой области допустимых решений. Так что в вопросе призыва демонов они будут наилучшим решением. К сожалению, мы пока далеки от создания полноценного такого компьютера. Существующие квантовые компьютеры не догоняют по вычислительной мощности даже классические. А пока мы ждем, можно заняться поиском оракула для упомянутого выше вычисления. В конце концов, не срывать же нам все ветки со всех деревьев и не резать куриц направо и налево, верно? А ткань с покровов реальности сорвать ой как хочется.
***
Данный текст создан в сатирических целях и ни в коей мере не пропагандирует сотрудничества с демонами. Призыв демонов категорически осуждается.
Если понравилась история, вы можете подписаться на канал. Кроме литературных текстов, я также пишу материалы о науке, истории и психологии.