Найти тему
ВТБ Страна

Как Григорий Мясоедов придумал передвижников, позировал Репину и отказался от сына. История художника в 6 картинах

Оглавление

Григорий Мясоедов — один из основателей и активный участник товарищества передвижников. Он прошел через студенческое безденежье, стал ярким и известным представителем реализма в русском искусстве, но закончил жизнь в одиночестве. Рассказываем о непростом пути мастера в шести картинах.

Идея о передвижниках

Григорий Мясоедов. «Автопортрет», 1878 год, Государственная Третьяковская галерея © Public domain
Григорий Мясоедов. «Автопортрет», 1878 год, Государственная Третьяковская галерея © Public domain

Первый пункт устава Товарищества передвижных художественных выставок гласит: «Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… развития любви к искусству в обществе и облегчения для художников сбыта их произведений».

Авторство строчки, как и сама идея создания сообщества передвижников, принадлежит Григорию Мясоедову. Он рассказывал о своих мыслях в переписке с Николаем Ге из-за границы: отучившись в Академии художеств на золотую медаль, Мясоедов получил право на бесплатную поездку по Европе для знакомства с зарубежным искусством. Во второй половине 19 века во Франции, Италии и Германии много внимания уделяли реализму: художники изображали жизнь простых людей без прикрас и таким образом делали искусство близким и понятным обычному человеку. Мясоедов захотел сделать нечто подобное в России.

От пряников к творческому успеху

Григорий Мясоедов. «Земство обедает», 1872 год, Государственная Третьяковская галерея © Public domain
Григорий Мясоедов. «Земство обедает», 1872 год, Государственная Третьяковская галерея © Public domain

О жизни в нужде Мясоедов знал на собственном опыте: он родился в семье обедневшего дворянина в Тульской области. Перебравшись в столицу, он лишился даже небольшой материальной поддержки отца, поэтому студенческие годы провел впроголодь. Художник вспоминал, что жил в бедной комнате на Васильевском острове, а подрабатывал в местной кондитерской: раскрашивал пряники, золотил баранам и свиньям головы, а генералам — эполеты. Полученных денег хватало на нехитрый обед — щи с кашей без масла.

Учеба в академии оправдала себя: работы мастера высоко оценили современники, в том числе коллекционер Павел Третьяков. На первой выставке передвижников в 1871 году Мясоедов показал картину «Дедушка русского флота». Через год, на второй выставке объединения, он представил работу «Земство обедает», которая произвела фурор — по силе эмоций некоторые сравнивали ее с «Бурлаками на Волге» Ильи Репина. Крестьяне на улице едят хлеб с луком, пока дворянская часть земства наслаждается более изысканными блюдами в помещении. Третьяков захотел картину себе в коллекцию: после небольшого торга купил ее за 945 рублей. Правда, уже после этого Мясоедов по просьбе коллекционера внес в нее небольшие поправки: например, убрал с первого плана чрезмерно «игривого» петуха, который отвлекал зрителей от серьезного сюжета.

Поэзия крестьянства

Григорий Мясоедов. «Страдная пора. Косцы», 1887 год, Государственный Русский музей © Public domain
Григорий Мясоедов. «Страдная пора. Косцы», 1887 год, Государственный Русский музей © Public domain

Еще одна знаковая работа Мясоедова — «Страдная пора» — была выставлена на 15-й выставке передвижников. Она максимально поэтична: крестьянин здесь — могучий, торжественный персонаж, который властвует над золотым полем ржи. Народ показан в качестве жизнеутверждающей, созидательной и позитивной силы. В отличие от большинства других социальных сюжетов передвижников, в этой работе много оптимизма, света и радости.

Василий Поленов, чья работа «Христос и грешница» экспонировалась на этой же выставке, писал сестре: «Мясоедов давно такой хорошей вещи не выставлял — огромная картина, мужики и бабы косят рожь. Удивительно правдиво и оригинально…». Картину сразу купил император Александр III.

Проклятие картины Репина

Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1883–1885 годы, Государственная Третьяковская галерея © Public domain
Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1883–1885 годы, Государственная Третьяковская галерея © Public domain

У Мясоедова был непростой характер. Он обладал блестящими организаторскими навыками — неспроста на протяжении почти 40 лет был важной фигурой товарищества передвижников. Но при этом часто художник бывал агрессивен, вспыльчив, зол и упрям, в частности не воспринимал новые импрессионистические веяния в искусстве и отказывался включать в выставки работы молодых авторов. Его выразительное лицо с яркими глазами использовал Илья Репин для создания образа Ивана Грозного, убивающего собственного сына. Мясоедов вспоминал: «Илья взял царя с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица, как у меня».

Отношения с собственным сыном Иваном у Мясоедова сложились тоже драматично. Сначала художник отказывался признавать ребенка и даже отдал его на воспитание в другую семью, потом считал увлечения сына (он тоже стал художником) несерьезными, а однажды в пылу ссоры и вовсе чуть не убил его. Сын вырос авантюристом и бунтарем. Полная противоположность отца, он обожал цирки и кабаре, увлекался спортом. При жизни они почти не общались, но когда Мясоедов-старший лежал на смертном одре, сын приехал и запечатлел его муки в рисунках. А затем распродал почти все работы передвижника за бесценок.

Конфликт передвижников

Григорий Мясоедов. «Пристань в Ялте», 1890, Владимиро-Суздальский музей-заповедник © Public domain
Григорий Мясоедов. «Пристань в Ялте», 1890, Владимиро-Суздальский музей-заповедник © Public domain

Тяжелый характер Мясоедова во многом стал причиной его разрыва с товариществом передвижников и дальнейшего одиночества. К концу жизни художник стал слишком консервативен и прямолинеен: он отказывался принимать молодых авторов в ряды объединения. А вот публика, уставшая от реализма, хотела новых тем и форм — ярких, свежих, чувственных. Одним из главных оппонентов художника стал Репин: он потребовал роспуска совета правления передвижников.

В 1876 году Мясоедов вышел из объединения. Он все больше предпочитал уединение, что сказывалось и в его работах — многочисленных пейзажах. Художник переехал в большую живописную усадьбу в Полтаву, а осенью часто уезжал в Крым. В то время он увлекся садоводством, пытался создавать театральные декорации.

Затворничество в любимой усадьбе

Григорий Мясоедов. «Сам с собою, или Игра в шахматы», 1907 год, Музей шахмат, Москва © Public domain
Григорий Мясоедов. «Сам с собою, или Игра в шахматы», 1907 год, Музей шахмат, Москва © Public domain

Одной из последних работ художника стал портрет мужчины: искусствоведы предполагают, что это мог быть князь Сергей Урусов, шахматист Александр Петров, знакомый автору натурщик или же Мясоедов здесь изобразил самого себя. Мастер редко писал портреты, тем интереснее задумчивая фигура за настольной игрой. Погасший светильник, роза на столе, пристальный взгляд — кажется, что художник в большей степени хотел передать собственное душевное состояние, нежели черты конкретного человека. Интересно, что фигуры на доске расположены не просто так: исход игры не предрешен, и белые, и черные могут побороться за победу.

После смерти жены, разлада с современниками и расстроенных отношений с собственным сыном Мясоедов все больше замыкался в себе. Он умер в своей усадьбе в Полтаве в 1911 году, но навсегда остался в истории искусства как яркий представитель передвижников.

Посмотреть на работы мастера можно с 30 октября 2024 года в новом корпусе Третьяковской галереи на Кадашевской набережной. Там при поддержке ВТБ пройдет масштабная выставка «Передвижники». В состав экспозиции войдут как признанные шедевры русской реалистической живописи, так и менее известные картины художников последней трети 19 века. Организаторы выставки планируют показать, чем жили передвижники и как их воспринимали современники, а также обещают освобождение от штампов в восприятии наследия объединения.