Найти в Дзене
Мысли композитора

Научить слышать компрессию одним постом без аудиопримеров реальная задача?

Зачем нужна компрессия
Зачем нужна компрессия

Мне кажется да.

Я помню как еще подростком технически выучил и действительно понял что такое порог, атака, релиз, степень сжатия, колено, понял что есть разные компрессоры la2a, fet, vca, vari gain и т.д.

Потом прошло года три, и только на четвертый я научился этим пользоваться.

Такой себе путь к успеху, да?

А все потому что не с той стороны начал изучать эту тему.

❗️Этот пост для тех, кто не хочет повторять мой черепаший прогресс, когда я учился писать музыку.

Чувствую я, что объяснение получится шире, чем просто тема компрессии, этот метод вы можете использовать везде, хоть в аранжировке.

У многих, кто учится сводить самостоятельно, большая проблема с играми в динамический диапазон.

Оно и ясно, ведь динамический слух - это такая штука, которая от рождения к нам приходит не в самом натренированном виде.

Это далеко не тот случай, когда ты ставишь на клавишах малую секунду и даже четырехлетний ребенок понимает, что звучание не самое приятное, а вот большая терция звучит очень приятно.

Но не стоит отчаиваться, ведь мы также не рождаемся с пониманием как отделить недовольство, гнев, грусть, физическую боль, несправедливость и т.д.

Во всех этих ситуациях мы в детстве просто начинали реветь, и тут два сценария:

1️⃣ либо взрослые объясняют, что вы чувствуете

2️⃣ либо жизненный опыт контейнирует эмоции

Вот со всеми неочевидными ситуациями в сведении та же самая история.

Нам надо в каждом случае контейнировать эмоции.

А именно всем ускользающим, неочевидным эффектам в режиме (было/стало) раздавать определения, ассоциации.

Вы наверное уже обратили внимание, что в своих роликах когда я пишу музыку, то часто выражаюсь такими фразочками, как

«не хватает плотности, шероховатости, звучит слишком глянцево, слишком остро, рыхло, округло, винтажно, тембр телефонит и т.д.».

Мой случай, на самом деле, еще более запущен, потому что я слышу звук в цвете, это я уже никак не комментирую в роликах, потому что точно мало кому полезно знать, что для меня некоторые звуки желтые например😃

А еще у меня есть один товарищ, достаточно известный в наших скромных кругах звукарь, он сейчас сводит наверное 1/10 артистов топ чарта ВКонтакте.

Так вот, еще по молодости он законтейнировал все свои определения в матерные слова и даже придумал парочку своих.

Поверьте, с ним очень весело сводить песни если вы не персонаж с хрупкой душевной организацией.

По сути без разницы, как обозвать то или иное ощущение, главное чтобы оно у вас осело в памяти.

И вот этот способ гораздо эффективней, чем если вы технически разберете компрессор по винтикам и поймете все его технические аспекты на уровне физики звука, просмотрев миллион видео по его настройке.

Итак, для начала надо вообще задаться вопросом:

Во имя чего наши ручонки лезут в сторону компрессора?

Давайте, я, подобно ответственному родителю, попробую законтейнировать вам асссоциацию с самых юных лет по поводу компрессии.

Если я компрессирую одиночный сигнал, бочку например, то в этом случае я пользуюсь таким определением, как «компактность».

Но можно мне сказать,

- сделай звук тише, он станет компактным, зачем для этого компрессор?

Нееееет друзья, проблема, которая решается фейдером громкости у меня называется «звук торчит над миксом».

В данном же случае, если я делаю бочку тише, то она тонет в миксе, потому что с инструментальным балансом у нее все в порядке.

Давайте еще варианты.

-Так среж саб у бочки!

Допустим, в данной ситуации, если я срезаю саб, то бочка истончается до ненужного мне тембра и не сидит в миксе.

Было и так плохо, стало вдвойне плохо. Теперь инструмент не сидит еще тембрально. Садитесь, 2.

Тоже не вариант.

-Может частотные конфликты?

Тембр бочки в соло такой же, как в контексте без изменений, значит, дело не в конфликтах.

-Добавь сатуратор.

Кидаю сатуратор, бочка ужирняется дополнительным характером и опять торчит, я компенсирую ее тише и она тонет. Не вариант.

-Добавь реве…..

⚰️ ☠️🔫

И вот когда мы поигрались в эту увлекательную игру со сценарным мышлением, откинули варианты с громкостью и эквализацией, то уже можно задуматься о компрессии.

Это как раз та самая ситуация, когда нам нужно слепить скульптуру из лужи глины, или немного выпустить кислорода из перенадутого воздушного шара, или превратить 3д объект в 2д без изменения громкости, вот ассоциируйте как вам удобно.

То есть звук не сидит в миксе не из-за громкости, не из-за частотных свойств, а из-за своей формы.

Ваза не встает в угол, не потому что большая, а из-за того, что у нее оказывается торчит ручка направленная в стену.

Технически бочка не садится в микс по причине того, что поведение ее огибающей не стыкуется с поведением грува в миксе.

По сути компрессия - это как отливать метал в формочку.

Вы звук также загоняете в формочку с помощью компрессора, цвет тот же, материал тот же, только была растекшаяся в разные стороны жижа, а теперь это плотная золотая медаль за хорошее сведение, с четко очерченной границей по краям.

Кому больше нравится слово заскульптурить, то тоже берите его на вооружение по поводу компрессии.

Еще я слышал от коллег такие неплохие определения, как зашейпить сигнал, по сути забугорный вариант ассоциации заскульптурить.

И вот когда вы пришли к этой ассоциации, к этим визуальным образам, то вы уже знаете чего вы по крайней мере хотите в результате, вы быстро вычленяете некомпактные звуки по среди микса, которые стоит давить компрессором и при этом не спутать симптоматику болезни с балансом громкости и эквализацией.

А дальше как раз дело техники, о которой все вокруг и трубят:

открутите ratio, послушайте атаку и т.д. и т.п.

Что уже не сложно, так как сложности всегда возникают на этапе «для чего?», а не на этапе «как настроить?».

И это мы разобрались только с ситуацией одиночного сигнала, а есть еще лупы, есть групповые истории…

Весь фонтан ассоциаций к разным случаям, возникающим на этапе сведения, тут, конечно, не разложишь, но я их дотошно разложил в своем обучении прямо в видео примерах.

Поэтому, если ты почувствовал в голове «тзынь» от подобных разжевываний, то добро пожаловать ко мне на обучение!

Там я не только технически, но и ассоциативно на примерах объясняю уже сотни таких явлений и не только из темы компрессии.

Всем, кто готов расти в музыке с помощью стероидов, добро пожаловать!

https://soundkings.ru/cours