Ася пришла ко мне в растрепанных чувствах. "Мать просит приехать, говорит, что заболела. А я не хочу!". Она чувствовала огромную обиду на мать и одновременно пыталась заглушить в себе это чувство. Ведь обижаться - это грешно.
Она рассказала мне свою историю, которая меня поразила и заставила задуматься.
Ася родилась в Казахстане. Она росла единственным ребенком в полной семье. Родители ее баловали и мечтали о большом будущем для своего любимого чада.
Самое главное, что нужно привить ребенку, считали они, это те навыки, которые позволят в будущем ей стать успешной, богатой и ни в чем не нуждаться. Поэтому Асю сразу одевали в хорошую одежду, не жалели денег на репетиторов, отдали учиться в хороший вуз на престижную специальность. Отец, чтобы доченька ни в чем не нуждалась, даже устроился работать вахтовым методом на рыбзавод на далекой Камчатке.
А доченька и вправду росла умничкой и красавицей. Она всегда училась на пятерки, нравилась мальчикам, была независимой и красивой. Экономика, которой она занималась в институте, ей очень нравилось. Она с большой скрупулёзностью относилась ко всем предметам и даже параллельно поступила в еще один вуз по смежной специальности. Ее дипломная работа была одной из лучших на курсе. Родители были просто счастливы и гордились ее успехами.
После института Ася сразу устроилась на работу и не рядовым экономистом или бухгалтером, а сразу главбухом на небольшое предприятие. Заработная плата была там достойная. Дочери оставалось только найти мужа, чтобы мечты мамочки и папочки исполнились.
Но так не случилось.
Ася устроилась на работу в начале 2000-х. Большинство небольших предприятий тогда, да и сейчас, возможно, старались максимально уходить от налоговой нагрузки. Асе приходилось вести двойную бухгалтерию. Ей это казалось чем-то скользким и низким. Но она понимала, что на любом предприятии, куда бы она ни устроилась, ей придется это делать.
Со временем, хорошая, обеспеченная жизнь перестала Асе нравится. Она не чувствовала себя счастливой в том, что ее мама называла «сбывшейся мечтой». У нее проснулся зов к иным смыслам. Однажды Ася пришла в православную церковь и ей очень понравилось церковное пение.
Родители Аси были обычными советскими людьми, религия была от них далека. Они сами всю жизнь работали только для того, чтобы у дочери было все то, чего им самим всю их жизнь не хватало. Им хотелось, чтобы дочурка не стирала белье вручную, а могла закинуть его в машинку, чтобы она могла позволить себе красивую одежду, которую они никогда не могли позволить себе, чтобы дочь наслаждалась этой жизнью, а не выживала, чтобы ее работа была в теплом и уютном офисе, а не на заводе.
Но у Аси все это было с самого раннего детства. У нее уже была престижная работа и хорошее образование, а хотелось большего.
Родителям ее увлечение походами в церковь категорически не понравилось. Ведь Ася тратила время не на поиски мужа, а на церковь, куда она ходила ненакрашенная и в платочке. Но чем больше на нее гневались родители, тем сильнее Ася углублялась в религию. Это было сродни подростковому бунту, когда хочется окончательно свергнуть с себя иго родительского мировоззрения и открыть мир заново. Родительское давление все больше создавало в Асе убеждение о том, что их взгляды неправильные, ведь они не дают ей прикоснуться к самому дорогому, по ее мнению, к божественному.
Первое соприкосновение с религией было, с одной стороны, вкушением иных смыслов, радостным вдохновением, с другой стороны, требовало от человека усердия и даже аскетизма, погружало в совершенно иное мировосприятие.
Ася начала петь в церковном хоре по выходным. Петь бесплатно на благо церкви желающих было немного, и местный священник помогал ей учиться петь.
В то же самое время конфликт с родителями нарастал. Мать начала ощущать, что ее мечты про счастливое и богатое будущее дочери могут разбиться. Зачем молодой девице ходить в церковь и петь с бабульками, ей было совершенно не понятно. Она была просто в панике и не давала даже шанса дочери на собственный выбор.
Ася болезненно это воспринимала и чем больше ругалась мать, тем больше она убеждалась в правильности своего пути. Нападки матери ей казались бесовскими наущениями, чтобы сбить ее с пути истинного, а мать виделась живущей неправедной жизнью, она была по ее ощущению «во власти зла». Ася была поставлена перед выбором: или семья или церковь. И она сделала выбор, который навсегда изменит всю ее дальнейшую жизнь.
Ася ушла со ставшей ненавистной работы, где приходилось «красть» и перешла работать за копейки к священнику в церковный хор. Отныне вся ее прошлая жизнь стала в ее восприятии «грешной», «меркантильной», «плохой», а новая жизнь сулила радости высшего порядка.
Мать все не могла смириться с произошедшим. Она посчитала, что ее дочь затянули в секту, что ее сманили и задурили голову. Она по-своему старалась Асю спасти, отказывая ей совершенно в праве голоса.
Ее методы раз от раза становились все жестче. Она запирала Асю дома, чтобы засвидетельствовать у дочери помешательство, обращалась к ФСБшникам, чтобы они ее припугнули и запретили ходить в церковь, выгоняла ее из дома и Асе пришлось какое-то время жить при церкви.
Самое ужасное было в том, что мать в разгар ссор и ярости позвонила в скорую и вызвала бригаду, чтобы дочь отвезли в психиатрическую клинику, чтобы засвидетельствовать ее помешательство. Врачи, конечно, приехали, увидели, что девушка адекватная и уехали, но осадок остался на всю жизнь.
Все это только больше и больше убеждало Асю, что она на верном пути и делает все правильно. Маму она совершенно отвергла т.к. простить такое ей было сложно. Нарастающее напряжение, ополчение на нее всех бед, дало Асе не только опыт стойкости, но опыт нахождения особого отдохновения среди бури жизни. Это отдохновение виделось в том, что ее путь, ее решения действительно "святы и преисполнены божественного благословения и только бесы вокруг беснуются и искушают".
Ася с непоколебимой решимостью отторгла все, что было в ее прежней жизни, включая собственную семью. Разочаровавшись в родителях, она искала защиты у чужих людей и в церкви ее приняли. Там же она познакомилась с мужчиной (Сергеем), который ей очень понравился. Он был на 10 лет старше, у него не было ни денег, ни родителей. Он помогал в храме и тоже пел в хоре (на клиросе). Он был полной противоположностью тех парней, которых ей сватала мама.
Родители не оставляли попыток выбить всю эту «бессмысленную дурь» из головы дочери. И то, на что они решились, было последней каплей для Аси. Мать заставила ее уехать из родного города к тетке на Камчатку, чтобы она, наконец, забыла и своего Сережу и церковь. Продолжение следует…
Размышления психолога
Это все совершенно реальная история, которая происходила практически на моих глазах. Тяжелые переживания Аси оставили отпечаток на всю ее дальнейшую жизнь.
Очень часто родители прибегают к позиции давления, когда считают, что они знают лучше, что нужно их любимому чаду. При этом они не учитывают те обстоятельства и те тенденции, которые привели их ребенка к тому или иному выбору. Они не работают с причинами, не пытаются понять ребенка и вообще не дают ему право самому мыслить и принимать решения. Любое давление в таком случае, даже если оно обусловлено самыми добрыми намерениями, воспринимается как очень жестокое насилие и вызывает сопротивление и полное отторжение. Наладить такие отношения будет потом очень непросто.
Если родитель хочет как-то повлиять на своего ребенка, то прежде всего ему стоит:
1. Полностью принять точку зрения ребенка как важную и истинную в каком-то определенном аспекте. Например: «Я понимаю, что тебе нравится ходить в черном, расскажи, что значит для тебя этот цвет? Почему он тебе так нравится?»
2. Постараться узнать, что повлияло на тот или иной выбор ребенка. «А когда ты решила ходить в черном, у вас в школе так ходят?»
3. Постараться поддержать ребенка в тех сложностях, которые он пытается компенсировать за счет экстравагантных решений. «Ты действительно ощущаешь себя некрасивой? Давай пойдем к стилисту и сделаем тебя самой модной, такой как ты захочешь».
4. Начать диалог с ним, используя его смыслы, его ценности, его понимание. «Ты очень круто выглядишь в черном, это стильно, а я тут недавно видела такую прикольную шапочку, тебе очень она подойдет под твой стиль».
5. Понимать, что самое главное – это не настоять на своем, а сохранить теплые отношения и возможность понимать и принимать друг друга.
Тогда у ребенка не будет формироваться убеждение, что есть всего лишь две стороны жизни «черная» - это злые и грубые родители и «белая», та, в которой он чувствует себя правым.
Что касается религии, то очень часто люди, которые только начинают заниматься духовностью, склонны к однобокости восприятия религиозных истин и к их жесткой догматизации. Их обновленное видение жизни кажется чем-то совершенно однозначно истинным, по сравнению с мировоззрением других людей. Из-за этого возникает неприязнь к миру, к мирскому, полное отвержение всего, что выглядит невписанным в жесткие рамки догматизма. При этом любовь остается где-то позади. Отторжение мира часто провоцирует ощущение собственной особости, несколько надменное отношение к другим, которые «не дошли еще» до нового духовного осознания «как правильно жить». Такая духовная гордыня очень опасна и последствия этого мы увидим в дальнейшем развороте событий.
Подписывайтесь на канал и читайте продолжение истории Аси в следующих статьях.
Пишите в комментариях, что думаете по поводу этой истории?
Если вас интересует тема психологии, на этом ТГ- канале вы сможете найти много интересной информации: статьи, видео, обсуждения. У вас будет возможность задать вопрос и получить на него профессиональный ответ: https://t.me/myslysily
Записаться на консультацию можно ЗДЕСЬ.